Индивидуальные особенности воображения
Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Как правило, высокий уровень развития воображения встречаются у художников писателей, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию воображение.
2. Отличие воображения от представления.
3. Расскажите о способах создания образов воображения.
4. Основные функции воображения.
5. Принципы классификации воображения.
6. В чем особенность творческого воображения и его роль в жизнедеятельности человека?
7. Расскажите об особых формах воображения.
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов 42. Процесс преобразования представления, отражающего реальную действительность, и порождение на этой основе новых образов называетсяа) представлениеб) мышлениев) воображениег) вниманиед) память 43. Установите соответствие между способами создания образов воображения и их характеристикамиА). АгглютинацияБ). СхематизацияВ). АкцентированиеГ). ГиперболизацияД). Придача | 1. Подчеркивание каких-либо отдельных признаков2. Объекту приписываются не свойственные ему качества или функции3. Отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко4. Увеличение величины предмета или его отдельных частей5. Синтез различных свойств и частей предметов, несоединяемых в повседневной жизни |
Психологическая характеристика
Интеллекта
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. Понятие «интеллект» (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности его пользоваться мыслительными операциями является одной из основополагающих характеристик интеллекта (Леонтьев А.Н., 1981; Claub G., 1976). Создатели первых интеллектуальных тестов А. Бине, Т. Симон (Вinet А., Simon Тh., 1905) и Д. Векслер (Wechsler D.), полагали, что человек, обладающий интеллектом, – это тот, кто «правильно о судит, понимает и размышляет» и кто благодаря этим способностям хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптируется к окружающей среде, к обстоятельствам жизни.
Другая точка зрения на интеллект связана с тем, что здесь главное значение придается связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), иначе – со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы (Galton F., 1884; Catell J., 1885 и др.). И в более поздних исследованиях основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач.
Понятие психической скорости, или скорости выполнения умственных операций приобретает роль фактора, объясняющего происхождение индивидуальных различий в познавательной деятельности и показателях интеллекта.
Существуют морфологические и топографические особенности в строении мозга людей, отличающихся высоким интеллектом – у интеллектуально одаренных людей рецептивный слой коры существенно толще. Предполагается, что это связано с перераспределением ресурсов медиатора ацетилхолина, который, по некоторым представлениям, обеспечивает информационную составляющую процессов обучения.
Интеллект часто определяют как обобщенную способность к обучению. Это подтверждает точку зрения многих исследователей (Guilford J., 1967 и др.). Однако следует помнить, что понятие способности определяет более широкий круг психических явлений, чем понятие интеллект.
В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта исходя из наличия и степени выраженности способностей к интеллектуальной деятельности. Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (Векслер). Это способность человека адаптироваться к окружающей среде, которая является относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида.
Интеллект – это способность самостоятельно находить качественные (верные, простые, требующие как можно меньших затрат ресурсов) решения разнообразных сложных "задач", в том числе, новых, ранее неизвестных (в идеале – любых возможных "задач").
Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учится на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.
К. Айзенк выделяет три концепции, исходя из которых мы можем определять, что такое интеллект:
· биологический интеллект; где под биологическим интеллектом понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;
· психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);
· социальный (или практический) интеллект как проявление социально-полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.
Основные критерии, по которым оценивается развитие интеллекта, – это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.
Структура интеллекта
На сегодняшний день существует две основные концепции, объясняющие структуру интеллекта – двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена и Р.Кеттела и многофакторная теория Л. Тёрстоуна и Дж. Гилфорда.