Двухфакторная теория Ч. Спирмена и Р. Кеттела
Согласно теории Ч. Спирмена успех интеллектуальной деятельности зависит от генерального фактора интеллекта (собственно интеллекта) и от фактора, специфического для данной деятельности. В начале XX века Чарльз Спирмен показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор G» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор G» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры G. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Модель К.Спирмена признает интеллект как общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в тестах на прочие познавательные способности. Кроме фактора G Спирменом был выделен фактор S, характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. В дальнейшем двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую.
Значительный вклад в развитии этого направления внес Р. Кеттел. Он выделил «свободный» (или «текучий») и «связанный» (или «кристаллизованный»).
«Текучий интеллект» характеризует биологические возможности нервной системы – способность к мышлению, абстрагированию, рассуждению, запоминанию. Его функция – быстро и точно обрабатывать текущую информацию. Его уровень определяется общим развитием «третичных» ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга. «Текучий интеллект» характеризует продуктивные возможности интеллекта, т.е. способность выявлять связи и закономерности, приходить к выводам.
«Кристаллизованный интеллект» – определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. «Кристаллизованный интеллект» характеризует репродуктивные возможности, т.е. способность использовать прошлый опыт и усвоенную ранее информацию, проявляется при решении вербальных тестов (запас слов, чтение, учет социальных нормативов).
Многофакторная теория интеллекта
Л. Тёрстоуна и Дж. Гилфорда
Главным оппонентом Ч. Спирмена стал Л. Тёрстоун, который отрицал наличие фактора G. Он считал, что интеллектуальная деятельность является результатом взаимодействия множества отдельных независимых друг от друга скрытых факторов. Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название "первичных умственных способностей":
· S: пространственный – способность оперировать в уме пространственными отношениями
· P: восприятие – способность детализировать зрительные образы
· N: вычислительный – способность выполнять основные арифметические действия
· V: вербальное понимание – способность понимать и раскрывать значение текстов и слов
· F: беглость речи – способность быстро подобрать слово по заданному критерию
· M: память – способность запоминать и воспроизводить информацию
· R: логическое рассуждение – способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.
Дж. Гилфорд выделял 120 узкоспециализированных независимых способностей, которые определяются сочетанием трех групп аспектов. Каждый фактор в модели интеллекта Гилфорда обозначается сочетанием индексов в соответствии с видом предъявляемой информации (S), характером операции (О) и получаемым результатом (R).
Предъявляемая информация (S):
1. Образная (F) – образы восприятия и памяти.
2. Символическая (S) – в виде формальных знаков: буквы, цифры, кодовые обозначения и т.п.
3. Семантическая (М) – концептуальная информация: идеи и понятия.
4. Поведенческая (В) – информация, отражающая процесс общения в невербальной форме.
Операции по обработке информации (О):
1. Узнавание и понимание информации (С).
2. Запоминание, фиксация в памяти информации (М).
3. Дивергентное мышление (D).
4. Конвергентное мышление (N).
5. Оценки (Е) – сравнение и оценка информационных единиц по определенному критерию.
Результаты (R):
1. Единицы (U) – отдельные сведения.
2. Классы (С) – совокупность сведений, сгруппированных по общим существенным элементам.
3. Отношения (R) выражают связи между единицами информации.
4. Системы (S) являются блоками, состоящими из элементов и связей между ними.
5. Трансформации (Т) – преобразования и модификации информации.
6. Импликация (I) – результаты, возможные логические выводы из имеющейся информации и выходящие за ее пределы.
Таким образом, 120 различных частных интеллектуальных способностей образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности (4х5х6). В соответствии с моделью Дж. Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений. Эту модель называют «кубообразной моделью структуры интеллекта».
Составляющие интеллекта
1. Познавательные процессы – память, внимание, мышление, речь, восприятие, представление, воображение.
2. Умственная работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять умственную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида, развивается в процессе жизни и деятельности человека. Темп психической деятельности обуславливает скорость восприятия, мыслительных и мнемонических операций.
3. Способности. В данном случае имеются в виду общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности. На развитие интеллекта существенное влияние оказывают обучение и социальные условия, что в некоторой мере связано с формированием способностей, которые могут проявиться только при определенных условиях индивидуального развития, поэтому интеллект с течением времени может изменяться.