Исследование тревожности с помощью методики Спилбергера.
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера различает понятие тревоги, как состояния, и тревожности, как личностной черты. Тревога характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, опасений, беспокойства, выраженной активацией деятельности вегетативной нервной системы. Тревога возникает как реакция человека на различные стрессы, чаще психогенного, социально-психологического характера.
Личностную тревожность автор рассматривает как свойство индивида, она является конституциональным признаком. Личностная тревожность – это относительно постоянное свойство человека видеть угрозу своему благополучию в самых различных ситуациях. Личностная тревожность является предиспозицией, облегчающей возникновение реакций тревоги.
Шкала Спилбергера учитывает дифференциацию факторов личностной тревожности и реактивной тревоги. Она представляет собой опросник, состоящий из двух подшкал. Подшкала личностной тревожности включает в себя 20 утверждений, которые обследуемый должен оценить по 4-бальной системе: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 утверждений, из которых 10 констатируют, а 10 отрицают наличие тревоги. Оценка утверждений: «нет, это не совсем так», «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно».
Шкалу Спилбергера модифицировал, адаптировал и стандартизировал Ю.Л. Ханин. Им же получены ориентировочные нормативы: низкий уровень тревоги – 20-34 балла, средний уровень – 35-44 балла, высокий уровень – 45 баллов и выше. Суммарные оценки получаются путем подсчета результатов с помощью ключа.
Литература:
1. Психология эмоций. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984.
2. Эмоции человека. К. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1980.
3. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофиз. исслед. М.: Мир, 1966.
4. Кокс Т. Стресс М.: Медицина, 1981.
5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
Тема лекции: Темперамент, виды, свойства
Контингент учащихся: 2 курс ЛФ., МПФ, ФВСО
Цель лекции: Изучение психологических характеристик человека, связанных с возрастом, полом, типом темперамента и особенностями телосложения.
Структура лекции:
1. Понятие о биологических предпосылках индивидуальности человека.
2. Психологические особенности мужчин и женщин. Понятие о маскулинности и фемининности.
3. Психологические характеристики человека в различных возрастных периодах.
4. Понятие о типах конституции. Связь между психическими свойствами и соматическим обликом человека (теория Кречмера).
5. Определение и основные компоненты темперамента.
6. Характеристика четырех типов темперамента.
7. Свойства экстраверсии, интраверсии и нейротизма и их психодиагностика по методике Г. Айзенка.
В изучении предпосылок индивидуальности человека исследование открывается поиском детерминант: биологических и социальных, врожденных и приобретенных, генотипических и средовых. Проблема биологического в человеке включает в себя изучение врожденных качеств, мало поддающихся изменению в течение жизни. К биологическим предпосылкам индивидуальности человека относятся: тип высшей нервной деятельности и формируемые на его основе свойства темперамента; конституция (тип телосложения), внешний соматический облик человека; некоторые психологические черты, связанные с полом (маскулинность - фемининность); возрастные особенности психики, связанные с физиологическим процессами детского, подросткового возраста, климактерического периода и периода старения.
К социальным предпосылкам индивидуальности, относительно независимым от природной основы человека и воспитываемых обществом, относятся: социальные условия развития, культурная, национальная, профессиональная среда со своими ценностями, морально-этическими нормами и правилами поведения – все это, на основе чего формируются свойства личности, ее направленность, сфера интересов и мотивов поведения.
Социальное и биологическое в человеке взаимосвязано: социальные нормы корректируют проявления темперамента, коммуникативные свойства личности развиваются под влиянием эмоций, связанных с типом темперамента и т. д. Настоящее занятие посвящено анализу преимущественно биологических предпосылок индивидуальности человека.