Тема 8. Дети с нарушением зрения и слуха.

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения: слепые, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие. Время поражения зрения. Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха: глухие (ранооглохшие, поздно оглохшие), слабослышащие (с относительно сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи). Вторичные нарушения психического развития. Влияние уровня культурального развития на первичный биологический дефект. Патология сенсорной сферы и общие закономерности аномального развития.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность влияния феномена сенсорной депривации на успешность социализации детей с дефектами зрения и слуха;

2. В чем суть теории компенсации слепоты предложенной Л.С. Выготским?

3. Каково влияние нарушений зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?

4. Каково влияние слепоты и слабовидения на формирование высших психических процессов?

5. Каково влияние слепоты и слабовидения на развитие эмоционально - волевой сферы?

6. Охарактеризуйте роль речи в компенсации слепоты и слабовидения;

7. Охаракте6ризуйте влияние нарушений зрения на формирование личности;

8. Охарактеризуйте специфические закономерности психического развития детей , имеющих нарушения слуха;

9. Каковы условия овладения речью глухими детьми?

10. Каковы условия развития понятийного мышления у глухих детей?

11. Охарактеризуйте особенности эмоционально – волевой сферы и личности детей с нарушениями слуха.

Литература:

1. Бюрклен К. Психология слепых. – М., 1934.

2. Венгер Г.Л., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные школьные учреждения. – М., 1972.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1983.

4. Григорьва Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М.,1990.

5. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М.,1956.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – Спб. 1998.

8. Лурия А.Р. Принципы отбора во вспомогательную школу. – М., 1973.

9. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - Спб., 2000.

10. Мариева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье. – М.,1979.

11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

12. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.,1998.

13. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.

14. Психология глухих детей/ Под ред. И.Т. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой. – М.,1971.

15. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М.,1978.

16. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.,1975.

17. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М.,1998.

18. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.,1980.

19. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.,2000.

20. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М.,1988.

21. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. – СПб., 2003.

22. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

23. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М.,1978.

24. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. – М.,1988.

Тема 9. Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА).

Синдром раннего детского аутизма как искаженное психическое развитие. Этиология синдрома раннего детского аутизма. Клинико-психологическая структура синдрома раннего детского аутизма. Феноменологическая картина синдрома раннего детского аутизма. Понимание сущности основного расстройства при синдроме раннего детского аутизма в различных психологических и клинических направлениях (психоанализ, клиническое направление, психофизиологическое направление, когнитивное направление, нейропсихологическое, этологическое). Психологическая структура раннего детского аутизма по Лебединскому: недостаточность регуляторных систем, дефицитарность анализаторных систем. Психологическая картина раннего детского аутизма в рамках данного подхода. Проявление синдрома раннего детского аутизма на различных возрастных этапах. Подходы к психокоррекционной работе с ребенком с ранним детским аутизмом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите причины возникновения синдрома раннего детского аутизма в различных клинических и психологических подходах;

2. Дайте определение синдрома РДА и опишите наиболее характерные признаки его проявления;

3. Дайте сравнительное описание основных вариантов аутизма: синдрома Л. Каннера, Х. Аспергера;

4. Дайте сравнительный анализ понимания сущности основного расстройства при синдроме раннего детского аутизма в различных психологических и клинических направлениях;

5. Опишите психологическую модель синдрома раннего детского аутизма, принятую в отечественной психологии (по В.В. Лебединскому);

6. Охарактеризуйте особенности развития двигательной сферы детей с синдромом РДА;

7. Опишите особенности деятельности и личности детей с синдромом РДА;

8. Опишите особенности игровой деятельности детей с синдромом РДА;

9. Опишите особенности речевой деятельности детей с синдромом РДА (по Никольской О.С.);

10. Охарактеризуйте особенности развития познавательной сферы детей с синдромом РДА;

11. Охарактеризуйте значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме РДА.

Литература:

1. Башина В.М. Ранний детский аутизм// Альманах «Исцеление». – М.,1993.

2. Детский аутизм: Хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. – Спб.,2001

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.

4. Каган В.Е. Аутизм у детей. – М.,1981.

5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995.

6. Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма. – М.,1991.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

8. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - Спб., 2000.

9. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей//Дефектология. –1995. - №1.

10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997.

11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

12. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.

13. Ранний детский аутизм: Сб. научн. Трудов/Под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М.,1981.

14. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. – СПб., 2003.

15. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.

16. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974.

Наши рекомендации