Тема лекции. Организация социальной жизни. Малая группа.

Контингент учащихся : студенты 2 курса ЛФ

Вид лекции: обзорная

Структура лекции: 1) Определение

Классификация групп

Функции групп

4)Уровни развития групп:

Большие группы

Группа – это совокупность взаимодействующих лиц, выделяемых из целого по определённым признакам, осознающих свою принадлежность друг к другу.

Существует множество классификаций групп.

• Ч. Кули разделял группы на:

1. первичные (люди, в отношении которых ощущается наибольшая эмоциональная близость и в которых люди непосредственно контактируют: семья, друзья)

2. вторичные (все остальные люди, с которым личность взаимодействует для достижения своих целей; здесь важны не столько индивидуальные качества, сколько умение выполнять свои функции)

• Э. Мэйо:

1. формальные (имеют юридически фиксированную структуру, руководство, закреплённые права и обязанности, статус, участники объединены социально заданной деятельностью, взаимодействие в них заранее регламентировано: производство, армия)

2. неформальные (не имеют фиксированного статуса, объединяется на основе интересов, симпатий, извлечения пользы, в них взаимодействие может быть основано на эмоциях, неофициальных правилах, да и они могут меняться)

• Г. Хаймен:

1. группы членства (в которые человек входит на какой-либо основе по некоторым причинам)

2. референтные группы (группы значимых для личности людей, но в которые сама эта личность не входит, она соотносит себя с ними как с эталоном). Люди из таких групп оказывают большое влияние на жизнь и развитие человека, на его поведение и самооценку.

• Г. М. Андреева:

1. условные (люди, входящие в такие группы, могут не быть одновременно в одном месте, не выполнять совместно какой-либо деятельности, например, пенсионеры, студенты)

2. реальные (существующие в общем пространстве и времени, объединены реальными отношениями):

а) лабораторные (специально создаваемые исследователем для изучения);

б) естественные (реально существующие): большие и малые.

Реальные группы наиболее ценны и значимы для исследований социального психолога. Они подразделяются на большие (классы, народы, этносы) и малые.

Группообразование– это процесс становления группы из реальной диффузной общности людей.

Людям в группе свойственны следующие характеристики:

  1. чувство причастности (осознание себя частью данной группы)
  2. чувство идентичности (осознание своей схожести с другими членами группы)
  3. взаимодействие (что люди в группе делают, где, по какой причине, для чего и т. п.).

Функции групп:



  1. Социализация - процесс включения личности в общество.
  2. Инструментальная, т. е. производственная – люди в группе выполняют какую-либо деятельность.
  3. Экспрессивная – для выражения чувств и эмоций.
  4. Функция психологической поддержки - одно только нахождение рядом другого человека уже способно помочь во многих ситуациях.
  5. Принятие групповых решений, которые зачастую могут быть гораздо эффективнее индивидуальных.

Качественнойхарактеристикой группы является уровеньеёразвития – это характеристика сформированности межличностных отношений. Для его определения используются следующие параметры: уровень целей и ценностей, которые являются содержанием совместной деятельности, их содействие развитию группы и общества, а также число групповых коммуникаций, сложившиеся отношения, время существования группы.

Выделяют следующие уровни развития групп:

низкого уровня развития (например, диффузная группа– это общность, в которой отсутствуют сплочённость, ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, опосредующей отношения её участников).

высокого уровня развития (коллективы) – в этих группах результат соотношения между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом положителен (в группах низкого уровня развития он может быть отрицательным).

Коллектив – это высшая степень развития малой группы.

А. С. Макаренко так определял коллектив: это свободная группа трудящихся, объединённая общей личностно- и социально-значимой целью и действием, организованная и снабжённая органами управления, дисциплины и ответственности.

Коллектив целостен, он – самостоятельная система со своей структурой, организацией и функциями. Это группа объединённых общими целями и задачами людей, достигшая высокого уровня развития.

Характеризуется коллектив высокой сплочённостью как ценностно-ориентационным единством, коллективистскими самоопределением и идентификацией, высокой референтностью участников группы и разделением ответственности. В коллективе личность находит поддержку, помощь, с коллективом она разделяет ответственность, всё это способствует формированию групповой сплочённости.

Цели коллектива и всего общества должны быть согласованы, поскольку коллектив – часть общества, а не самостоятельная «отрезанная» группа, таким образом, коллектив характеризуется только социально одобряемыми целями.

Ещё одна важная характеристика коллектива – добровольность его объединения.

В. М. Бехтерев указывал на общность целей и настроений в коллективе.

Коллектив обязательно развивает личности входящих в него людей.

Каждый коллектив – это малая группа, однако не любая малая группа – это коллектив.

Ещё один критерий группы - групповая интеграция– совокупность упорядоченности внутригрупповых структур, устойчивости взаимосвязей, стабильности и устойчивости функционирования, что свидетельствует о психологической целостности и единстве общности людей.

Можно говорить о её наличии, если группа может длительно существовать автономно. Обычно она проявляется при нарушении равновесия группы как системы, т. е. при возникновении опасностей и помех её существованию. Её признаки: чувство «мы», эмоциональная идентификация с членами своей группы, формирование групповых норм, подъём дисциплинированности, организованности и согласованности взаимодействий, оздоровление социально-психологического климата, способности группы к самоконтролю и самокоррекции и др.

В социальной психологии группы рассматриваются с точки зрения различных её параметров: состава, структуры, групповых норм и ценностей, с точки зрения происходящих в ней групповых процессов.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, которую они выполняют.

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

Это значительная по размерам или вообще не ограничиваемая количественно общность людей, выделяемая по некоторым признакам (например, пол, возраст, национальность) или совместной деятельности.

В них вырабатываются групповые нормы, ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до каждого индивида.

Один из видов больших групп – толпа – это стихийно действующая неорганизованная общность, бесструктурное скопление людей, лишённое ясно осознаваемых целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Формируется толпа за счёт нарастающего обоюдно направленного эмоционального заражения и слухов (это вид межличностной коммуникации, описывающий какой-либо сюжет, отражающий общественное мнение и настроение, стереотипы и установки).

Существует 4 вида толпы:

1. оказиональная – возникающая из-за интереса к неожиданному событию или происшествию;

2. конвенциональная – возникшая из-за интереса к заранее заявленному событию;

3. экспрессивная (её особенность – выражение общего отношения к чему-либо или испытывание общих сильных эмоций (возмущения, радости, экстаза));

4. действующая: агрессивная (избиение, погром), паническая (паника, бегство), стяжательная (конфликт за обладание чем-либо), повстанческая (возмущение, революция).

Из-за отсутствия чётко определённых целей и неопределённости структуры толпа легко и спонтанно может переходить из одного состояния (вида) в другой.

Выделяют следующие способы воздействия, посредством которых люди в больших группах воздействуют друг на друга в процессе межличностной коммуникации:

Подражание – произвольное или непроизвольное повторение на поведенческом, эмоциональном и когнитивном уровнях демонстрируемого поведения.

Психическое заражение – передача эмоционального состояния матери (или иного агента социализации), это основа для общения, так происходит начало формирования отношения ребёнка к окружающему миру, он бессознательно перенимает определённые образца поведения и чувствования.

Внушение– навязывание, побуждение принятия своей позиции и способа поведения, как правило, без аргументации и с частичным подавлением критики и воли того, кому её предлагают. Это некритичное принятие чужой точки зрения и подчинение.

Тема лекции: Малые группы.

Контингент учащихся : студенты 2 курса ЛФ

Вид лекции: обзорная

Наши рекомендации