Тема 8. Дети с нарушением зрения и слуха.
Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения: слепые, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие. Время поражения зрения. Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха: глухие (ранооглохшие, поздно оглохшие), слабослышащие (с относительно сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи). Вторичные нарушения психического развития. Влияние уровня культурального развития на первичный биологический дефект. Патология сенсорной сферы и общие закономерности аномального развития.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте сущность влияния феномена сенсорной депривации на успешность социализации детей с дефектами зрения и слуха;
2. В чем суть теории компенсации слепоты предложенной Л.С. Выготским?
3. Каково влияние нарушений зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?
4. Каково влияние слепоты и слабовидения на формирование высших психических процессов?
5. Каково влияние слепоты и слабовидения на развитие эмоционально - волевой сферы?
6. Охарактеризуйте роль речи в компенсации слепоты и слабовидения;
7. Охаракте6ризуйте влияние нарушений зрения на формирование личности;
8. Охарактеризуйте специфические закономерности психического развития детей , имеющих нарушения слуха;
9. Каковы условия овладения речью глухими детьми?
10. Каковы условия развития понятийного мышления у глухих детей?
11. Охарактеризуйте особенности эмоционально – волевой сферы и личности детей с нарушениями слуха.
Литература:
1. Бюрклен К. Психология слепых. – М., 1934.
2. Венгер Г.Л., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные школьные учреждения. – М., 1972.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1983.
4. Григорьва Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М.,1990.
5. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М.,1956.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – Спб. 1998.
8. Лурия А.Р. Принципы отбора во вспомогательную школу. – М., 1973.
9. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - Спб., 2000.
10. Мариева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье. – М.,1979.
11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
12. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.,1998.
13. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.
14. Психология глухих детей/ Под ред. И.Т. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой. – М.,1971.
15. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М.,1978.
16. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.,1975.
17. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М.,1998.
18. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.,1980.
19. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.,2000.
20. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М.,1988.
21. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. – СПб., 2003.
22. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.
23. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М.,1978.
24. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. – М.,1988.
Тема 9. Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА).
Синдром раннего детского аутизма как искаженное психическое развитие. Этиология синдрома раннего детского аутизма. Клинико-психологическая структура синдрома раннего детского аутизма. Феноменологическая картина синдрома раннего детского аутизма. Понимание сущности основного расстройства при синдроме раннего детского аутизма в различных психологических и клинических направлениях (психоанализ, клиническое направление, психофизиологическое направление, когнитивное направление, нейропсихологическое, этологическое). Психологическая структура раннего детского аутизма по Лебединскому: недостаточность регуляторных систем, дефицитарность анализаторных систем. Психологическая картина раннего детского аутизма в рамках данного подхода. Проявление синдрома раннего детского аутизма на различных возрастных этапах. Подходы к психокоррекционной работе с ребенком с ранним детским аутизмом.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите причины возникновения синдрома раннего детского аутизма в различных клинических и психологических подходах;
2. Дайте определение синдрома РДА и опишите наиболее характерные признаки его проявления;
3. Дайте сравнительное описание основных вариантов аутизма: синдрома Л. Каннера, Х. Аспергера;
4. Дайте сравнительный анализ понимания сущности основного расстройства при синдроме раннего детского аутизма в различных психологических и клинических направлениях;
5. Опишите психологическую модель синдрома раннего детского аутизма, принятую в отечественной психологии (по В.В. Лебединскому);
6. Охарактеризуйте особенности развития двигательной сферы детей с синдромом РДА;
7. Опишите особенности деятельности и личности детей с синдромом РДА;
8. Опишите особенности игровой деятельности детей с синдромом РДА;
9. Опишите особенности речевой деятельности детей с синдромом РДА (по Никольской О.С.);
10. Охарактеризуйте особенности развития познавательной сферы детей с синдромом РДА;
11. Охарактеризуйте значение страхов в структуре нарушений развития при синдроме РДА.
Литература:
1. Башина В.М. Ранний детский аутизм// Альманах «Исцеление». – М.,1993.
2. Детский аутизм: Хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. – Спб.,2001
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1986.
4. Каган В.Е. Аутизм у детей. – М.,1981.
5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1995.
6. Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма. – М.,1991.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
8. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. - Спб., 2000.
9. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей//Дефектология. –1995. - №1.
10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.,1997.
11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
12. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.
13. Ранний детский аутизм: Сб. научн. Трудов/Под ред. Т.А. Власовой, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской. – М.,1981.
14. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. – СПб., 2003.
15. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. – М., 2003.
16. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974.