Индивидуальные особенности воображения

Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные про­шлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценива­ется, когда продуктом воображения являются неправдоподоб­ные и причудливые образы, например у авторов волшебных ска­зок. Слабое развитие воображения влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения на­глядно представить себе конкретную ситуацию.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени ярко­сти образов воображения. Как правило, высокий уровень разви­тия воображения встречаются у художников писателей, музы­кантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в от­ношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у кото­рых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Принадлежность к тому или иному типу вообра­жения очень существенно отражается на индивидуально-психо­логических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оп­понента.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию воображение.

2. Отличие воображения от представления.

3. Расскажите о способах создания образов воображения.

4. Основные функции воображения.

5. Принципы классификации воображения.

6. В чем особенность творческого воображения и его роль в жизнедеятельности человека?

7. Расскажите об особых формах воображения.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов 42. Процесс преобразования представления, отражающего реальную действительность, и порождение на этой основе новых образов называетсяа) представлениеб) мышлениев) воображениег) вниманиед) память 43. Установите соответствие между способами создания образов воображения и их характеристиками
А). АгглютинацияБ). СхематизацияВ). АкцентированиеГ). ГиперболизацияД). Придача 1. Подчеркивание каких-либо отдель­ных признаков2. Объекту приписываются не свойственные ему качества или функции3. Отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко4. Увеличение вели­чины предмета или его отдельных частей5. Синтез различных свойств и частей предметов, несоединяемых в повседневной жизни
44. По степени новизны воображение различаюта) активноеб) репродуктивноев) произвольноег) продуктивноед) фантастическое 45. К особым формам воображения относята) мечтаб) галлюцинацияв) грёзыг) сновиденияд) сверхбодрствующее сознание

Психологическая характеристика

Интеллекта

Совокупность познавательных процессов человека опре­деляет его интеллект. Понятие «интеллект» (от лат. intellectus – разумение, по­нимание, постижение) не имеет однозначного определения, но всеми признается, что присущий каждому человеку уровень способности его пользоваться мыслительными операциями яв­ляется одной из основополагающих характеристик интеллекта (Леонтьев А.Н., 1981; Claub G., 1976). Создатели первых интел­лектуальных тестов А. Бине, Т. Симон (Вinet А., Simon Тh., 1905) и Д. Векслер (Wechsler D.), полагали, что человек, обла­дающий интеллектом, – это тот, кто «правильно о судит, пони­мает и размышляет» и кто благодаря этим способностям хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. адаптируется к окружающей среде, к обстоятельствам жизни.

Другая точка зрения на интеллект связана с тем, что здесь главное значение придается связи интеллекта с психофизиоло­гическими способностями человека быстрее или медленнее об­рабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т.п.), иначе – со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы (Galton F., 1884; Catell J., 1885 и др.). И в более поздних исследованиях ос­новным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач.

Понятие психической скорости, или скорости выполнения умственных операций приобретает роль фактора, объясняющего происхождение индивидуальных различий в познавательной дея­тельности и показателях интеллекта.

Существуют морфологические и топографиче­ские особенности в строении мозга людей, отличающихся высо­ким интеллектом – у интеллекту­ально одаренных людей рецептивный слой коры существенно толще. Предполагается, что это связано с перераспределением ресурсов медиатора ацетилхолина, который, по некоторым представлениям, обеспечивает информационную составляющую процессов обучения.

Интеллект часто определяют как обобщенную способ­ность к обучению. Это подтверждает точку зрения многих исследователей (Guilford J., 1967 и др.). Однако следует пом­нить, что понятие способности определяет более широкий круг психических явлений, чем понятие интеллект.

В прошлом предлагалось довольно много определений интеллекта исходя из наличия и степени выраженности способ­ностей к интеллектуальной деятельности. Интеллект – глобальная способность разумно действо­вать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизнен­ными обстоятельствами (Векслер). Это способность человека адаптироваться к окружающей среде, которая является относительно устойчивой структурой умственных способностей индивида.

Интеллект – это способность самостоятельно находить качественные (верные, простые, требующие как можно меньших затрат ресурсов) решения разнообразных слож­ных "задач", в том числе, новых, ранее неизвестных (в идеале – любых возможных "задач").

Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учится на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

К. Айзенк выделяет три концепции, исходя из которых мы можем определять, что такое интеллект:

· биологический интеллект; где под биологическим интеллектом понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга;

· психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ);

· социальный (или практический) интеллект как проявление социально-полезной адаптации, выделяются и исследуются такие проявления социального интеллекта, как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.

Основные критерии, по которым оценивается развитие интеллекта, – это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.

Структура интеллекта

На сегодняшний день существует две основные концеп­ции, объясняющие структуру интеллекта – двухфакторная тео­рия интеллекта Ч. Спирмена и Р.Кеттела и многофакторная теория Л. Тёр­стоуна и Дж. Гилфорда.

Наши рекомендации