Определение доминирующих мотивов учения у детей подготовительной группы 2014-2015 уч. год
Начало года Конец года
У - учебный мотив; С - социальный мотив; И – игровой мотив.
В начале года у 13 детей подготовительной группы не была сформирована мотивационная готовность (внутренняя позиция школьника). У этих детей доминировал игровой мотив над познавательным.
После проведенной развивающей работы педагогами и родителями в конце года у детей сформировалась «внутренняя позиция школьника» произошла смена игрового мотива на учебный, произошли качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольников «я хочу» перешли к позиции школьника «надо». Все дети понимают, что в школе существует определенные правила, оценочная система, они все готовы к обучению и «хотят учиться».
Хочется отметить, что, проучившись в школе первый учебный месяц, у этих детей процесс школьной адаптации прошел успешно.
Дальнейшее развитие проекта:
· Всем педагогам, работающим со старшими дошкольниками, пересмотреть содержание перспективного планирования детских видов деятельности с учетом полученных результатов по подготовке детей к школе;
· Продолжить работу по преемственности между деятельностью педагога-психолога ДОУ и педагогами-психологами школ, учителями начального образования;
· Широко использовать информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-психолога с родителями, детьми и педагогами;
· Разработать мнемотехнические карты для развития слуховой памяти старших дошкольников;
· Пополнить оснащение кабинета педагога-психолога ДОУ дидактическими играми, пособиями, раздаточным материалом по подготовке детей к школе;
· Подобрать видео материалы по данной теме для просвещения родителей и педагогов;
· Углубить и расширить содержание коррекционно-развивающих мероприятий, с включением в них элементов здоровье сберегающих технологий;
· Организовать проведение совместных занятий с детьми и их родителями;
· Опубликовать опыт своей работы в методическом пособии.
VII. Перспективы развития и применения проекта
в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе. Это позволит профессионально и системно подойти к данной проблеме. Программа может быть рекомендована педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, руководителями ДОУ.
Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, консультирование педагогов-психологов района и республики.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
1. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт.-сост. Е Д.Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
2. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб.: Питер, 2004.-205с.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. М.Р.Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
4. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-128с.
5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В.Останкова.- Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
6. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.
7. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2009. – 48 с.
8. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия) и т.п.
Следует отметить ценность развивающих занятий для подготовки детей к школе. Систематическая работа, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение) дает положительную динамику.
Что значит ребенок готов к школе? Это не только умение читать, считать, писать, а развитая познавательная активность будущего ученика. И только через игру можно присвоить ребенку дошкольного возраста нравственные общечеловеческие ценности, уважение к национальным традициям, начало гражданственности и любви к своей семье и Родине. В игре развивается память, мышление внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать знания и умения и применять их.
Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей помочь ребенку в этом.
В ходе проведенного исследования гипотеза полностью подтвердилась, цели и задачи достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алиева Т.И., Трифонова Т.В. «Истоки»: система оценки результатов освоения программы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №5. С. 10-15.
2. Бурлакова И.А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С.4-10.
3. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С.24-28.
4. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С.47-65.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
6. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
7. Карпекина Т.В., Макарьева О.Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
8. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
9. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
10. Родительские собрания: подготовительная группа / Авт.-сост. С.В.Чиркова. - М.: ВАКО,2008. - 336 с.
11. Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 104-111.
12. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
13. Юдина Е.П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 82-85.
14. Юдина Т.П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 62-74.