Психодиагностика свойств экстра- и интроверсии и нейротизма по методике Айзенка.

Согласно представлениям Айзенка, экстраверт общителен, имеет много друзей, любит вечеринки, нуждается в общении с людьми, не любит сам читать или учиться. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит рискованные шутки, не лезет за словом в карман, ищет перемен. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, вспыльчив, имеет тенденцию к агрессивности. Его эмоции и чувства строго не контролируются и на него не всегда можно положиться.

В противоположность экстраверту, интроверт спокоен, застенчив, интроспективен. Он предпочитает книгу общению с людьми. Сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Заранее планирует свои действия, не доверяет внезапным побуждениям. Любит во всем порядок, серьезно относится к принятию решений, надежен. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно. Он высоко ценит этические нормы, несколько пессимистичен.Об экстравертированности свидетельствует показатель по шкале экстра-интроверсии выше 12 баллов. При показателе ниже 12 баллов преобладают признаки интровертированности.

Фактор нейротизма, по мнению Айзенка, свидетельствует об эмоционально-психологической устойчивости или неустойчивости, стабильности-нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. О нейротизме свидетельствует показатель, превышающий 12 баллов по соответствующей шкале.

Основываясь на выраженности свойств экстраверсии-интраверсии и нейротизма, определяют тип темперамента: сочетание экстраверсии и нейротизма соответствует холерическому темпераменту, сочетание интраверсии и нейротизма – меланхолическому. При сангвиническом темпераменте эмоциональная стабильность сочетается с экстравертированностью, при флегматическом темпераменте эмоциональная стабильность сочетается с интравертированностью.

Литература:

1. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. М-Л., 1930

3. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

4. Очерки теории темперамента. Под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1973.

5. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий. – М., 1979.

6. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986, С. 401-460.

Тема лекции: Личность.

Контингент учащихся: 2 курс ЛФ., МПФ, ФВСО

Цель лекции:Сформировать представление о личности, ее развитии, об основных свойствах личности, влияющих на процесс взаимодействия врача и больного.

Учебно-целевые вопросы лекции:

1. Понятие о личности.

2. Процесс формирования личности.

3. Основные свойства личности.

4. Подсистемы личности.

5. Психодиагностика свойств личности.

Особенности личности больного оказывают влияние на оценку им тяжести своего состояния, способ интерпретации и изложения болезненных ощущений, а также имеют значение при формировании взаимоотношений больного с врачом, со средним и младшим медицинским персоналом и поэтому должны учитываться врачом, как при определении состояния больного, так и при подборе терапии.

Понятие о личности.

В описании человека психологами используются разнообразные термины. Так, термин «индивид» подразумевает биологические, врожденные характеристики человека, такие как тип телосложения или особенности нервной системы. Индивид – человек, как представитель рода Homo sapiens.

В противоположность понятию «индивид», в понятии «личность» закреплены, прежде всего, социальные параметры человека, в которых зафиксирована его принадлежность к определенной социальной группе, к определенному обществу, культуре.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Личность определяется также как сумма внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Формирование личности.

Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе воспитания, образования и обучения. Процесс формирования личности – процесс социализации – заключается в усвоении и активном воспроизведении социального опыта, социальных норм и ценностей. В отечественной психологии социализация характеризуется как расширение в результате воспитания и обучения сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Социализация заключается также и в усвоении полоролевого поведения и других социальных ролей, составляющих ролевой репертуар личности. С расширением ролевого репертуара повышаются общие адаптивные способности человека, формируется умение по-разному вести себя в различных социальных ситуациях: отдавать распоряжения в роли начальника и исполнять их в роли подчиненного, просить о помощи и оказывать помощь и т. д. Напротив, при узком ролевом репертуаре адаптивные возможности невысоки: усвоив ограниченное количество социальных ролей, человек испытывает трудности в каждой новой ситуации.

Опираясь на понятие «социализация», дается еще одно определение личности: личность – это социализированный индивид.

Основные свойства личности.

1. Конформность – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить поведение к их требованиям. Конформность фиксируется там, где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется путем согласия с мнением группы. Начало исследования конформности было положено в работах С. Аша, где конформность выступила как тенденция индивида изменять свое поведение и мнение под давлением группы, принимать точку зрения, высказанную большинством.

Свойство, противоположное конформности, называется негативизм. Негативизм – немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Ситуативные реакции негативизма наблюдаются у детей в случаях «кризисов» возрастного развития (в 3 года, 6-7 лет, 12-15 лет) и находят свое выражение в упрямстве, капризах, бессмысленных требованиях.

2. Агрессивность – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб. Агрессивное поведение может варьировать по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Агрессивность может быть направлена на окружающих людей или на самого себя (аутоагрессия). Свойство агрессивности коррелирует с высоким уровнем притязаний, с мотивом достижения цели.

3. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Это один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом, тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности.

4. Уровень притязаний. Уровень притязаний определяется сложностью задач, на решение которых претендует человек. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям и возможностям личности, может быть завышенным, и в этом случае отмечается трудность обучения, усвоения новой информации. Уровень притязаний может быть сниженным и, в этом случае, встает проблема самореализации, поскольку человек не берется за решение сложных задач и поэтому не достигает значительных успехов.

5. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. У. Джеймс определяет удовлетворенность собой через соотношение действительного успеха и наших притязаний:

Самоуважение = Успех/Притязания

Уровень самоуважения повышается в том случае, когда человек достигает успеха, и тогда, когда он снижает уровень притязаний.

Подсистемы личности.

В структуре личности, помимо основных ее свойств, выделяют также подсистемы:

1. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Мотив определяется как побудительная причина, побуждение к действию; он формируется на основе потребности и отражает внешний побудительный фактор – стимул.

Выделяются, в частности, два «чистых мотива»: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

2. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения (типичное поведение в типичных ситуациях). Познание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.

3. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности подразделяются на общие (общая одаренность) и частные (специальные) способности, которые опираются на врожденные задатки (например, музыкальный слух, память).

Одним из важных моментов в процессе обучения и воспитания является вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей.

Наши рекомендации