Формы организации интеллекта
Здравый смысл – процесс адекватного отражения реальной действительности. Базируется на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей, использует рациональный способ мышления. Это общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности. Здравый смысл помогает избегать логических ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций, позволяет выбирать наиболее адекватный способ взаимодействия с окружающим. Здравый смысл проявляется в суждениях о правильном и неправильном, годном и негодном.
Рассудок – процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов участников коммуникации. Это тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет, прежде всего, упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, что придает ему автоматоподобный характер, коему присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению и схематизации. Это позволяет правильно классифицировать явления, приводить знания в систему. Рассудок обеспечивает успешную адаптацию индивида к привычным познавательным ситуациям, особенно при решении утилитарных задач. Ограниченность рассудка — в негибкости и категоричности, в неспособности выйти за пределы анализируемого содержания. Когда умственная деятельность человека исчерпывается операциями рассудка, она становится абстрактно-формальной.
Разум – высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности. Разум дает знания более глубокие и обобщенные. Схватывая единство противоположностей, он позволяет постичь различные стороны объекта в их несходстве, взаимопереходах и сущностных характеристиках. Он способен анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли — и, преодолевая их односторонность, вырабатывать отображающие диалектику мира понятия. Выход за пределы наличного знания и порождение новых понятий — основное отличие разума от рассудка. Разум конструктивен, рефлексивен, ориентирован на социальные цели высшего уровня.
В реальной работе логической мысли рассудок и разум внутренне связаны как компоненты целостного процесса познания.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию интеллект.
2. Двухфакторные модели интеллекта Ч.Э. Спирмена, Р.Б. Кеттелла.
3. Многофакторные модели интеллекта Л. Терстоуна, Д. Гилфорда.
4. Генетические и врожденные факторы интеллектуального развития.
5. Приобретенные социальные факторы, их роль в развитии интеллекта.
6. Составляющие интеллекта.
7. Охарактеризуйте уровни интеллекта.
8. Формы организации интеллекта.
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую называют
а) квадратической
б) кубообразной
в) тетраэдрической
г) цилиндрической
д) конусной
47. способность объекта решать известные задачи известными, неизменными методами характеризуется уровнем интеллекта
а) 0
б) 1
в) 2
г) 3
д) 4
48. Существует набор независимых способностей, которые определяют успешность интеллектуальной деятельности, по мнению
а) Ж. Пиаже;
б) К. Спирмена;
в) Л. Тёрстоуна;
г) Дж. Равена
д) К.Айзенка
49. К. Спирмен разработал теорию интеллекта
а) однофакторную
б) двухфакторную
в) трехфакторную
г) четырехфакторную
д) пятифакторную
50. Главным оппонентом К. Спирмена был
а) Дж. Гилфорд
б) Ж. Пиаже
в) Л. Тёрстон
г) Р. Стренберг.
д) Р. Кеттелл
Глава 4
Психологическая характеристика
эмоциональной сферы психики
В психологии эмоциями называются процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выраженный ситуативный характер. С одной стороны они обусловлены потребностями (мотивацией), личностными особенностями, с другой – особенностями воздействий (ситуацией).
Эмоции человека выражаются в:
· субъективных специфических переживаниях;
· поведении;
· физиологических изменениях в организме.
В структуре эмоционального явления можно выделить три компонента: предмет, эмоциональное переживание и потребность (мотив).
1. Предмет эмоции представляет любое значимое для человека, событие (явление), в связи с которым и по поводу которого возникает эмоциональное переживание. Это может быть оценка на экзамене, опоздание на работу, природное явление, чей-то поступок, собственная мысль и т. п. Такие значимые события и ситуации называются эмоциогенными. Они могут возникать стихийно или создаваться кем-то преднамеренно. Предмет определяет содержание эмоциональных переживаний. Однако человек далеко не всегда осознает предметное содержание своих эмоций.
2. Центральный компонент эмоционального явления представлен эмоциональным переживанием, то есть той субъективной реакцией, которая возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией: радость, недоумение, удивление, испуг и т. п. Эмоциональное переживание возникает непроизвольно и всегда осознается человеком. Оно в той или иной степени изменяет сознание и весь внутренний душевный мир человека (внимание, мышление, память, воображение, восприятие), а также его физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищеварительные и т. д.).
3. Потребность (мотив) составляет третий структурный компонент эмоционального явления. Она выступает как внутреннее психологическое основание (критерий) для эмоциональной оценки значимости чего-либо для человека. Значимость той или иной ситуации определяется тем, в какой мере связана она с актуальной в данный момент потребностью (потребностями), препятствует или способствует ее удовлетворению. Значимость всегда задана потребностями. Поэтому при их отсутствии эмоции невозможны. Например, у голодного человека возникает множество связанных с этим эмоциональных переживаний, порождаемых соответствующими ситуациями. Однако те же самые ситуации сразу же перестают быть значимыми, как только пищевая потребность будет удовлетворена. Таким образом, эмоциональные переживания можно рассматривать как субъективные реакции на значимые для удовлетворения потребностей и мотивов человека жизненные ситуации.
Эмоция – это форма переживания актуальной потребности. Однако, она не определяется изолированно взятой потребностью, а возникает и протекает на любом этапе деятельности по ее удовлетворению, поэтому может протекать как:
· отражение реальной потребности
· предвосхищение результата
· отражение хода деятельности
· отражение результата.
Теории эмоций
Отталкиваясь от идей датского психолога Карла Ланге, Уильям Джеймс сформулировал первую научную концепцию, известную сегодня как периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Согласно этой теории, человек, испытывающий эмоцию, сначала ее переживет как констатацию физиологических сдвигов, происходящих в его организме, а затем уже делает вывод о вызвавшей их причине. Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, испытывающий страх, замечает, что сердце его колотится, во рту пересохло, а затем уже делает вывод: "до чего же я испугался". При этом, согласно основному предположению этой теории, каждой эмоции соответствует свой паттерн (набор) физиологических реакций.
Это положение впоследствии опроверг американский физиолог Уолтер Кеннон, доказавший, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоции. В дальнейшем эта теория, модифицированная Филиппом Бардом, получила название таламической теории Кеннона-Барда. Согласно этой теории, телесные изменения и субъективные переживания при эмоциональном ответе возникают практически одновременно. Авторы объясняют это тем, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, происходит т.н. таламическое расщепление нервного возбуждения: часть нервных импульсов идет в кору больших полушарий, благодаря чему формируется гностическое переживание, а часть – в гипоталамус, который управляет физиологическими реакциями организма. Физиологические изменения являются подготовкой к выполнению действий, к энергетическим потребностям, возникающим при страхе, гневе или боли Достоинство этой теории в том, что она подчеркивает роль энергетической мобилизации.
Психологи, в отличие от физиологов, интересовались эмоциями главным образом как аффективными переживаниями. Среди психологических теорий, подчеркивающих значение когнитивных моментов в развитии эмоций, интересна выдвинутая Л. Фестингером теория когнитивного диссонанса, согласно которой положительное эмоциональное переживание возникает тогда, когда ожидания человека подтверждаются. А отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемым и действительным результатом деятельности имеется расхождение, несогласованность или диссонанс.
Научные концепции и взгляды различных авторов и целых психологических школ и направлений на природу эмоций до настоящего времени остаются разобщенными и противоречивыми. Несмотря на то, что с момента публикации первых систематических трудов по исследованию эмоций прошло уже более века, вопрос о природе эмоций, объеме класса эмоциональных явлений, их законченной классификации и четко определенной структуре окончательно не решен.
В первую очередь эмоциональные психологические подходы различаются уровнем общности рассматриваемых явлений. При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными явлениями существования: уберите из жизни человека эмоции, и он превратится в робота. При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфичные условия, такие как избыточная мотивация, фрустрация потребности, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий.
Физиология эмоций
И.П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований: «Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы».
Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий.
Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Исследователи мозга обнаружили в области подкорки (в гипоталамусе) особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.
Физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных структур головного мозга для возникновения эмоциональных состояний:
- гипоталамо-гипофизарная область;
- лимбическая система;
- ретикулярная формация;
- лобные доли, височные доли, задние (теменно-височно-затылочные) отделы коры полушарий.
Изменения в нервной системе порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как “причины” или “детерминанты” эмоции.
Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые – при ее уменьшении, а некоторые – при достижении, ею устойчивого уровня.
Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное восприятие действует по-разному в различном возрасте и на различных стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать условия, вызывающие эмоцию.
Отмечено, что за отрицательные эмоции «отвечает» правое полушарие, а за положительные – левое.
Имеется связь эмоций с раздражением разных отделов вегетативной нервной системы: приятных – с раздражением парасимпатической НС, неприятных – с симпатической. Но есть и исключение – при состоянии ужаса преобладает парасимпатическая НС.
Переживание состояния радости, наслаждения сопровождается появлением в крови холинэргических веществ; страха, тревоги, тоски – адреналина; гнев – норадреналина.
Функции эмоций
1. Контрольная или оценочная – если деятельность успешна, то возникают положительные эмоции; если неуспешна – отрицательные. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.
2. Направляющая – все, что раньше вызывало положительные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
3. Побудительная. Активизация и мобилизация-демобилизация (положительные эмоции мобилизуют, активизируют поведение, а отрицательные дезорганизуют).
4. Предвосхищение. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.
5. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.
6. Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.
7. Защитная (сигнальная) функция. Возникновение некоторых отрицательных эмоций (таких как страх, тревога и др.) предупреждает человека о реальной или мнимой опасности и защищает от неприятных последствий, а, возможно, от гибели.
Классификация видов эмоций
1. По физиологической локализации выделяют эпикритические (корковые) – присущи только человеку (эстетические, этические, нравственные) и протопатические (подкорковые, таламические) – присущи и человеку и животным (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства);
2. По знаку эмоциональной реакции эмоции могут быть положительными (переживания радости, воодушевления, возникают при удовлетворении потребности) и отрицательными (огорчение, тревога, раздражение, гнев, возникают при затруднении в достижении цели);
3. По интенсивности и продолжительности эмоции делятся на: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение;
4. По качеству описано разыми авторами от 6 до 20 «основных, или фундаментальных, эмоций»: радость, удивление, интерес, возбуждение, страдание, гнев, отвращение, презрение, разочарование, страх, стыд, вина и т.д.;
5. По воздействию на организм выделяют стенические – эмоции повышающие жизненный тонус организма (побуждают на активную деятельность, борьбу для достижения цели) и астенические – угнетающие, тормозящие эмоции (подавляют активность, снижают потребность в социальных контактах).
6. По объекту направленности (на себя, других, в прошлое – будущее)
Аффект
Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными поведенческими (двигательными) и физиологическими проявлениями. Иначе, аффект – взрывная аварийная реакция на экстремальную ситуацию. Аффект полностью захватывает психику человека. Тем самым образуется обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.
Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает, прежде всего, тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.
Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. Они проявляются в виде стереотипных действий (агрессия, бегство, оцепенение), и при этом теряется чувство реальности. Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте – стремление устранить травмирующий раздражитель.
Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.
К аффектам относятся: ярость, ужас, отчаяние, экстаз. Выделяют:
1. Физиологический аффект, возникающий в ответ на интенсивную психическую травму, и проявляющийся в виде, например, гнева, радости, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами, амнезией. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями.
Стадии аффекта:
1) Кумуляция или накопление.
2) Собственно аффект или разрядка.
3) Астенизация.
2. Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психическую травму, выражающееся в концентрации внимания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, помрачением сознания по типу сумеречного состояния, двигательными автоматизмами, за которым следует общая расслабленность, часто глубокий сон, частичная или полная амнезия. Патологический аффект может возникнуть у лиц с органическим поражением головного мозга, в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, а также у психопатических личностей.
Отличия физиологического и патологического аффектов представлены в таблице.
№ | Физиологический аффект | Патологический аффект |
1. | Высшая интенсивность возбуждения | Сверхинтенсивность перевозбуждения |
2. | Соответствие вызвавшей причине | Несоответствие вызвавшей причине |
3. | Значительная дезорганизация сознания ("сужение" сознания") | Полная дезорганизация сознания, умопомрачение |
4. | Несдержанность в действиях | Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях |
5. | Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления | Бессвязное хаотическое сочетание идей |
6. | Сохранение отдельных воспоминаний | Амнезия |
Собственно эмоции
Собственно эмоции – выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Особенности эмоций:
· имеют ситуационный характер;
· способны предвосхищать ситуации и события благодаря представлениям о пережитых или воображаемых ситуациях;
· обладают способностью к обобщению и коммуникации (индивидуальный опыт переживаний формируется и в результате эмоциональных сопереживаний);
· воспринимаются как состояния, происходящие «во мне»;
· участвуют в развитии смысловой сферы личности (эту функцию выполняют, например, эстетические эмоции).
Факторы, определяющие эмоции: 1) характер получаемой извне информации, 2) неожиданность информации, 3) степень достаточности информации, 4) вероятность удовлетворения актуализированной потребности, 5) уровень активации (если он слишком высок, то остаток активации переносится на последующую эмоцию, которая усиливается), 6) уровень умственного развития, 7) предшествующий опыт.
Эмоциональный контроль зависит:
· от нейротипа, биологической (генетической) конституции и темперамента;
· от степени зрелости личности, самоконтроля и волевой регуляции эмоционального поведения;
· социальной культуры и субкультуры, семейного воспитания.
Виды фундаментальных эмоций
Удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей. Чаще протекает в форме эмоционального стресса. Имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.
Гнев – отрицательное эмоциональное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляет собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели.
Отвращение– отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Тревога. Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. В состоянии тревоги человек чувствует себя – и на самом деле является – беззащитным. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела. Тогда она усиливает чувство ответственности, то есть выступает дополнительным мотивирующим фактором, в других случаях может полностью дезорганизовать поведение. Поскольку причины тревоги для самого человека часто неизвестны, интенсивность эмоциональной реакции может быть непропорциональна высокой по сравнению с реальной опасностью.
Страх, также как тревога, – это реакция на опасность, но в случае страха опасность предметна, очевидна и объективна, а в случае тревоги скрыта и субъективна. Поэтому реакция на страх более или менее пропорциональна наличной опасности, а тревога – несоизмерима, так как она, как правило, включает и воображаемые препятствия. Страх – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия. Может иметь как стенический, так и астенический характер. Страх определяется как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Повторные неудачи в сочетании с необходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действие приводят к страху перед этим действием. Страх может проявляться как состояние боязливости, испуга и доходить до невыносимого ужаса. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, и иногда может достигать такой силы, что человек погибает.
Беспечность – проявление избыточной уверенности в успехе деятельности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным.
Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить.
Надежда – занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх между беспечностью и отчаянием.
Стыд – отрицательное состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам. Если страх – объективная тревожность, то стыд тревожность социальная, это тревога за свою репутацию.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удовольствие обычно возникает как результат уже происходящего действия, в то время как радость чаще связанна с ожиданием удовольствия при растущей вероятности удовлетворения какой-либо потребности.
Счастье. Человек обычно стремиться выбрать для себя по возможности такую деятельность, которая дала бы ему достижимый при данных обстоятельствах максимум счастья в том смысле, как он его понимает. Человек счастлив тогда, когда наступает совпадение задуманного и достигнутого. Следовательно, путь к счастью – в замыслах, идеях, мечтах.
Чувства
Чувства – более длительные и менее интенсивные психические состояния, которые возникают в результате обобщения эмоций и имеют четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). С.Л Рубинштейн выделил три уровня проявления чувств человека:
1. Аффективно-эмоциональная чувствительность: элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей;
2. Предметные чувства: материальные, интеллектуальные, эстетические, связанные с обладанием определенными предметами и с конкретными видами деятельности;
3. Обобщенные мировоззренческие чувства, связанные с моралью и отношениями к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Чувства вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Чувства человека иерархически организованы – у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства(от греч. praxis –опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности.Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.
Нравственные чувства–эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация - нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.
Не угрозы и запрет формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга – это осознание и принятие человеком социальныхобязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести–повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos –чувствующий)– восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство –образное отражение сущностных сторон действительности – рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии –смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического –возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувства.Радость познания–одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.
Любопытство–направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.
Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность–устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Настроение
Настроение – относительно слабо выраженное, диффузное эмоциональное переживание, не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного времени, не относящееся к конкретному предмету. Определяет общий постоянный эмоциональный фон, либо положительный, либо отрицательный. Настроение отражает особенности субъекта, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей, а также может улучшать или ухудшать жизнедеятельность людей.
Источники настроения: а) мера удовлетворенности всем ходом жизни (дома, на работе, в обществе и пр.), б) здоровье, в) особенности взаимоотношений с людьми, г) особенности окружающей среды, д) эмоционально окрашенные мысли и представления.
Особенности настроения:
· слабая интенсивность
· значительная длительность
· неясность, безотчетность
· влияние на мысли и действия человека