I. Обоснование актуальности проекта
II. Обоснование содержания проекта
Методологические и теоретические основы проекта составили: принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн); принцип системности; принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А.Цукерман, Ш.А. Амонашвили); труды отечественных и зарубежных исследователей Л.И.Божович, А.В. Запорожец, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, С.Штрембел, Я.Йирасек.
Концептуальную основу проекта составили: возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л.И. Божович, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А.Керн, теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Теоретическая значимость:
– обобщены концепции о психологической готовности к школе;
применён системный подход, позволяющий выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе».
Результаты диагностики доминирующих мотивов учения в подготовительной группы в начале 2014-2015 учебного года
У – учебный мотив; С – социальный; И – игровой.
При обследовании доминирующих мотивов учения у детей подготовительной группы в начале года показало, что 9 детей из 22 по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности. У них доминирует учебный и социальный мотив.
Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, старательны, успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении у детей в дальнейшем могут возникнуть трудности с учебой. Если таким детям не помочь вовремя, впоследствии они станут слабоуспевающим.
У 13 детей из 22 доминирует игровой мотив над познавательным, так как они выбирают игровую ситуацию. Эти дети по внутренним предпосылкам не готовы к учебной деятельности. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если детей мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.
Мотивацию старших дошкольников к обучению можно повысить. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.
В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:
· На практике трудно выбрать из множества методик и программ (Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению и помочь подготовиться к школе;
· Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
· Нет преемственности в работе педагогов-психологов, так как не во всех образовательных учреждениях есть данные специалисты;
· Следует повышать профессиональную компетентность педагогам;
· Необходимо создавать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.
Задачи:
· Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;
· Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
· Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;
· Определить уровень психологической готовности детей к школе;
· Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для неготовых детей к школе (для детей с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе);
· Создать информационный банк по данной проблеме.
Ожидаемый результат– мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме; | Июль | Педагог-психолог |
2. | Подбор диагностического материала для детей. | Август | Педагог-психолог |
Оформление уголков, папок-раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога»: - Как преодолеть страх перед школой; - Памятка родителям первоклассникам; - 12 советов родителям будущих первоклассников. | Август | Педагог-психолог | |
3. | Диагностика школьной готовности. Методики: 1 - Методика «Последовательность событий» 2 - Методика «10 слов» 3 - Методика «Цветные матрицы Равена» 4 - Методика «Графический диктант» 5 - Методика «Узор» 6 - Методика «Домик» | Сентябрь | Педагог-психолог |
4. | Составление программы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе «В стране знаний» (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению), календарно-тематическое планирование. | Сентябрь | Педагог-психолог |
5. | Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе» · Участие родителей в обсуждении перспектив проекта. · Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Сентябрь | Педагог-психолог |
6. | Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей. | Сентябрь | Педагог-психолог, педагоги, родители |
7. | Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе. z:\CorvDoc\infopedia1\Приложение 6.doc | Сентябрь | Педагог-психолог, педагоги, родители |
8. | Разработать план по преемственности дошкольного и начального школьного образования. | Сентябрь | Педагог-психолог, педагоги, учителя начальных классов |
Описание первого этапа
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды и папки-раскладушки для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительной группы. По ее результатам была сформирована коррекционная группа детей с низким и ниже среднего уровнем психологической готовности к школе.
Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий «В стране знаний», направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации, план работы по преемственности детского сада и школы по данной теме.
2 этап – практический: «Сотрудничество и поддержка» сроки октябрь-апрель 2014-2015 учебный год
Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
· Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности;
· Развивать психофизиологические процессы (память, внимание, мышление, мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, пространственную ориентацию, сенсомоторику), навыки общения и речевую деятельность детей;
· Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию;
· Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей;
· Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе.
· Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.
Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:
· круглый стол;
· теоретический, практический семинар;
· чтение художественной литературы детям по данной теме;
· педагогический тренинг;
· развивающие занятия с детьми;
· тесты.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Проведение коррекционно-развивающих занятий (30 занятий) | Октябрь -Апрель (2 раза в неделю) | Педагог-психолог |
Чтение детям серии сказок М.А. Панфилова «Лесная школа» (30 сказок) | Октябрь –Апрель (1 раз в неделю) | Педагоги подготовительной группы | |
Проведение семинара-практикума для педагогов ДОУ «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?» | Ноябрь | Педагог-психолог | |
Проведение круглого стола для педагогов ДОУ и учителей начальных классов «Преемственность и адаптация: условия успешной адаптации будущих первоклассников» | Декабрь | Педагог-психолог, учителя нач. классов, педагоги | |
Оформление папок-раскладушек. | Октябрь-Апрель | Педагог-психолог, педагоги | |
Проведение тренинга «Семья на пороге школьной жизни ребенка». | Февраль | Педагог-психолог, родители, педагоги | |
Проведение с детьми теста «Рисунок школы» (анализ результатов) | Март | Педагог-психолог | |
Проведение запланированных мероприятий по преемственности детского сада и школы. | Сентябрь-Апрель | Педагог-психолог, педагоги, учителя начальных классов |
Описание второго этапа
На втором этапе два раза в неделю проводились развивающие занятия с детьми коррекционной группы.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Педагоги подготовительной группы один раз в неделю знакомили детей со сказками М.А. Панфиловой «Лесная школа». Цикл сказок направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволит им легче адаптироваться к школе. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Через сказки происходит знакомство детей со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.
Затем с детьми подготовительной группы был проведен тест «Рисунок школы», который показал отношение детей к школе и выявил уровень школьной тревожности.
В течение учебного проводились все запланированные мероприятия по преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.
3 этап – контрольно-оценочный: «Анализ и перспективы» сроки – май-июнь 2014 - 2015 учебный год
Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.
Задачи:
· Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
· Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
· Обобщить опыт работы по реализации проекта;
· Определить перспективы дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы подготовки детей к школе, подбор ресурсов для преодоления рассогласования, определение дальнейших перспектив работы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Повторная диагностика школьной готовности | Май | Педагог-психолог |
2. | Сравнение диагностических данных в коррекционной подгруппе на начало и конец реализации проекта. | Май | Педагог-психолог |
3. | Мониторинг школьной готовности детей подготовительной и коррекционной подгруппы. | Май | Педагог-психолог |
4. | Родительское собрание в подготовительных группах «Волевая готовность» | Май | Педагог-психолог |
5. | Консультация для педагогов, учителей начальных классов «Мониторинг готовности детей подготовительной группы к школе» | май | Педагог-психолог, педагоги, учителя начальных классов |
6. | Обобщение и распространение опыта проведенной работы: - Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей, педагогов-психологов | июнь | Педагог-психолог, педагоги, учителя начальных классов |
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей подготовительной группы, составлен мониторинг школьной готовности детей подготовительной группы и коррекционной подгруппы.
В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей этой подгруппы. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т.е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые стартовые возможности к обучению в школе.
Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.
Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.
Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность. Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.
Технические и информационные ресурсы:
Во время реализации проекта были использованы информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, коррекционно-развивающая программа и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Также использовались технические ресурсы (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, сборники детских песен про школу) в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
Использование информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями дает возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Материально-технические ресурсы:
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе. Это позволит профессионально и системно подойти к данной проблеме. Программа может быть рекомендована педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, руководителями ДОУ.
Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, консультирование педагогов-психологов района и республики.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
1. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт.-сост. Е Д.Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
2. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб.: Питер, 2004.-205с.
3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. М.Р.Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
4. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-128с.
5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В.Останкова.- Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
6. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.
7. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2009. – 48 с.
8. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия) и т.п.
Следует отметить ценность развивающих занятий для подготовки детей к школе. Систематическая работа, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение) дает положительную динамику.
Что значит ребенок готов к школе? Это не только умение читать, считать, писать, а развитая познавательная активность будущего ученика. И только через игру можно присвоить ребенку дошкольного возраста нравственные общечеловеческие ценности, уважение к национальным традициям, начало гражданственности и любви к своей семье и Родине. В игре развивается память, мышление внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать знания и умения и применять их.
Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей помочь ребенку в этом.
В ходе проведенного исследования гипотеза полностью подтвердилась, цели и задачи достигнуты.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алиева Т.И., Трифонова Т.В. «Истоки»: система оценки результатов освоения программы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №5. С. 10-15.
2. Бурлакова И.А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С.4-10.
3. Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С.24-28.
4. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С.47-65.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
6. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
7. Карпекина Т.В., Макарьева О.Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
8. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
9. Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
10. Родительские собрания: подготовительная группа / Авт.-сост. С.В.Чиркова. - М.: ВАКО,2008. - 336 с.
11. Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 104-111.
12. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
13. Юдина Е.П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 82-85.
14. Юдина Т.П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 62-74.
I. Обоснование актуальности проекта
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.
Не секрет, что здоровье нации сейчас в катастрофическом состоянии. По свидетельствам медиков, не более 10% детей рождаются здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % - имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.
Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.
Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).
Нормативно-правовая база:
Правовыми основами дошкольного образования являются: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Концепция организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, Типовое положением о дошкольном образовательном учреждении, Устав ДОУ, образовательная программа, разработанная на основе программы «Истоки» научный редактор Л.А. Парамонова.
В соответствии с вышеизложенным, был разработан проект: «Психологическая готовность детей к школе».
Новизна:включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.
Цель проекта: исследование психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе и разработка коррекционно-развивающей программы для работы с детьми.
В процессе разработки проекта решались следующие задачи:
· Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
· Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
· Разработать программу коррекционно-развивающих занятий;
· Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;
· Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
· Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
· Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Объект: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет:психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов и педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Диагностика детей;
3. Анкетирование родителей;
4. Консультирование педагогов, учителей начальных классов и родителей;
5. Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.
Доказательства необходимости разработки данной темы:
Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. А также является одним из главных направлений ДОУ. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.
Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.
Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально–волевой. С целью определения психологической готовности детей к обучению в школе было проведено исследование в подготовительной группе.
Результаты диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в начале 2014-2015 учебного года
1 - Методика «Рассказ» 2 - Методика «10слов»
3 - Методика «Цветные матрицы Равена»
4 - Методика «Графический диктант» 5 - Методика «Узор»
6 - Методика «Домик» 7 - Общий уровень
Обследование проводилось по диагностическому комплексу психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста / под научн. ред. Н.А. Толстовой. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006.
Обследование показало (Методика «Последовательность событий»), что у детей недостаточно развито логическое мышление, возникают трудности при раскладывании серии картинок по порядку и составлении связного рассказа. Рассказы у детей получились в виде перечисляемых событий, беден словарный запас, наблюдается нарушение грамматического строя речи.
При обследовании вербальной памяти (Методика «10 слов») выявилось, что детям старшего дошкольного возраста достаточно трудно запоминать предъявленные слова без опоры на наглядность.
Проанализировав результаты обследования по методике «Матрицы Равена», можно сделать вывод, что большое количество неправильных ответов (36%) у детей не связаны с интеллектуальными трудностями, а возникают из-за нарушения внимания, его низкой концентрации, а также неумения планировать свою деятельность.
При обследовании предпосылок учебной деятельности по методике «Графический диктант» выявилось, что 40% детей не умеют действовать по правилу и по указанию взрослого, затрудняются воспроизводить заданное направление линий, плохо ориентируются на листе в клетку.
Обследовав индивидуально-типические особенности формирования самостоятельной деятельности (Методика «Узор»), можно сказать, что не все дети могут принять задание взрослого, содержащее ряд правил, и подчиняться им в своей деятельности в отведенный временной интервал (в течение 15 минут писать палочки и черточки, соблюдая 4 правила). Дети принимают лишь часть инструкции из-за невнимательности и слабой развитой слуховой памяти. Ошибок не замечают и не исправляют после окончания работы.
Обследование произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки (Методика «Домик») показало, что у детей подготовительной группы на начало учебного года не достаточно развито произвольное внимание. В рисунках детей неправильно изображены элементы, отсутствуют части домика, увеличены или уменьшены детали. Работы не аккуратные, размашистые, наблюдаются разрывы между линиями. Слабо развита мелкая моторика рук.
Общий уровень психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе на начало учебного года составил – 57%, что указывает на недостаточный уровень развития психических процессов.
Из вышеизложенного следует, что в старшем дошкольном возрасте необходимо более полно изучать развитие всех психических процессов детей для дальнейшей развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также проводить коррекционно-развивающие мероприятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни школьной готовности.
Необходимо подготавливать детей подготовительной группы к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поэтому проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
В образовательном пространстве участвуют педагог-психолог, педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.
Планируемые результаты:
v Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
v Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.
v Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
v У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
v Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание,