II. Проблема влияния раннего опыта
Главный вопрос, который вот уже 80 лет стоит на повестке дня психологии младенчества, — это вопрос о значении событий, совершающихся на первом году жизни, для последующего психического развития человека, или проблема роли раннего опыта.
Существует старый афоризм: «Мальчик — это^тец мужчин». Никто не верил в него больше, чем 3. Фрейд. По мнению создателя психоаналитического направления, события раннего периода жизни играют решающую роль в формировании зрелой личности. Младенец необычайно впечатлителен, — полагал Фрейд, — и податлив словно воск; первые столкновения с миром глубоко отпечатываются в нем и хранятся всю последующую жизнь. Но дело не только и даже не столько в пассивной впечатлительности психики младенца: Фрейд утверждал, что духовная жизнь младенца сложна, насыщена волнующими событиями, пря-
мо проецирующимися в личность будущего взрослого человека. Согласно его теории, ребенок проходит ряд последовательных фаз развертывания либидо (оральную, анальную, генитальную), на которых обнаруживает особую чувствительность к определенным видам воздействий. Так на первом году жизни младенец проходит оральную фазу развития либидо, осуществляющуюся в связи с сосанием, заглатыванием, кусанием. При дефиците этой фазы у взрослых обнаруживается «оральный характер», отличающийся повышенной зависимостью от других людей, пассивностью и «ротовыми привычками». Дж. Данн связывает «оральный характер» взрослых (обусловленный депривацией на младенческой стадии психосексуального развития, когда интересы младенца сосредоточены на сосании и ощупывании ртом), с пессимизмом, склонностью к депрессии и даже такими качествами, как «требовательность, садизм и агрессивность» (с. 49).
Аналогичным образом дефектное прохождение анальной стадии развертывания либидо рассматривается как причина становления «анального характера» со склонностью к порядку, скупостью и упрямству (Шаффер, 1977, с. 15). Так личность взрослого прямо выводится из того, как канализировались физиологические потребности младенца. Важнейшими детерминантами формирования личности взрослого по Фрейду оказываются тип вскармливания (грудное или с помощью рожка), режим кормления, возраст и внезапность отнятия ребенка от груди, строгость требований к соблюдению навыков опрятности. Он не ратовал за одно только самое мягкое отношение к ребенку, считая, подобно Р. Спицу (1967), полезной и известную долю фрустрации, но настаивал на фатальной роли переживаний младенца в первые месяцы его жизни.
Свои утверждения 3. Фрейд прямо не доказывал, а ограничивался в лучшем случае ссылками на клинические случаи (младенческий опыт своих пациентов он восстанавливал ретроспективно и по косвенным источникам). Но в 30—40-е годы было выполнено великое множество работ на животных и детях, направленных на проверку влияния процедур кормления и гигиенического ухода на последующее психическое развитие детей. Помимо сторонников психоаналитического направления, в этой исследовательской работе приняли широкое участие и приверженцы поведен-
ческой психологии. Содержательный обзор указанных ра-| бот можно найти в статье Бетти Колдуэлл (1964), а их; анализ — в киге Р. Шаффера (1977).
Общее заключение авторов состоит в том, что представление Фрейда о значении ранних форм ухода за младенцами для последующего психического развития не подтверждается.
Серьезные размышления приводят к выводу, что роль раннего опыта вообще очень трудно доказать даже чисто методически: ведь между младенчеством и взрослостью лежат долгие годы, заполненные разнообразными событиями, которое нельзя сбрасывать со счетов. Лишь в лабораторных опытах на животных можно прямо сопоставить начало жизни и зрелость. И в таких опытах влияние раннего опыта действительно обнаруживается. Наблюдения же за детьми никак не подтверждают наличие подобного стойкого и непреодолимого влияния. Скорее как раз наоброт. Опыты Уэйна Денниса (1973) свидетельствуют о том, что недостаток впечатлений на первом году жизни не мешает позднее детям быстро продвигаться вперед, когда их помещают в благоприятные условия: усыновляют в семьи или переводят в новое детское учреждение с обогащенной средой и более интенсивным воспитанием. Аналогичные факты установили также Дж. Каган и Р. Клейн (1973), проводившие исследования в Гватемале. Даже очень сильное отставание в первые год-два, вызванное традиционным отношением индейцев к своим младенцам, не помешало их быстрой компенсации в более старшем возрасте, когда детей, как обычно, подключили к хозяйственным делам взрослых. Р. Шаффер сообщает также, что хорошее раннее развитие, обеспеченное благоприятными условиями, может «истаять без следа», если не получит закрепления в последующие годы (1977).
Признание фатальной роли раннего опыта многие авторы связывают с концепцией критических периодов, с представлением о сензитивности и с близкими этологическими понятиями, вроде, например, запечатления («импринтин-га», Амброуз, 1961), приложимость которых к младенцам не доказана. Они выступают против утверждения, будто ранние события оказывают столь большое влияние, что нет нужды принимать в расчет что-либо еще. По-видимому, — считает Р. Шаффер, — этот взгляд слишком упрощен. Ма-
лыш не становится другим взрослым, — пишет этот автор,
— из-за того, что его кормили не грудью, а из рожка, или
рано отняли от груди (1977, с. 29). Имею'щиеся факты ско
рее свидетельствуют о том, что изолированные происшест
вия редко, а может быть, — и никогда не оставляют посто
янных следов, какими бы они ни были травмирующими и
ранними (с. 23). Подобный вывод вселяет оптимизм, по
скольку не обесценивает последующий, более поздний
опыт воспитания и обучения.
Таким образом, первый раунд экспериментальной верификации роли раннего опыта окончился не в пользу концепции 3. Фрейда: процедуры кормления и грубые различия в способах физического ухода за младенцем, по-видимому, не оказывают существенного влияния на формирование личности взрослого человека, в какого тот превращается. Да и иные события в раннем опыте не играют фатальной роли.
Но психоаналитическая концепция не сводится к истолкованию психического развития как развертывания этапов психосексуального процесса: она, пожалуй, впервые в истории психологии связала генезис психики ребенка и его взаимоотношения с окружающими людьми. Особое значение в психоаналитической теории приобрела фигура матери.
III. Проблема «то1пеп炙
Деятельность матери, ухаживающей за маленьким ребенком, в глубинной психологии окутана мистическим туманом. Для ее обозначения был предложен особый термин
— «то1пеп炙, равный по значению словосочетанию
«та!егпа1 саге» (материнская забота, уход), но отличаю
щийся тем особым акцентом, который в нем ставится на
персоне матери. «Мо1пегш§» как явление подвергалось ис
следованию с самых разных сторон. В книге Р. Шаффера,
которая так и называется «Мо1пеп炙, выделены четыре
главных несовпадающих подхода к анализу деятельности
матери. Эта деятельность рассматривается либо как 1) фи
зический уход, 2) как система позиций, 3) как стимуляция,
либо 4) как диалог.
1)0 деятельности матери по физическому уходу за младенцем мы уже говорили выше. Правда, мы не упоминали при этом о матери, отмечая лишь ее действия. Но для Фрейда мать и не выступала как сколько-нибудь яркая самобыт-
ная личность — имела значение ее биологически фиксированная функция, ее кровная связь с ребенком и ее тесное с ним единство, обеспечиваемое грудным вскармливанием и гигиеническими процедурами. Ребенок выступал в качестве пассивного объекта воздействия, органические нужды которого либо полностью удовлетворялись, либо отчасти фрустрировались матерью. При этом утверждалось, что в зависимости от степени и характера удовлетворения первичных нужд между ребенком и матерью вкладываются отношения, вторичные по отношению к своей врожденной основе.
Важным вариантом и развитием первоначальной концепции 3. Фрейда явились взгляды, сформулированные в начале 50-х гг. Дж. Боулби (1951) и Э. Эриксоном (1950 а,б). Согласно Боулби, суть материнского ухода составляет не кормление младенца, как утверждал 3. Фрейд, а его защита и охрана («рго1есйоп»). Защита реализуется с помощью физического контакта, когда мать обнимает, прижимает к себе ребенка, а тот льнет к ней и цепляется за нее. Эриксон к тому же настаивает на том, что при уходе за малышом главное значение имеет такая особенность поведения матери, как ее реактивность — частота и скорость ее ответа на сигналы ребенка об испытываемом неблагополучии любого рода. Постоянное и быстрое появление матери способствует становлению у младенца решающего психологического приобретения первого года жизни — чувства глубокого доверия (Ьазк, ог гипс1атеШа11газг) к окружающим людям и миру в целом.
Отметим в скобках, что доказать в экспериментальном исследовании идею Эриксона о роли младенческого переживания для определения степени «доверия» у взрослого человека практически почти невозможно. Для этого пришлось бы показать, что последующие годы уже никак не влияют на формирование доверчивости, что необычайно трудно методически, не говоря о полной недопустимости преднамеренного создания в опытах условий неблагоприятных для развития ребенка.
Доверие и чувство защищенности становятся той надежной базой, с которой малыш пускается в полные приключений экспедиции по знакомству с миром и где он моментально укрывается при малейших признаках опасности. Боулби настойчиво подчеркивает сходство, обнаружи-
вающееся в этой области между поведением ребенка и детенышей животных, особенно обезьян. Появление публикаций X. Харлоу (1958, 1959, 1970) и других авторов (например, Кауфман, 1973) было воспринято Боулби с энтузиазмом, как экспериментальное свидетельство правильности его взглядов, недостижимое в опытах с детьми. Вывод X. Харлоу о нужде детенышей макак-резусов в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (или искусственной шерстью матери-манекена) Дж. Боулби считает решающим доказательством инстинктивного стремления младенца к защите матерью его безопасности, как основной сущности «тоШепЕ». Опыты X. Харлоу он одновременно рассматривает как фактическое опровержение роли кормления в осуществлении материнского ухода: ведь в экспериментах на животных этот автор показал второстепенную роль кормления для развития привязанности детеныша к живой матери или ее искусственной модели.
2) В конце 40-х годов представление о матери начинает заметно изменяться и сильно усложняется. На первый план выдвигается исследование «то1кеп炙, как системы позиций. Помимо кормления и гигиенического ухода, в содержание понятия «позиция» включаются также и другие, гораздо более сложные особенности, характеризующие поведение взрослых в отношении к ребенку: их теплота, строгость, приятие и прочее. В расчет принимаются теперь не только кровная мать, но и отец, а также иные члены семьи, близкие родственники. Исследование системы позиций проводилось по преимуществу в рамках поведенческой психологии. Основными методами изучения стали опросники, интервью, беседы с родителями, направленные на выявление разнообразных особенностей их позиций, в сочетании с прямыми наблюдениями за взаимоотношением ребенка (уже за пределами младенческого возраста) с членами семьи. Примером такого исследования могут служить классические работы Р. Сирса и его коллег (Сире, Уайтинг, Ноулис, Сире, 1953; Сире, Маккоби, Левин, 1957). В одной из них (Сире и др., 1957) сопоставлялись особенности поведения 379 дошкольников пяти лет и позиции матери и отца в отношении к ним. Коррелирование позиции родителей с поведением детей выявило значение нескольких существенных ее черт; среди них на первый план выдвинулись два значимых параметра; один авторы обозначают как «тепло-
ту-холодность», а второй — как «вседозволенность-ограничение». Картина корреляций оказалась очень сложной, та* как параметры тесно взаимодействовали между собой, исследованиях многих авторов результаты, полученные Сирсом и его коллегами, подтверждались, но нередко! встречались и заметные отклонения. В целом же позиция| родителей не выступала в качестве фактора, четко и одно-' значно, влияющего на формирование личности детей. Не—| успех указанной группы работ был в немалой степени обус-1 ловлен недостаточностью и дефектами использованных в; ней методов; в частности, американские специалисты подчеркивают малую надежность метода опроса, его слабую корреляцию с данными прямого наблюдения. Кроме того, неоправданно рассмотрение в них поведения родителей только как причины особенностей детей, между тем как оно является одновременно и его следствием: свойства детей, в свою очередь, влияют на позицию родителей. (Подробнее о таком обратном влиянии будет рассказано ниже).
3) Исследование «то(Неп炙 как стимуляции было широко развернуто сторонниками поведенческой психологии. Здесь наметились две во многом противоречивые точки зрения. Одна из них исходит из признания достаточности обычных условий, типичных для средней семьи, для всестороннего развития младенца. Бе выразительно называют школой «Оставьте его в покое», призывающей родителей положиться на естественный ход событий и довериться природным силам младенца. Наиболее респектабельно она была выражена уже в двадцатые годы в трудах А.Гезелла (1928) и отразила концепцию созревания в качестве главного детерминатора раннего развития. Однако с годами она не растеряла своих приверженцев. В 1975 г. в США вышла книга профессора Гарвардского университета Бертона Л. Уайта «Три первых года жизни»; в ней автор на основе своего двадцатилетнего опыта изучения маленьких детей настойчиво предостерегает родителей от соблазнов рекламы и рекомендует не приобретать дорогостоящих игрушек, объявленных «быстро развивающими» ум и навыки младенца. Он решительно заявляет, что наука не получила пока достоверных сведений о пользе обогащения ребенка впечатлениями для ускорения его психического прогресса в первые недели и месяцы жизни.
Однако существует и другая, прямо противоположная точка зрения. Она воплощается в лозунге: «Чем больше, тем лучше». Согласно ей, необходимо всемерно усиливать разнообразие и количество поступающей к младенцу стимуляции, ибо таким образом создаются наилучшие условия для побуждения детей к функционированию, для «питания» его чувств и ума и для замыкания множества условных связей (сопоШюпн{>). Акцент ставится на изобилие стимулов без сколько-нибудь серьезного рассмотрения желательного их качества. Р. Шаффер (1977) с иронией рассказывает, например, что по рекомендации сторонников всемерной стимуляции младенцев в некоторых родильных домах Англии используется вместо традиционного гладкого — белье с яркими полосками. В закрытых детских учреждениях «сенсорная депривация» уже давно объявлена главной причиной психического отставания детей (Ярроу, 1961). И вот там пытаются преодолеть дефицит впечатлений путем введения механической (не только в переносном, но и в прямом смысле слова!) экстрастимуляции: например, 10 минут по утрам и после обеда включают качалку, поглаживающую малыша, или же взрослый столько же времени стоит у колыбели ребенка и монотонно читает вслух (Шаффер, 1977). Результаты не обнаружили благотворного влияния подобных процедур на развитие детей. Тем не менее профессор Каслер рассказывает, что вменяет в обязанность своим студентам при посещении закрытого учреждения «стимулировать» младенцев, считая добавочные впечатления любого рода несомненным благом для детей (1965). Он же ратует за всемерное увеличение числа лиц, ухаживающих там за малышом, по той же причине: ведь пшШр1е тоШепп§ (участие в уходе множества лиц) увеличивет приток стимулов к ребенку.
Подобная механистическая интерпретация «шоНгеппе», естественно, лишает мистического ореола фигуру матери. Но при этом мать и вовсе теряет специфические присущие ей особенности. Полемически заостряя свою позицию, авторы этой группы заявляют, что «кровные узы — совершеннейший миф», а «матерью может быть любой человек любого пола» (Шаффер, 1977, с. 111).
Между тем становилась все более очевидной принципиальная ошибочность одной черты, общей для трех рассмотренных выше подходов к пониманию деятельности матери:
одностороннее внимание только к взрослому, ухажива щему за младенцем, и ничем не оправданное полное ис, лючение из Анализа вклада самого ребенка. Пример! двадцать лет назад стало складываться, а последние 10 ле интенсивно развивается новое направление в изучении дс ятельности матери, рассмотрение ее как диалога, как юдного, двустороннего взаимодействия матери и ребенка.
IV. Проблема диалога матери и ребенка
Представление об активности ребенка и о значении ег вклада во взаимодействие с окружающими людьми сейч примерно в равной степени признают психологи, работаю-1 щие в рамках глубинной и поведенческой психологии. Мно-| го общего можно найти и в содержательной трактовке ими! этого понятия. Но наиболее интенсивно разработку про-1 блем взаимодействия матери и ребенка ведут сторонники \ необихевиоризма.
Прежде всего авторы подчеркивают природное начало; активности, ее биологически обусловленный характер. Поведению младенца приписывается изначальная спонтанность, периодичность и избирательность. Благодаря спонтанности родителям не приходится творить поведение ребенка из ничего: его основа задана и нужно лишь увязать ее с другим уже организованным поведением взрослых (Шаффер, 1977, с. 45). Периодичность свойственна функционированию всех жизненных процессов ребенка. Особенно тщательно она исследована в отношении сосания, вновь привлекшего внимание психологов, но уже в ином, не фрейдовском аспекте. Вспомнив слова Ж. Пиаже, что сосательный рефлекс — «начало психологии», разные авторы теперь изучают его как первый важный контакт с миром. Установлена его необычная сложность. Оказывается, что сосание — ни в коем случае не простая стереотипная деятельность, пассивно побуждаемая голодом и стимулами, исходящими от матери, а сложное и упорядоченное чередование покоя и функционирования, к которому мать (и другие взрослые) обязательно должны приспосабливаться при своих воздействиях на ребенка. Исследование периодичности сна также позволило установить ее сложную природу; неожиданно продолжительным оказалось бодрствование даже в самом начале жизни — до 8 часов уже в
шпервую неделю! (Пармали, Уеннер, Шульц, 1964) спосте-1 пенным изменением его чередования с периодами сна и ! быстрым нарастанием общей длительности в последующие недели и месяцы.
Избирательность отношения младенца к миру подверглась тщательному изучению в опытах со зрительными и слуховыми воздействиями. Знаменитые опыты Р. Фанца (1961, 1966, 1970) показали, например, что в первую же неделю жизни младенцы обнаруживают неодинаковое отношение к зрительным стимулам, а затем у них все четче вырисовывается предпочтение к структурированным, сложным, движущимся и трехмерным объектам. Все перечисленные предпочитаемые черты сочетаются в человеке, что обусловливает биологически фиксированную готовность ребенка к взаимодействию с людьми. Аналогичная предадаптация выявляется и в области слуха (Эпплтон, Клифтон, Голдберг, 1975, с. 115).
Итак, говоря об активности ребенка, поведенческая психология сводит ее к сумме таких прирожденных свойств, как способность к хаотическому двигательному функционированию, периодичности ритмов жизнедеятельности и избирательной чувствительности к разным аспектам стимулов при особой склонности к тем их чертам, которые типичны для человека, как особого объекта восприятия.
Роль младенца внутри пары «взрослый — ребенок» увязывают также с индивидуальными особенностями детей и с их состояниями (зШез). «Понятие состояния, — пишет Р. Шаффер, — поразительно ярко демонстрирует, до какой степени ответ младенца на стимуляцию зависит от внутренних факторов» (1977, с. 56). Взгляд на индивидуальные различия показывает то же самое: разные младенцы реагируют на одно и то же впечатление различным образом. А. Томас, С. Чесе, X. Берч, М. Херциг, С. Корн (1964) обнаружили у младенцев очень ранние и устойчивые индивидуальные различия по их подвижности, объему внимания, порогам чувствительности и степени отвлекаемое™. Причины различий не выяснены, но они, несомненно, существенно обусловливают ответ ребенка на обращение взрослого.
Гораздо реже активность ребенка связывается с его преднамеренными действиями, направленными на овладение внешними событиями в предметном и социальном ок-
ружении. В этих случаях обычно вспоминают ранние на блюдения Ж. Пиаж^, описавшего у своего сына Лора! «зачатки интенции» еще в 3 месяца; Лоран и другие дет Пиаже примерно в этом столь раннем возрасте вперв* начинали отделять средство от цели. В опытах Дж. Уотсое (1972) описано, как дети еще моложе — двух месяцев роду — научились приводить в действие подвижную игрупН ку, двигая головой по подушке особой конструкции. Обыч* но же указание на «активность» младенца означает признак ние всего лишь того факта, что ребенок не приемлет одина^ ково любые воздействия извне, словно воск или глина, ни определенным образом преломляет и опосредствует их, усиливая одни, ослабляя другие, модифицируя третьи.
Итак, взрослые при уходе имеют дело с внутренне орга-1 низованным существом, одаренным спонтанной активно-^ стью и имеющим присуще ему упорядоченные ритмы и; предпочтения. Поэтому социализация ребенка понимается ныне как двусторонний процесс, в котором участвуют обе стороны. А по своему содержанию этот процесс предстает как синхронизация сложных структур действий взрослого (обычно матери) и ребенка..
Изучение синхронизации широко развернулось в последнее десятилетие с применением новейших технических средств (вроде рапидной киносъемки), позволяющих произвести тонкий анализ движений взаимодействующих партнеров. Кэтрин Гарви (1977) изучила стереотипные игры взрослого с младенцами моложе 4 месяцев и обнаружила, что ребенок участвует в их отработке с помощью взгляда. Он то смотрит на взрослого, показывающего ему «козу» или делающего «ладушки», то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его в лицо взрослого, и тем помогает определить темп и ритм движения старшего партнера. После 4 месяцев младенцы регулируют взаимодействие не только взглядом, но и жестами. Опыты У. Кондона (1975) обнаружили способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться синхронно ритму речи взрослого сходно с тем, как это делают взрослые слушатели. Очень любопытны сделанные Д. Стерном (1971) кинозаписи движений головы у глядящих друг на друга трехмесячного ребенка и взрослого: движения матери и младенца представляют собой очень точно гармонически сочетающиеся взаимные приближения и отступления, составляющие как бы
своеобразный «вальс». Образ танца, использованный Д. Стерном, близок к другому выражению — «5иЬЙе Ъа11е1» («неуловимый балет»), с помощью которого иные авторы (У. Кондон и Л. Сендер) пытаются передать свои впечатления о непроизвольных синхронных движениях младенцев при звуках осмысленной речи (не возникающих, кстати, в ответ ни на бессмысленный набор речевых звуков, ни на чистый тон или музыкальную фразу). Дж. Джафф., Д. Стерн и Дж. Пири (1973) изучали, как смотрят друг на друга ребенок и мать, и нашли такую организацию во времени их действий, которая была вполне аналогична обмену репликами в беседе взрослых, и тем самым свидетельствует о некоторых универсальных характеристиках человеческого общения. В основе процесса лежит чередование ролей — последовательное включение и выключение, поочередное выполнение партнерами роли то действующего лица, то наблюдателя. Дети используют взгляд, вокализацию, мимику, ритмично их включая (Стерн, 1974); а кормящая мать приурочивает аналогичные обращения к ребенку к паузам, повторно возникающим у него при сосании (Кей, 1977).
Исследование интеракции младенца и матери продолжается (Льюис, Коутс, 1981; Брунер, 1981). Но уже полученные результаты вскрывают тесную согласованность в функционировании пары «ребенок-взрослый», поразительно тонкое и точное совпадение их действий, стройную гармонию взаимодействия. Она не осознается не только ребенком, но и его старшим партнером. Да и психологу она открылась лишь благодаря изощренной математической обработке и анализу с помощью специальных технических средств. И тем не менее синхронизация поведения взаимодействующих членов пары составляет, по-видимому, важнейший факт психологии младенчества, установленный в последние годы.
Сторонники поведенческой психологии считают понимание «тоШеппй», как диалога — новым достижением психологии младенчества, позволяющим преодолеть недостатки его представления, как физического ухода, системы позиций и стимуляции, сохранить все позитивное содержание, которое имелось в более ранних моделях (Шаффер, 1977). Действительно, диалог на первом году жизни развертывается на фоне физического ухода. Выше мы уже ссылались на исследование «прото-бесед» ребенка с матерью во
время кормления. Можно упомянуть и о работах, где диало! связан с гигиеническими процедурами и зависит от временных параметров*взаимодействия матери и ребенка. Так, УЛ Миллар (1972) выяснял значение быстроты ответа взрос-1 лых на сигналы младенца о дискомфорте для формирова-1 ния временных связей у детей; в 6—9 мес. запаздывание* взрослого, как оказалось, не должно превышать 1—2 се-* кунды. После 3 сек. отставания научение уже не происходит. Ф. Зескинд (1981) исследовал частоту ответов взрослого на крики младенцев и установил их^ависимость от состояния здоровья детей и тревоги за них близких людей.
Понятие позиции родителей в отношении ребенка при новом подходе сохраняет роль, хотя теперь тоже известным образом трансформировалось; главное место в его содержании заняли такие черты поведения взрослых, как способность приноравливаться к внутреннему состоянию ребенка, учитывать сиюминутные и возрастные изменения его способности воспринимать разные воздействия, желания взаимодействовать с окружающими людьми. («Умная мать, — пишет об этих качествах родителей Б.Л. Уайт (1975), — никогда не станет читать длинную нотацию разгневанному, возбужденному малышу или навязывать ему занятие с наскучившей тому игрушкой: она выберет для этого более подходящий момент»).
И, конечно, понятие диалога учитывает организацию взрослым стимуляции ребенка. Оно требует, чтобы взрослые в ходе диалога с ребенком принимали в расчет не только богатство стимулов в среде, окружающей ребенка, но и их доступность для его понимания, а также наличие условий, в которых он сумеет действительно эффективно ими воспользоваться. Дж. Каган и С. Тулкин (1971) сравнили поток информации, поступающей к младенцу в закрытом детском учреждении и в семье, и установили, что общее количество получаемых ребенком впечатлений в учреждении даже больше, но основная их часть остается на положении «белого шума» и не достигает ребенка. В семье же стимуляция «персонифицируется»: лично адресуется и подается с учетом состояния детей. Перестройка стимуляции по семейному образцу благоприятно повлияла на ускорение речевого развития воспитанников закрытого детского учреждения.
Вместе с тем, понимание деятельности матери, как диалога, не преодолевает большинство недостатков предыдущих моделей «МоШеппе». Выдвигаемая в качестве альтернативы модель критического периода, модель диалога не предусматривает выявления качественных преобразований в психике младенца и направлена лишь на анализ усовершенствования и интенсификации исходных механизмов. Подчеркивается врожденный характер структурных и функциональных предпосылок социального контакта младенца с окружающими: у него выявляются биологически фиксированные структурные основы интеракции (зрение, слух, их избирательная направленность) и функциональные поля (сосание). Генетически запрограммированным объявляется и ответ матери на сигналы о своем состоянии, подаваемые ребенком. Правда, признается, что реальное взаимодействие оказывает огромное влияние на «доводку» врожденных механизмов и на формирование на их основе прижизненного опыта. В книге Р. Шаффера (1971) показано, как складывается такой опыт. В ходе первых «просто-бесед», организуемых матерью, ребенок постепенно практически осваивает, что такое диалог, научается взаимности и интенциональности действий. Далее он постепенно овладевает широким набором средств для сигнализации о своих состояниях и необходимыми для диалога когнитивными умениями (он отделяет себя от других людей; осваивает то понятие об объекте, которое выделил у младенцев Пиаже; расширяет объем внимания). Одновременно обучение проходит и мать. При этом она еще и постоянно следит за ребенком, опираясь на его активность, стимулируя, направляя ее и осторожно внося свои коррективы. Особое значение придается организуемым матерью актам совместного восприятия (Брунер, 1968; Смедслунд, 1966; Шаф-фер, 1971, 1977; Коллис и Шаффер, 1975). По мнению последнего автора, представление о диалоге ребенка с взрослыми коренным образом меняет прежнее традиционное понимание социализации, как внешней силы, навязываемой ребенку. Новое понимание исходит из учета поведения самого ребенка и говорит о взаимном приспособлении партнеров. «Ребенок и мать изменяют друг друга. Они развиваются оба. Социализация не одностороннее, а двустороннее предприятие: как и воспитание, оно, по существу, дело совместное» (1977, с. 84).
Весьма важно, что понятие диалога заставило психолс гов включить в представление о деятельности матери такжб и ее более широкие связи с'ребенком, прежде всего и^ Вместо редукции этой деятельности к уходу и защите появ* ляются попытки рассмотреть также и более духовные, не столь «корыстно» обусловленные виды взаимодействия бенка с близкими взрослыми (Дж. Данн, 1976, 1977; Дж* Уотсон, 1972; Д. Стерн, 1974; Б. Мартин, 1975). Однакс первичные органические нужды и прирожденные склонно сти детей по-прежнему занимают ключевые места в«списке| факторов, обусловливающих содержание психическое жизни младенца в ходе диалога с окружающими людьми.