Тема 4. Задержка психического развития.
Современное школьное обучение и проблема школьной неуспеваемости. История изучения детей с задержкой психического развития. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К.С.Лебединской). Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма. Стратегия психологической помощи этим детям. Задержка психического развития соматогенного происхождения. Основные направления в работе психолога с детьми данной категории. Задержка психического развития психогенного происхождения. Психологические особенности детей-воспитанников закрытых учреждений (психологические механизмы формирования синдрома «детского госпитализма»; психологический «портрет» ребенка-сироты, воспитывающегося в закрытом учреждении). Стратегия работы психолога с детьми с задержкой психического развития психогенного происхождения. Основные направления работы психолога закрытого детского учреждения.
Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Психологическая структура задержки психического развития церебрально-органического дефекта.
Особенности личности, деятельности и познавательных функций с задержкой психического развития.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте краткий исторический обзор проблемы изучения задержки психического развития в клинике, психологии и педагогике;
2. Перечислите варианты задержки психического развития по К.С. Лебединской;
3. Охарактеризуйте задержку психического развития конституционального происхождения;
4. Охарактеризуйте задержку психического развития соматогенного происхождения;
5. Охарактеризуйте задержку психического развития психогенного происхождения;
6. Перечислите причины возникновения задержки психического развития церебрально-органического генеза;
7. Укажите клинико-психологические различия между I и II подгруппами (по И.Ф. Марковской) задержки псизического развития церебрально-органического генеза;
8. Дайте общую характеристику детей с преобладанием нарушений познавательной деятельности;
9. Какова психологическая структура задержки психического развития церебрально – органического генеза?
10. Раскройте особенности личности детей с задержкой психического развития церебрально – органического генеза;
11. Опишите особенности деятельности детей с задержкой психического развития;
12. Раскройте особенности игровой деятельности детей с задержкой психического развития;
13. Раскройте особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития;
14. Каковы особенности чувственного познания у детей с задержкой психического развития?
15. Раскройте особенности мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития.
Литература:
1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.,1999.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1983.
3. Дети с задержкой психического развития/под ре. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
4. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта у детей в условиях психической депривации. // Дефектология. - 1990. - №3.
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.,1999.
9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
10. Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития) / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М, 1986. Патопсихология. Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М.,1999.
11. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия аномальных детей: психофизиологическое исследование. - М.,1984.
12. Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Ориентировочная реакция и ее связь с процессом прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития. // Дефектология. - 1990. - №3.
13. Поляков А.М. Развитие продуктивных действий у подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью. / Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Мн.,2002.
14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.,1990.
15. Психическое развитие воспитанников детского дома/ под. Ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Русской. – М.,1990.
16. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.
17. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. – Спб.,2003.
18. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М.,1990.
19. Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития//Генетические проблемы специальной психологии. – Мн.,1985.
20. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте: Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10. / РАО. - М., 1994.
21. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. – СПб., 2003.
22. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
23. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М.,1986.
24. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.,1990.