Результаты диагностики доминирующих мотивов учения в подготовительной группы в начале 2014-2015 учебного года
У – учебный мотив; С – социальный; И – игровой.
При обследовании доминирующих мотивов учения у детей подготовительной группы в начале года показало, что 9 детей из 22 по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности. У них доминирует учебный и социальный мотив.
Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, старательны, успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении у детей в дальнейшем могут возникнуть трудности с учебой. Если таким детям не помочь вовремя, впоследствии они станут слабоуспевающим.
У 13 детей из 22 доминирует игровой мотив над познавательным, так как они выбирают игровую ситуацию. Эти дети по внутренним предпосылкам не готовы к учебной деятельности. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если детей мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.
Мотивацию старших дошкольников к обучению можно повысить. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.
В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:
· На практике трудно выбрать из множества методик и программ (Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению и помочь подготовиться к школе;
· Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
· Нет преемственности в работе педагогов-психологов, так как не во всех образовательных учреждениях есть данные специалисты;
· Следует повышать профессиональную компетентность педагогам;
· Необходимо создавать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.
IV. Обоснование этапов и способов реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап: июль - сентябрь 2014-2015 учебный год – подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап:октябрь-апрель 2014-2015 учебный год– практический (формирующий):включение участников проекта впрактическуюдеятельность пореализации мер и мероприятий в рамках проекта
3 этап:май-июнь 2014 - 2015 учебный год– контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный: сроки июль - сентябрь 2014 года
Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе.
Задачи:
· Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;
· Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
· Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;
· Определить уровень психологической готовности детей к школе;
· Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для неготовых детей к школе (для детей с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе);
· Создать информационный банк по данной проблеме.
Ожидаемый результат– мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме; | Июль | Педагог-психолог |
2. | Подбор диагностического материала для детей. | Август | Педагог-психолог |
Оформление уголков, папок-раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога»: - Как преодолеть страх перед школой; - Памятка родителям первоклассникам; - 12 советов родителям будущих первоклассников. | Август | Педагог-психолог | |
3. | Диагностика школьной готовности. Методики: 1 - Методика «Последовательность событий» 2 - Методика «10 слов» 3 - Методика «Цветные матрицы Равена» 4 - Методика «Графический диктант» 5 - Методика «Узор» 6 - Методика «Домик» | Сентябрь | Педагог-психолог |
4. | Составление программы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе «В стране знаний» (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению), календарно-тематическое планирование. | Сентябрь | Педагог-психолог |
5. | Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе» · Участие родителей в обсуждении перспектив проекта. · Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Сентябрь | Педагог-психолог |
6. | Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей. | Сентябрь | Педагог-психолог, педагоги, родители |
7. | Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе. z:\CorvDoc\infopedia1\Приложение 6.doc | Сентябрь | Педагог-психолог, педагоги, родители |
8. | Разработать план по преемственности дошкольного и начального школьного образования. | Сентябрь | Педагог-психолог, педагоги, учителя начальных классов |
Описание первого этапа
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды и папки-раскладушки для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительной группы. По ее результатам была сформирована коррекционная группа детей с низким и ниже среднего уровнем психологической готовности к школе.
Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий «В стране знаний», направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации, план работы по преемственности детского сада и школы по данной теме.
2 этап – практический: «Сотрудничество и поддержка» сроки октябрь-апрель 2014-2015 учебный год
Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
· Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности;
· Развивать психофизиологические процессы (память, внимание, мышление, мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, пространственную ориентацию, сенсомоторику), навыки общения и речевую деятельность детей;
· Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию;
· Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей;
· Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе.
· Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.
Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:
· круглый стол;
· теоретический, практический семинар;
· чтение художественной литературы детям по данной теме;
· педагогический тренинг;
· развивающие занятия с детьми;
· тесты.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение коррекционно-развивающих занятий (30 занятий) | Октябрь -Апрель (2 раза в неделю) | Педагог-психолог |
Чтение детям серии сказок М.А. Панфилова «Лесная школа» (30 сказок) | Октябрь –Апрель (1 раз в неделю) | Педагоги подготовительной группы | |
Проведение семинара-практикума для педагогов ДОУ «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?» | Ноябрь | Педагог-психолог | |
Проведение круглого стола для педагогов ДОУ и учителей начальных классов «Преемственность и адаптация: условия успешной адаптации будущих первоклассников» | Декабрь | Педагог-психолог, учителя нач. классов, педагоги | |
Оформление папок-раскладушек. | Октябрь-Апрель | Педагог-психолог, педагоги | |
Проведение тренинга «Семья на пороге школьной жизни ребенка». | Февраль | Педагог-психолог, родители, педагоги | |
Проведение с детьми теста «Рисунок школы» (анализ результатов) | Март | Педагог-психолог | |
Проведение запланированных мероприятий по преемственности детского сада и школы. | Сентябрь-Апрель | Педагог-психолог, педагоги, учителя начальных классов |
Описание второго этапа
На втором этапе два раза в неделю проводились развивающие занятия с детьми коррекционной группы.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Педагоги подготовительной группы один раз в неделю знакомили детей со сказками М.А. Панфиловой «Лесная школа». Цикл сказок направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволит им легче адаптироваться к школе. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Через сказки происходит знакомство детей со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.
Затем с детьми подготовительной группы был проведен тест «Рисунок школы», который показал отношение детей к школе и выявил уровень школьной тревожности.
В течение учебного проводились все запланированные мероприятия по преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.
3 этап – контрольно-оценочный: «Анализ и перспективы» сроки – май-июнь 2014 - 2015 учебный год
Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.
Задачи:
· Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
· Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
· Обобщить опыт работы по реализации проекта;
· Определить перспективы дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы подготовки детей к школе, подбор ресурсов для преодоления рассогласования, определение дальнейших перспектив работы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Повторная диагностика школьной готовности | Май | Педагог-психолог |
2. | Сравнение диагностических данных в коррекционной подгруппе на начало и конец реализации проекта. | Май | Педагог-психолог |
3. | Мониторинг школьной готовности детей подготовительной и коррекционной подгруппы. | Май | Педагог-психолог |
4. | Родительское собрание в подготовительных группах «Волевая готовность» | Май | Педагог-психолог |
5. | Консультация для педагогов, учителей начальных классов «Мониторинг готовности детей подготовительной группы к школе» | май | Педагог-психолог, педагоги, учителя начальных классов |
6. | Обобщение и распространение опыта проведенной работы: - Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей, педагогов-психологов | июнь | Педагог-психолог, педагоги, учителя начальных классов |
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей подготовительной группы, составлен мониторинг школьной готовности детей подготовительной группы и коррекционной подгруппы.
В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей этой подгруппы. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т.е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые стартовые возможности к обучению в школе.
Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.
Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.
Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность. Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.
Технические и информационные ресурсы:
Во время реализации проекта были использованы информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, коррекционно-развивающая программа и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Также использовались технические ресурсы (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, сборники детских песен про школу) в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
Использование информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями дает возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Материально-технические ресурсы: