Проблема психологической готовности в школе в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
1.1 Проблема психологической готовности в школе в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе…………………………………..
1.2 Сущность психологической готовность к школьному обучению….
1.3 Особенности психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения………
Выводы по 1 главе……………………………………………..
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1 Организация и методы исследования………………………..
2.2 Результаты изучения психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения……….
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. В настоящее время предложено большое количество вариантов диагностических программ. Выбор наиболее оптимальной из них является сложной проблемой для практического психолога.
От определения сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе.
Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Воспитание ребенка с нарушением зрения представляет сегодня сложную нерешенную проблему. Вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, незрячие и слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально - психологической адаптации к условиям современной жизни. Слепым и слабовидящим детям уже с самого рождения требуются специальные мероприятия, направленные на формирование компенсаторных механизмов жизнедеятельности и мироощущения, а также на профилактику вторичных отклонений в развитии, таких как задержка психического развития, аутизм, задержка речи, нарушение интеллектуальной сферы. От успешного решения этих проблем в дошкольном возрасте зависит дальнейшая интеграция в общество: их психическое и социальное благополучие, качество личной и общественной жизни, дальнейшая учебная деятельность.
Проблемой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе занимались Венгер Л.A., Назаренко В.В., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Сущность и структура готовности к школе отражены в работах Венгера А.Л., Запорожца A.B., Гуткиной Н.И., Лисиной М.И., Урунтаевой Г.А. При этом общим для большинства исследователей в этой области есть выделение в структуре подготовки ребенка к обучению в школе эмоционально-волевого, познавательного (интеллектуального) и личностного (мотивационного) аспектов (Безруких М.М., Рогов Е.И.). Следует также отметить, что во многих публикациях отечественных авторов (Венгер А.Л., Гуткина Н.И., Карабанова O.A.) рассматривалось происхождение компонентов учебной деятельности, а также пути их формирования на учебных занятиях в детском саду.
Цель исследования: изучение психологической готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения.
Объект исследования: готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: психологическая готовность детей с нарушением зрения к школьному обучению
Гипотеза:мы предполагаем, что психологическая готовность детей с нарушением зрения к школьному обучению имеет свои особенности, а именно…
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать библиографические источники по проблеме психологической готовности детей дошкольного возраста с нарушением зрения и уточнить определение данного понятия;
2. эмпирическим путем изучить психологическую готовность к школе детей с нарушением зрения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретические – анализ психолого – педагогической литературы,
эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа.
метод математической обработки - количественный и качественный анализ, дифференциация по критериям.
База исследования: БДОУ г. Омска «Детский сад №276 компенсирующего вида», в исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением зрения, в количестве 10 человек.
Структура и объем работы.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на ….. страницах. Список литературы включает ….. наименования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
1.1 Проблема психологической готовности в школе в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе…………………………………..
1.2 Сущность психологической готовность к школьному обучению….
1.3 Особенности психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения………
Выводы по 1 главе……………………………………………..
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1 Организация и методы исследования………………………..
2.2 Результаты изучения психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения……….
Выводы по 2 главе…………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. В настоящее время предложено большое количество вариантов диагностических программ. Выбор наиболее оптимальной из них является сложной проблемой для практического психолога.
От определения сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе.
Психологическая готовность к обучению понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, умственная, социальная, а также мотивационная готовности.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определяет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Воспитание ребенка с нарушением зрения представляет сегодня сложную нерешенную проблему. Вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, незрячие и слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социально - психологической адаптации к условиям современной жизни. Слепым и слабовидящим детям уже с самого рождения требуются специальные мероприятия, направленные на формирование компенсаторных механизмов жизнедеятельности и мироощущения, а также на профилактику вторичных отклонений в развитии, таких как задержка психического развития, аутизм, задержка речи, нарушение интеллектуальной сферы. От успешного решения этих проблем в дошкольном возрасте зависит дальнейшая интеграция в общество: их психическое и социальное благополучие, качество личной и общественной жизни, дальнейшая учебная деятельность.
Проблемой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе занимались Венгер Л.A., Назаренко В.В., Слободчиков В.И., Эльконин Д.Б. Сущность и структура готовности к школе отражены в работах Венгера А.Л., Запорожца A.B., Гуткиной Н.И., Лисиной М.И., Урунтаевой Г.А. При этом общим для большинства исследователей в этой области есть выделение в структуре подготовки ребенка к обучению в школе эмоционально-волевого, познавательного (интеллектуального) и личностного (мотивационного) аспектов (Безруких М.М., Рогов Е.И.). Следует также отметить, что во многих публикациях отечественных авторов (Венгер А.Л., Гуткина Н.И., Карабанова O.A.) рассматривалось происхождение компонентов учебной деятельности, а также пути их формирования на учебных занятиях в детском саду.
Цель исследования: изучение психологической готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения.
Объект исследования: готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: психологическая готовность детей с нарушением зрения к школьному обучению
Гипотеза:мы предполагаем, что психологическая готовность детей с нарушением зрения к школьному обучению имеет свои особенности, а именно…
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать библиографические источники по проблеме психологической готовности детей дошкольного возраста с нарушением зрения и уточнить определение данного понятия;
2. эмпирическим путем изучить психологическую готовность к школе детей с нарушением зрения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
теоретические – анализ психолого – педагогической литературы,
эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа.
метод математической обработки - количественный и качественный анализ, дифференциация по критериям.
База исследования: БДОУ г. Омска «Детский сад №276 компенсирующего вида», в исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением зрения, в количестве 10 человек.
Структура и объем работы.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на ….. страницах. Список литературы включает ….. наименования.
Проблема психологической готовности в школе в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Первые исследования психологических особенностей детей поступающих в школу были опубликованы во второй половине XIX века (А. Нейфельд, А. Нечаев, Э. Мейман, А. Павлов, Ст. Холл). Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания (Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн).
В исследованиях второй половины XIX века готовность детей к обучению в школе не выделяется как самостоятельная научная проблема и рассматривается в контексте общих проблем возрастной и педагогической психологии. Само понятие «готовность к обучению школе» еще не используется, однако вопросы, составляющие современное содержание проблемы, уже в то время ставятся и активно исследуются, формируются теоретические предпосылки для современных подходов к изучению школьной готовности.
Отечественные и зарубежные психологи и педагоги Дж. Селли, Э. Мейман, А. Бине, Ст. Холл, К.Д. Ушинский, А.П. Нечаев, П.Ф. Каптерев, Е.И. Кондрат, отмечают необходимость подготовки детей к систематическому школьному обучению, необходимость учитывать особенности и значение дошкольного возраста, роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школе, непрерывность в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста, задачи дошкольных учреждений в подготовке детей к школе, содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к школьному обучению. Отмечается необходимость детального психологического обследования детей, поступающих в школу и в процессе их обучения, рассматриваются различные методы исследования индивидуальных особенностей, начинающих школьное обучение.
Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. Это важнейший итог психического развития ребенка в период дошкольного детства.
В решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков и психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать универсальным.
Педагоги разрабатывали проблему формирования готовности детей к обучению в школе, с тех пор как появились общественные учебные заведения.
По мнению отечественных педагогов, готовность к обучению в школе подразумевает систематическую подготовку в умственном, физическом, нравственном развитии, наличие интереса ребенка к учебной деятельности. Изучение опыта отечественной педагогики по проблеме готовности детей к обучению в школе обнаруживает отсутствие единого взгляда на то, что можно считать критериями готовности. Таким образом, педагогический подход, основанный на определение готовности к школьному обучению, подразумевает систематическую подготовку по сформированности навыков учебной деятельности.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Онсформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению в интеллектуальном отношении заключается в развитии у детей интеллектуальных процессов.
Многие отечественные психологи говорят о том, что готовность к обучению в школе рассматривается как развитие комплекса психических качеств, которые являются предпосылками и источниками психологической готовности. Психологическая готовность заключается в сформированности психических качеств к моменту поступления в школу, и является основной задачей развития ребенка дошкольного возраста.
В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе. Помимо теоретических исследований, отечественными учеными проводится разработка методов диагностики психологической готовности к школе, которые показывают развитие ребенка во всех перечисленных выше сферах и имеют несомненное практическое значение и хорошую прогностическую способность.
Я.А. Коменский сформулировал показатели готовности такие как знания в области окружающего мира, способность к логическому рассуждению, познавательную направленность и стремление к учебной деятельности. И. Г. Песталоцци, предлагал организовать при школах специальные классы, которые могли бы осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.
Зарубежными исследователями по проблеме готовности к школьному обучению, установлена взаимосвязь между различными физическими и психическими показателями развития детей, а также между развитием и школьной успеваемостью (А. Керн, Я. Йирассек, С. Штребель). По их мнению, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении.
Й.Шванцара под готовностью к обучению в школе выделяет умственный, социальный и эмоциональный элементы психологической готовности.
Итак, проанализировав проблему школьной готовности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе мы может констатировать следующее. В зарубежной психологии аналогом понятия «готовность к школе» является «школьная зрелость», отсюда следует, что школьная зрелость означает достижение такого уровня развития, когда ребенок способен самостоятельно принимать участие в школьном обучении. Школьная готовность предполагает развитие педагогической и психологической готовности, потому как уровень развития умений и навыков, как чтение и письмо, не есть признак психологической готовности.
Отечественные психологи говорят о том, что психологическая готовность – это развитие комплекса психологических качеств, проводятся не только теоретические исследования, но также в рамках отечественной психологии ведется разработка методов диагностики психологической готовности к школе.