НЛП (Нейро-лингвистическое программирование)

НЛП – направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.

Психодрама

Психодрама как направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

Современные тенденции развития

Психологии

1. Современное состояние психологической науки может быть оха­рактеризовано как сосуществование различных иссле­довательских парадигм, по-своему открывающих предмет пси­хологии. Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях форми­рования, связанных с различными областями практики.

Современное состояние психологической теории опреде­ляется прежде всего запросами практики. Можно выделить не­сколько основных тенденций развития психологической науки.

1. Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, ко­торые сложились во времена открытого кризиса. При этом сформировавшиеся ранее теоретические направления подверга­ются существенной ревизии, их категориальный аппарат пере­сматривается и обогащается. Такому преобразованию подверг­лась, например, классическая формула бихевиоризма S -> R, в которой все поведение человека рассматривается лишь как ре­акция на воздействие окружающего мира, чем исключается ак­тивность самого субъекта. Между стимулом и ответным пове­дением вводится опосредующее звено – промежуточные пере­менные, – в качестве которых выступают познавательные и мо­тивационные факторы. Попытка построить новую теоретиче­скую концепцию, используя старые категории, была названа необихевиоризмом. Идеи 3. Фрейда получили свое развитие в неофрейдизме. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательного, неофрейдисты пытаются преодолеть биоло­гизм и пансексуализм классического психоанализа. Представи­тели этого направления делают акцент на социальных условиях развития личности и отказываются от идей всесилия сексуаль­ных влечений. Несмотря на попытки преодолеть недостатки классических теорий, влиятельность бихевиоризма и психоанализа в их современном варианте невысока и интерес к исследованиям в рамках этих научных парадигм неуклонно падает.

2. Другой тенденцией развития современной психологии является эклектический подход, который реализуется прежде всего в попытке соединения элементов, понятий, методов, теоретических конструктов ранее несовместимых направлений. Разногласия между основными научными школами, которые представлялись непреодолимыми в середине XX в., сегодня являются не столь очевидными. По мере расширения знаний о природе человеческой психики больший акцент делается на взаимное обогащение разных теоретических концепций понятиями и методами друг друга. Так, например, два американских психолога Дж. Доллард и Н. Миллер предприняли попытку соединить достижения бихевиористской теории научения с достижениями психоанализа 3.Фрейда, изложив свои идеи в книге «Личность и психотерапия».

3. Появляются новые оригинальные теоретические концепции. Так, в начале 1960-х гг. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, названная «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом). Гуманистическая психология объединяет разные научные школы, имеющие общую стратегическую платформу. Предметом изучения в рамках данного направления выступает целостный человек в его высших, специфических только для человека, проявлениях – в их числе: самоактуализация личности, личностные ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение. Гуманистическая психология противопоставляет себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критикуется ею за механистичность подхода к человеку, а с другой стороны, психоанализу, полностью определяющему психическую жизнь влечениями и комплексами.

Таким образом, современное состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики и ее развитие. Эта вариативность научных школ и направлений исторически обусловлена и представляет собой результат поисков многими мыслителями в течение нескольких тысячелетий ответов на вопросы о сущности человека и факторах, определяющих его развитие и поведение.

Сейчас российская психология находится в состоянии активного развития, но этому предшествовали тяжелейшие годы забвения и политического давления. Психология нынче – наука модная и, что более важно, полезная. Впрочем, два этих свойства взаимо­связаны. Не потому ли нарастает количество желающих полу­чить психологическое образование, что психологи сегодня вос­требованы и в бизнесе, и в образовании, и в политике, и даже в правоохранительных органах? Однако есть и более объектив­ные, количественные показатели того, что российская психоло­гия вступает в эпоху своего расцвета.

Тра­диции и научные школы, сформированные за прошед­шие сто лет и уцелевшие в эпоху диктата, стали тем гумусом, который сегодня начинает приносить щедрый урожай. Россий­скими психологами и педагогами сегодня обсуждается специфи­ческое положение в современной отечественной психологии, связанное с переходом от советской психологии к психологии российской. Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания.

Психология активно стала привле­каться к выполнению грандиозных заказов по манипулирова­нию индивидуальным и общественным сознанием: формирова­ние имиджа (не лица, а нужной маски, личины) политиков; на­вязывание любых (часто вредных, просто опасных) представле­ний, товаров, услуг; сотворение кумиров молодежи; вовлечение в тоталитарные организации и мн. др. Время чистой психологии ради психологии ушло. Или – иными словами – ушло время без­ответственной психологии. Психология вполне повзрослела. На­стала пора проявить личность, а значит осознать и выбрать об­щие ориентиры и смыслы движения, понять и честно признать перед собой и миром – какому образу человека мы собираемся служить, работать в нашей профессиональной деятельности.

На сегодня отсутствуют широкие теории в рамках психо­логии. Данный факт свидетельствует о кризисном состоянии современной психологии в России. Кроме того, отсутствуют научные школы в психологии, подобные тем, которые суще­ствовали в 30-е годы. Сегодня ситуация в отечественной психо­логии нуждается в более сильных определениях, чем кризис. Дело в том, что в советский период она развивалась не по нор­мальной логике кризисов, а по безумной логике катастроф, происходивших с наукой не реже, чем раз в 10-15 лет. И сейчас на состоянии психологии сказывается их суммарное действие. Наличествующий кризис но­сит преимущественно методологи­ческий характер. Действительно отечественная психологическая наука переживает сейчас трудный этап, связанный с радикаль­ным пересмотром методологических посылок.

В России кризис психологии переживается острее в силу особен­ностей нашей социокультурной ситуации. Кризис рос­сийской психологии в конце второго тысячелетия глобален, объемен, интернационален и многопланов. Его проявления мож­но усмотреть в самых разных плоскостях.

На сегодня четко определяет симптомы кризиса:

1)отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, оби­лие альтернативных моделей понимания и изучения психи­ческого;

2)углубляющийся раскол между исследовательской и практиче­ской психологией;

3)конкуренция со стороны паранауки, возникновение по­граничных между наукой и ненаукой систем знания.

Анализируя современное состояние психологической нау­ки, пси­хологи отмечают, что:

· в этой дисциплине отсутствуют об­щие правила построения и верификации знания; различные пси­хологические школы представляют собой «государства в государстве», которые не имеют ничего общего, кроме границ;

· психологические теории даже не конфликтуют, а, как и парадигмы Т. Куна, несоизмери­мы друг с другом;

· то, что считается фактами в рамках одних концепций, не признается другими;

· отсутствует сколь либо ося­заемый прогресс в развитии психологической науки, ибо обрас­тание психологических категорий взаимно противоречивыми представлениями трудно считать прогрессом, и т. д.

Кризис психологии может быть преодолен только целе­направленной совместной работой психологического сообще­ства, т.е. социальным путем. Но первопричина кризиса лежит именно в когнитивной плоскости и заключается в неадекватном понимании психологической наукой своего предмета.

Положение психологии на пороге третьего тысячелетия, как мы видели, никак нельзя признать благополучным. Ее совре­менное состояние можно определить как глубокую диссоциа­цию. Этот термин (широко использующийся ныне в разных школах психиатрии и психотерапии) точнее всего, как представ­ляется, описывает происходящее в этой области человеческого знания.

В чем проявляется эта диссоциация в современной психо­логии (и в мировой, и в российской)?

Во-первых, в традиционной для психологии кризисной симпто­матике, когда отсутствует единый подход: нет основы, объединяющего начала. «Психологий много, нет психологии». Впервые о кризисе начали говорить в семидесятые годы XIX столетия. В первой трети XX века кризис вступил в открытую фазу, выдающиеся психологи посвятили его анализу свои труды (Л.С. Выготский, К. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, К. Левин и др.). Кризис в истории психологии имел много «ликов»: борьба меж­ду объективной и субъективной психологией, между объясни­тельной и понимающей, между психологией материалистиче­ской и спиритуалистической, между поведенческой и психоло­гией сознания и т.д. В настоящий момент кризис выражается наиболее ярко в противостоянии естественнонаучного и гумани­стического подходов.

Во-вторых, в противопоставлении научной (академиче­ской) пси­хологии и психотехник (практической психологии). Психологическая практика, как это ни печально, чаще всего ис­ходит из каких угодно теорий, но только не из концепций науч­ной психологии. Разрыв между теорией и практикой в психоло­гии, существовавший в двадцатые годы (о нем писал Л.С. Вы­готский в 1927 году), ныне углубился, превратился в глубокую пропасть – в первую очередь, по причине многократного увели­чения масштабов психологической практики.

В-третьих, в разрыве между научной психологией и кон­цепциями и техниками, ориентированными на углубленное самопознание (от мистики и эзотерических учений до современ­ной трансперсональной психологии и т.п.). Действительно, че­ловеку, интересующемуся познанием «Я», ищущему свой ду­ховный путь лучше обращаться не к научной психологической литературе. Эта «ниша» прочно оккупирована специалистами, далекими от научной психологии. В крайнем случае, литерату­ра, поэзия и философия дадут в этом отношении существенно больше, чем научные психологические труды.

В-четвертых, в разрыве между психологией западной и восточ­ной. Верно, что восточные учения в ХХ столетии стали постоянной составляющей интеллектуальной жизни цивилиза­ции. Но на научную, академическую психологию они, практиче­ски, влияния не оказали. В значительной степени ассимилиро­вавшая опыт восточной психологической мысли трансперсо­нальная психология сама до сих пор остается фактически непри­знанной официальной наукой.

В результате этих диссоциаций «пострадавшей» стороной оказывается именно научная психология, т.к. происходит посте­пенное сужение пространства науки: проблемные поля «уступа­ются» разного рода «практическим психологам», среди которых немало откровенных шарлатанов.

Таким образом, научная пси­хология идет по пути обратному, указанному некогда созда­телем гуманистической психологии А. Маслоу, который предла­гал психологической науке осваивать предметные области, тра­диционно относящиеся к сфере искусства и религии. Если воспользоваться терминологией К.Д. Ушинского, то в этом слу­чае психология вообще перестанет быть наукой и превратится в искусство. Все же психология, каково бы ни было ее настоящее, вне сомнения, является наукой.

Главный вывод, который следует из вышеприведенных со­ображений, состоит в том, что кризис в научной психологии, так сказать, «заложен конструктивно», процессы на поверхностных уровнях практически ничего не решают. Следовательно, важ­нейшей проблемой современной психологии является выра­ботка такого понимания предмета, который бы позволил преодолеть кризис на глубинном уровне. Сейчас, когда отечественная психология стремительно ме­няется, пытаясь ассимилировать достижения зарубежной науки, от которых по известным причинам в течение многих лет была изолирована, важно обратить внимание на то обстоятельство, что предмет психологии как науки неоднороден и многоступен­чат.

Наши рекомендации