Основные направления изучения малых групп

На Западе наиболее известными направлениями в изучении психологии малых групп являются социологическое, социометрическое, и направление школы групповой динамики.

Дж. Морено - основоположник социометрической концепции и одноимённой методики. Он выделял две структуры общественных отношений: макроструктура (это представление о том, как люди размещены в областях их жизнедеятельности) и микроструктура (отношения человека с окружающими людьми на психологическом уровне). Психологическое благополучие личности определяется её местом в системе межличностных отношений.

Напряжённости и конфликты, по его мнению, возникают из-за несовпадения этих структур, когда система симпатий и антипатий в отношении к своему окружению не совпадает с рамками его макроструктуры, т. е. когда, например, человека окружают люди, психологически не совпадающие с ним. Поэтому практической задачей этого направления была разработка метода диагностики и коррекции этих структур, чтобы была возможность перестроить макроструктуру человека таким образом, чтобы она соответствовала микроструктуре.

Для этих целей Морено предложил методику социометрии. Информация в данной методике собирается посредством осуществления каждым из испытуемых ряда выборов людей из всей группы по каким-либо критериям.

Задачи социометрии:

1. диагностика межличностных и межгрупповых отношений для их совершенствования;

2. изучение социального поведения людей, совместимости людей в группе;

3. изучение зависимости неформальной структуры в группе от формальной (и наоборот);

4. измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;

5. выяснение соотносительности позиций (симпатия-антипатия);

6. обнаружение внутригрупповых подсистем с неформальными лидерами.

Это направление активно используется для диагностики состояния группы и внутригрупповых отношений.

Морено объяснял все стороны социальной жизни состоянием эмоциональных отношений между людьми. Проблемы общества решаются перестановкой людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.

Однако, он зачастую переносил интерпретацию изучаемых им групповых процессов малых групп на всё общество, что не всегда оправданно.

Социологическое направление. Его основоположником был Э. Мэйо.

В ходе длительного эксперимента он выявил в формальных структурах коллективов ещё и неформальные структуры, которые оказались очень значимыми и способными влиять на формальную. Таким образом, оказалось, что внутри одной группы сосуществуют две подструктуры.

Это открытие начало целую волну исследований в данной области и широкое практическое применение полученных знаний.

Школа «групповой динамики».

В основу изучения малых групп К. Левин, начинатель этого направления, положил созданную им «теорию поля». Согласно этой теории, на социальное поведение влияют детерминирующие его психологические и социальные силы, и необходимо анализировать эти силы, измерять и изучать их локализацию.

Группа – это динамическое целое, объединяемое взаимодействующими внутри неё силами. В этом направлении исследовались природа групп, условия их формирования и функционирования, их связь с индивидами и другими группами, изучались групповые нормы, сплочённость, лидерство, принятие групповых решений, внутригрупповые конфликты, внутригрупповая деятельность, влияние на эффективность групповой деятельности её сплочённости, её руководства, способа принятия решений т. д.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И НОРМЫ

В каждой культуре существует так называемый «нормативный канон человека» – это исторически сложившийся абстрактный образец человека, который принят в данном обществе. Он касается как внутренней организации психической жизни человека, так и форм его поведения. Именно от этого нормативного канона человека зависит процесс социализации. Это понимание того, каким в этом обществе хотят видеть человека, каким он должен быть.

Социальные ожидания (экспектации) – это ожидание определённого поведения от человека, выполнения им его роли и принятия правил. Эти ожидания регулируют поведение человека в группе под угрозой санкций за их неисполнение. При вхождении человека в социум ему сразу предлагается некоторый образец поведения, мышления, чувствования, определённый набор ценностей, и ожидается, что он должен их принять, если хочет остаться в этом обществе и быть его полноправным членом.

Социальные ожидания носят неформализованный и зачастую неосознаваемый характер. Общество всегда следит за исполнением ролей и подчинением групповым нормам и оценивает их. За невыполнение социальных норм общество накладывает санкции, начиная от лёгкого неодобрения и замечаний, заканчивая изгнанием из своей среды. Санкции также частично интернализируются в процессе социализации и становятся внутренними механизмами самоконтроля.

Санкции применяются формальные и неформальные. Формальные санкции универсальны, заранее оговорены и широко известны. Неформальные санкции эффективны в силу того, что ясно установлена личностная определённость каждого индивида и его обязанности, а отклонения от правил приводят к изменениям в межличностных отношениях, к понижению личного статуса и иногда даже к изгнанию из группы.

Социальная роль – это нормативный образец поведения, ожидаемый от личности в соответствие с его статусом (роль – это динамическая сторона статуса), с местом, занимаемым ею в структуре общественных отношений. Это социальная функция личности. Существует несколько классификаций ролей, и они помогают глубже взглянуть на это многогранное явление.

• Одна из классификаций разделяет роли на:

1. Социальные, которые отражают положение индивида в системе социальных отношений (например, профессиональные);

2. Межличностные, которые отражают положение индивида в системе межличностных отношений (например, лидер, «козёл отпущения»).

• Следующая классификация выделяют два вида социальных ролей:

  1. активные, которые человек исполняет в данный момент (например, студент);
  2. скрытые, не проявляющиеся здесь и сейчас (например, сын, друг, футболист).

• По другой системе выделяют 2 типа:

  1. официальные, закреплённые правом (материнство, профессиональные);
  2. стихийные – возникающие неожиданно, много раз на дню, связанные со стихийно возникающими деятельностью и отношениями.

• Также возможно разделение ролей на:

  1. предписывающие (определяют, как нужно исполнять роль);
  2. предсказывающие (насколько роль будет исполнена с учётом индивидуальных особенностей личности и ситуации).

• Согласно следующей классификации, роли бывают:

1. статусные - они приписаны с рождения (например, пол человека) и практически не могут меняться произвольно (если пол сменить можно в современных условиях, то возраст - нет). В некоторых сферах ролевые ожидания от мужчин и женщин, от детей и пожилых очень сильно могут различаться;

2. позиционные – связаны с профессиональным разделением труда. В случае, если личность играет свои позиционные роли вне соответствующей им ситуации, можно говорить о наличии такого негативного явления, как профессиональная деформация (например, когда в семье военных царит неуместная здесь армейская дисциплина, или когда учителя пытаются учить каждого встречного вне школы);

3. ситуационные – это краткосрочные роли, связанные только с наличной длящейся то или иное время, ситуацией. В течение дня человек может выполнять десятки таких ролей (студент, пассажир, пешеход, сын, друг и т. д.).

Таким образом, человек одновременно играет или является носителем множества ролей. Например, на роль взрослой женщины могут накладываться ещё роли жены, матери, дочери, профессионала в своей области трудовой деятельности, подруги и т. д.

Количество и диапазон ролей личности зависят от количества групп и отношений, в которые она задействована, её потребностями и интересами.

Как правило, большинство социальных ролей «переживают» своих носителей, они не сочиняются одним человеком и не исчезают после его смерти. Например, в роль школьника входит каждый ребёнок и выходит из неё, каждый привносит в неё что-то своё, индивидуальное, возможна некоторая свобода её интерпретации, но основные общие черты остаются теми же, и часть из них обязательна (хоть со временем и происходят естественные изменения). На роль всегда накладывается отпечаток личности, её играющей, личность может несколько менять её внутри определённых рамок.

Однако не стоит думать, что разнообразные групповые роли существуют независимо от человека. Люди – их носители и создатели, они же – их реформаторы. Групповые шаблоны складываются в координированном действии, а эта координация возможна только благодаря определённым типам поведения, пользующимся взаимной поддержкой. Понятия, относящиеся к этим шаблонам, полезны до тех пор, пока они не превращаются в довлеющие силы, «вытесняющие» самих людей.

Часто происходит так, что социальные роли подчиняют себе поведение и образ мыслей человека, поэтому перемена роли может привести и к их изменению.

То же самое может относиться и к межличностным ролям. Согласно многим исследованиям, наше мнение о человеке формирует определённое поведение по отношению к нему, и мы уже заранее ожидаем строго определённой реакции от него и в какой-то степени своим поведением и отношением уже программируем его на эту самую реакцию, на то, чтобы он раскрылся именно с этой стороны (что он сделает в качестве самозащиты от нас же). Таким образом, мы получаем именно то, чего ждём от человека, хотя зачастую это может быть вынужденной реакцией на наше же поведение. Например, ожидая от человека враждебности, мы уже будем вести себя скованно и напряжённо, с тоже несколько повышенной долей враждебности и понятно, какой реакции можем этим добиться. Этим мы побуждаем другого человека подтвердить наши ожидания.

Сложившееся мнение о социальном поведении может побуждать других подтверждать его. Однако, этот эффект действует не во всех случаях: труднее повлиять на не конформных людей и на людей с твёрдо сформировавшимися чертами.

Групповые нормы – это общепринятые представления, правила, и требования, регулирующие поведение, характер взаимоотношений, взаимодействия и общения в данной группе. Это не административные и не правовые нормы, за их неисполнение человек не подвергнется ни административному, ни уголовному преследованию, однако неисполнение может сильно повлиять на отношение к нему окружающих. Отсюда может возникнуть боязнь показаться белой вороной, быть непонятым и отвергнутым.

Социальные нормы бывают как общезначимые, требуемые от всех людей, так и специфические, характерные лишь для некоторых групп и общностей. Социальные нормы упорядочивают систему отношений и взаимодействий в группе.

Наличие развитой и устойчивой системы норм в группе позволяет соотносить поведение индивида с эталоном, избирать наиболее эффективное средство воздействия на него, в той или иной степени предсказывать его поведение и осуществлять социальный контроль. Нормы, поскольку известны нам заранее, помогают действовать автоматически, не задумываясь о том, как же поступить в данной ситуации.

Существуют три механизма усваивания норм:

1. Подчинение – под влиянием силы или авторитета человек принимает и подчиняется установленным в данном социуме нормам.

2. Идентификация – перенимание правил поведения у людей, которых данный человек уважает и на которых хочет быть похожим.

3. Интернализация - вследствие постоянного или частого нахождения в рамках какой-то роли, выполнения правил, происходит их интериоризация, когда они как бы впитываются человеком и становятся свойством личности; они включаются в систему личностных смыслов и значений.

Каждый человек контролирует самого себя как с точки зрения интериоризированных групповых стандартов, так и исходя из своих индивидуальных позиций.

Социальные нормы действуют благодаря тому, что человек сам становится их носителем и передаёт их окружающим, а все люди так или иначе «приглядывают» друг за другом. В целом нормы служат повышению устойчивости и стабильности группы.

Минусом может стать их ригидность и консервативность, неспособность группы к перестройке в непривычных и необычных условиях.

Несмотря на свои ограничивающие свойства, нормы способны дать человеку свободу. Например, попадая в новую среду, сильно отличающуюся по своим правилам и нормам от предыдущей, привычной для него, он будет чувствовать себя скованно и несвободно. Или, например, самоконтроль, позволяющий человеку действовать самостоятельно, изначально основывается на понятиях правильного и неправильного, которые не являются врождёнными, а формируются воспитанием, привитием соответствующих норм.

Наши рекомендации