Тема 11. Психодиагностика и изучение ребенка с отклонениями в развитии.
Основные принципы изучения ребенка с отклонениями в развитии. Возрастно–психологическая диагностика. Уровень актуального развития ребенка. Зона ближайшего развития. Метод наблюдения. Метод клинической беседы. Продукты деятельности ребенка и их психологический анализ. Метод эксперимента. Обучающий эксперимент в психодиагностике аномального развития. Психологические механизмы разных видов помощи в процессе экспресс-диагностики. Качественная и количественная психологическая диагностика. Патопсихологический метод в дифференциальной диагностике. Нейропсихологический метод в дифференциальной диагностике. Стандартизированные психометрические методики диагностики интеллектуального развития ребенка. Понятие о психологической экспресс-диагностике. Основные требования к созданию блока психодиагностических методик для экспресс -диагностики аномального развития. Интерпретация результатов экспресс-диагностического обследования. Изучение ребенка с легким отклонениями в развитии как первый этап психокоррекционной работы. Изучение личности аномального ребенка. Изучение общих структур деятельности. Изучение игровой деятельности. Изучение учебной деятельности. Изучение познавательных процессов (восприятие, память, мышление). Психологическая характеристика ребенка с легкими отклонениями в развитии. Сравнительный анализ взглядов психолога и психиатра на аномальное развитие.
Психолого-медико-педагогические комиссии. Психолог в структуре комиссии. Протокол медико - психолого-педагогической комиссии. Педагогическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию. Психологическая характеристика, ее содержание и основные требования к написанию. Показания и противопоказания к приему в разные типы специальных учреждений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные принципы изучения ребенка с отклонениями в развитии;
2. В чем суть возрастно-психологической диагностики? Каково ее место в структуре диагностики аномального развития ребенка?
3. Какое содержание вкладывает Л.С. Выготский в понятие «зона ближайшего развития»?
4. Охарактеризуйте принципы классификации методов психологической диагностики;
5. В чем суть метода экспресс – диагностики?
6. Охарактеризуйте методы диагностики познавательной сферы детей и подростков;
7. Охарактеризуйте методы диагностики эмоционально -волевой сферы и личности детей и подростков;
8. В чем заключаются трудности осуществления дифференциальной диагностики различных аномалий психического развития? Каковы пути преодоления такого рода затруднений?
9. Охарактеризуйте место и функции психолога в структуре медико –психолого –педагогической комиссии;
10. Охарактеризуйте основные принципы написания психолого–педагогической характеристики. Какова структурная организация такой характеристики?
11. Перечислите типы специальных учреждений, действующих в нашей стране.
Литература:
1. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.,2002.
2. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные школьные учреждения. – М., 1972.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.,1973.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1983.
5. Диагностика умственного развития дошкольника/ Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М.,1978.
6. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.
7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995.
8. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.
9. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис…психол. наук. - М.,1980.
10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
12. Лурия А.Р. Принципы отбора во вспомогательную школу. – М., 1973.
13. Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей. - М., 1981.
14. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
15. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера. - М., 1973.
16. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.
17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство. – М., 1970.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М.,2000.
19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
20. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.
21. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.
22. Слепович Е.С., Масюкова Н.А. Работа психолога в системе оказания помощи детям с задержкой психического развития от 0 до 7 лет. – Мн.,1994.
23. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
24. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М.,1990.
25. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике изучения и развития детей с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология. – 1979. - №6.