Особенности развития детей с задержкой психического развития.
Индивидуальная
образовательная программа
(коррекционно-развивающей направленности)
Ребенка-инвалида
подготовили
педагог-психолог
Войтенко Галина Павловна
воспитатель
Еверзова Анна Ивановна
воспитатель
Карпенко Лидия Ивановна
Г. Белгород 2015
Образовательная программа является частью примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство». В детском учреждении есть дети с ЗПР, поэтому возникла необходимость создания рабочей коррекционно-образовательной программы по подготовке к школе детей с задержкой психического развития, на основе программы С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», реализуемой в ДОУ.
Программа направлена на оказание помощи ребёнку с ОВЗ в том числе и инвалидов в освоении примерной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем примерную образовательную программу дошкольного образования.
Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивает:
· осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей;
· возможность освоения ребёнком- инвалидом основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.
Структура индивидуальной программы:
· общие сведения о ребёнке;
· медико-психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ПМПк ДОУ и (при наличии) городской ПМПк;
· коррекционно-развивающий маршрут (план);
· предполагаемые результаты;
· возможные риски и сбои при реализации индивидуальной программы;
· характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальную коррекционно-образовательную программу;
· пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ООП);
· планирование деятельности по реализации индивидуальной программы;
· промежуточные и итоговые результаты;
· заключение специалистов и педагогов
Задачи:
· создать условия для эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка -инвалида в ДОУ;
· проводить мониторинг динамики развития ребёнка, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, уровня его социализации;
· планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка, его соматического и физического состояния, с учётом показателей медико-психолого-педагогического обследования;
· оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
· подготовить ребёнка к обучению в начальной школе, предупредить возможную тяжёлую адаптацию к условиям школьной жизни;
· оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка- инвалида..
Общие сведения
· Сведения о ребёнке:
Ф.И.О.
Дата
Адрес, дом.телефон
Посещает МБДОУ д/с №
2. Социальный статус семьи: полная не полная (нужное подчеркнуть)
Ф.И.О. родителей (законных представителей):
Мать
Контактные телефоны____
Отец
Контактные телефоны_____
Родственники, участвующие в воспитании ребёнка - нет
Например: Ребенок воспитывается в полной семье. Семья проживает в благоустроенной квартире, где созданы все условия для полноценного развития ребенка. Отношения в семье доброжелательные, спокойные.
· Заключение ПМПк ДОУ
Сопровождение ребенка –инвалида специалистами ПМПк.-по направлениям представленными в ИПР:
Данные медицинского обследования
___Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума- не соответствует возрастным нормам: состояние органов слуха-соответствует норме, состояние костно-мышечной системы не соответствует норме. Переносимость физических нагрузок- не соответствуют норме. ЗРР, ЗПР.
Мелкая моторика
Дата обследования | Соответствует возрасту | Ниже возрастной нормы | Особенности латерализации: проявления праворукости, леворукости, амбидекстрии | Другие индивидуальные особенности (наличие гипотонуса, гипертонуса) |
24.09.2014 | ниже возрастной нормы |
4. Дополнительная информация об особенностях развития, поведения ребёнка; особенности социализации и интеграции _______инструкцию понимает , но задание выполнить не может, выполняет с помощью взрослого, на контакт идет.
Сильные стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования):
Понимает инструкцию взрослого, но выполняет не во всех случаях.
Слабые стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования):
целенаправленная деятельность затруднена, познавательные процессы и речевое развитие не соответствуют возрастной нормы.
Ребёнка с ОВЗ в ДОУ
· Программно-методическое обеспечение
· Программное обеспечение
1. Программа «Детство» под ред. Бабаевой Т.И. | |
2.Дополнительные программы | |
· Методическое обеспечение диагностического процесса (нужное отметить, необходимое добавить)
Педагогическая диагностика | |
1. Оценка уровня индивидуального развития | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Психологическая диагностика | |
1. Анкетирование и беседа с родителями (сбор анамнестических сведений) | |
2. Наблюдение | |
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А. | |
4.Комплексная диагностика детей дошкольного возраста. Борисенко М.Т., Лукина М.А | |
5. | |
Логопедическая диагностика | |
1. Анкетирование и беседа с родителями (сбор анамнестических сведений) | |
2. Наблюдение | |
3. | |
4. | |
5. |
· Методическое обеспечение педагогического сопровождения
(основные методики и технологии)
1. | |
2. | |
3. |
· Методическое обеспечение психологического сопровождения
(основные методики и технологии)
1 Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР Основной базой рабочей программы является: - Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко. - «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной. - «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.,» | |
2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003. | |
3. Рабочая программа для детей дошкольного возраста ( возрастная категория 3-6 лет).. Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветиак» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4 лет, «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И.А. Пазухиной. | |
· «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» . С.Д. Забрамная, О.В. Боровик | |
5.Ю.Е. Веприцкая «Развития внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет. Цикл занятий «Мир эмоций». Волгоград: изд. «Учитель», 2007г.) | |
· Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками./авт.-сост. М.Р. Григорьева.- Волгоград: Учитель, 2009.-156с.: ил. | |
7. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Волгоград: Учитель,2007.- 79с | |
8. Семеновских Т.В. Авторская Программа «Давайте дружить», ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет. Г. Тюмень. |
· Методическое обеспечение специального (логопедического, дефектологического) сопровождения (основные методики и технологии)
1. Раннее выявление и коррекция речевой недостаточности. Г.В.Чиркина, О.Е.Громова | |
2. Специальная диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Е.А.Стребелева | |
3.Логопедическое обследование детей раннего и дошкольного возраста ( ИКП РАО) Е.А.Стребелева, Ю.А.Разенкова |
Распределение нагрузки на ребёнка в рамках непосредственной образовательной деятельности и коррекционно-развивающей деятельности на неделю
Направление деятельности | Форма организации | Специалист | Количество занятий |
Развитие познавательных процессов через сенсорные эталоны, мелкую моторику, игровую и продуктивную деятельность. | Индиаидуальная коррекционно-развивающая деятельность | Педагог-психолог | 1 раз в неделю |
Коррекционно-развивающая деятельность | индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность | Логопед | По индивидуальному плану |
Дополнительные образовательные программы (кружки, студии и др.) | - |
План совместной деятельности
№ п/п | Направление деятельности | Специалист | Сроки |
1. | Коррекционные занятия с педагогом - психологом | Педагог-психолог | 1 раза в неделю (октябрь-май) |
2. | Коррекционные занятия с учителем-логопедом | Логопед | 1 раза в неделю (октябрь-май) |
3. | Коррекционные занятия с музыкальным руководителем | Музыкальнвй руководитель | 1 раза в неделю (октябрь-май) |
4. | Коррекционные занятия с инструктором по физическому развитию | Инструктор по физвоспитанию | 1 раза в неделю (октябрь-май) |
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с ЗПР дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Преемственность в планировании занятий педагога-психолога и воспитателя
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ЗПР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и педагога-психолога, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления познавательных трудностей и трудностей социальной адаптации детей. Основными задачами совместной коррекционной работы педагога-психолога и воспитателя являются:
· Ознакомление с окружающим.
· Развитие элементарных математических представлений.
· Развитие высших психических функций.
· Речевое развитие.
. Выводы и заключения по окончании 2014-2015 учебного года реализации программы
(заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП обследования):
Специалисты | Выводы и заключения |
Врач | Незначительная динамика |
Воспитатели | Незначительная динамика |
Педагог-психолог | Незначительная динамика в развитии мелкой моторики, познавательных процессов |
Учитель – дефектолог | - |
Учитель-логопед | Незначительная положительная динамика в развитии речи |
Руководитель по ФР | Незначительная динамика в развитии |
Муз.руководитель | Незначительная динамика в развитии |
Коллегиальное заключение и рекомендации:Продолжить психолого-медико-педагогическое сопровождение с опорой на индивидуальные особенностиребенка
Врач
Медсестра
Воспитатели
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Инструктор по ФК
Муз.руководитель
Председатель ПМП к МБДОУ №
Годовое планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
1.ЭТАП | ||
Установление контакта с ребенком. | 1)Формирование эмоционального контакта. 2)Развитие активности. 3)Развитие контактности. 4)Развитие восприятия и воображения. 5)Пространственная координация. 6)Развитие зрительного и осязательного восприятия. 7)Развитие речевого общения. 8)Развитие личностно-мотивационной сферы. | Диагностика познавательных проценссов, эмоционально-волевой сферы. - Игры «Ручки», «Хоровод» - игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». - игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» - Зашифрованный рисунок. Сложи узор. - Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) - Позови мячом. Закончи фразу. - Моя семья -Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ -Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ -Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. |
2.ЭТАП | ||
Ознакомление с окружающим | 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. | · Формирование первичных представлений о смене времен года. · Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними. · Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь). · Формирование представлений о значении труда взрослых. · Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни. |
Речевое развитие | 1) развивать восприятие геометрических фигур 2) развивать точность восприятия 3) развивать цветоразличение | · Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов. · Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении · Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи. · Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций. · Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам. · Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы. · Обучение ответам на вопросы кто это? что это? · Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях. |
Формирование элементарных математических представлений | 4) развивать восприятие длительности временного интервала 5) развивать представление о частях суток 6) развивать представления о временах года 7) развивать пространственные представления 8) развивать наблюдательность | · Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный). · Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме. · Обучение использованию слов большой, маленький. · Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). · Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного). · Обучение прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов. · Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными. |
Сенсорное развитие | 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3) развивать сообразительность | · Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову). · Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек). · Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы. · Освоение элементарной комбинаторики - размещение по заданному признаку: цвету, величине · Формирование умения узнавать предметы на ощупь. |
Развитие психических функций | 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности | · Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. · Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно -и двухступенчатых инструкций. · Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками. · Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет). |
Развитие временных и пространственных представлений | 1) развивать воображение и творческие способности | 1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади). 2.. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. |
Развитие тонкой моторики рук | 1) развивать тонкую моторику рук | Конструктивный праксис · Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами). · Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно. · Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно. · Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4 -8 прорезями · Построение фигур из 3-4 палочек. · Работа с палочками Кюизенера. Развитие графических навыков · Учить правильной посадке · Учить правильному захвату карандаша. · Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист. · Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии. · Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром. Учить изображать круглую форму. |
Приложение №1
Занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает ребенку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать ее.
Развитие контактности.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Психотехнические игры.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
Занятие: Запомни слова.
Ход занятия: ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
Занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход: ребенку по очереди читается знакомое стихотворение, которое он должен закончить.
Занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
Приложение № 2
Развитие внимания
1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное»
заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус.
1.1 «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение»
печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма.
1.2 «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».
заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма, аист, коза, страус.
Найди отличия».
Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)
Что неправильно?»
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет то топают ногами.
Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее.
У собаки сиреневый хвост.
Лене очень нравиться Сережа поэтому она его бьет.
Все дети любят конфеты.
Завтра Новый год.
В саду сегодня выпал снег
Все дети любят свою маму.
Снег сиреневый.
Мама не любит мороженное.
Земля плоская.
Весной не цветут цветы.
Мультфильм попугай Кеша.
В гостях у простоквашки.(простоквашино)
Жили у бабуси два веселых кролика.
Папа может все что угодно.
Кошка размером с человека.
Солнышко на земле, а море в небе.
Что задумал художник?»
Психолог раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями, кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес.
Что недорисовано?»
Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: чайник без ручки, петух без хвоста, зонт без трости, лиса без лапы
Копирование образца»
Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4 элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют добавляя еще детали. Далее нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и предложить выложить повторно.
Найди такой же предмет»
На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы круг, на другом квадрат, треугольник и т.д. детям предлагается найти пару.
Рисую палочки»
Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т.д.
Расставь значки»
Психолог раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить дав задание воспроизвести по памяти.
Развитие восприятия
Назови фигуру»
Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры и просит их назвать какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.
1.1 «Геометрическое лото» - дидактическая игра собирание геометрических фигур из частей
1.2«Нарисуй фигуру, которую я назову»,
1.3 «Закрась фигуры»
Ребенку показывают карточку с изображением на ней геометрические фигуры различных размеров. Затем, ему дают задание соединить похожие фигуры стрелками и закрасить самую большую и самую маленькую.
2.«Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),
Детям показывают куб, параллелограмм и цилиндр и просят предложить варианты геометрических фигур из которых состоят объемные фигуры
Дорисуй фигуры»
Педагог раздает детям изображение не дорисованных геометрических фигур и просит сначала назвать их, а затем дорисовать эти фигуры
Радужный хоровод»
Педагог демонстрирует волшебную игру красок обучая детей смешивать цвета, просит нарисовать вместе с ним радугу. "Каждый (красный) охотник (оранжевый), желает (желтый) знать (зеленый) знать где (голубой) сидит (сидит) фазан (фиолетовый).
Разложи картинки»
Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток.
16. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»
Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяце сколько месяцев в году.
Заучивание стихотворений
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
***
Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!
И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь «скатерть-самобранку» –
Везде, вокруг, белым-бело…
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы…
Пришла Весна. Зиме конец!
А за Весной приходит Лето,
За Летом Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
Беседа о временах года
Вопросы: Какие времена года вы знаете? Когда на улице падает снег? Когда на деревьях распускаются почки? в какое время года ласточки улетают на юг?
Назови время года»
Дидактическая игра время года.
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ: Лето
Кто больше назовёт?»
Педагог предлагает назвать предметы с права и слева от себя, рассказать какой они формы и цвета сколько их.
Развитие мышления
Найди отличия»
Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя одинаковыми изображениями, с незначительными отличиями и затем разные изображения предметов. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)
Бывает – не бывает»
Лягушка зеленого цвета
Попугай без крыльев
Тетрадь без листов
Кружка без ручки
Снег летом
Желтые цветы в зимнем лесу и т.д.
Загадывание загадок.
Два соседа непоседы
День - на работе
Ночь на отдыхе (Глаза)
***
Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)
***
Согнут калачом,
Укусить нельзя
И пройти нельзя (замок)
***
Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят (Колеса)
***
Ни глаз, ни ушей, а ходить помогает (палка-трость)
***
Что дороже денег? (здоровье)
***
Упадет по скачет, ударишь - не поплачет (мяч)
***
Пляшет крошка, всего одна ножка (юла)
Развитие памяти
1.«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),
Психолог раздает каждому ребенку по коробке палочек (спичек). и совместно с детьми выкладывает из спичек окно, буквы, дверь, дом. когда ребята освоят можно усложнить задание дав его на время кто быстрее.
2.«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),
Смотри и делай».
1.Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по памяти назвать, что видели.
2.Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать сколько раз.
3.Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4.Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должен его повторить.
5.Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить, сколько раз к нему прикасались.
4.«Пиктограмма» (запоминание слов)«Сейчас Вам будут предъявлены слова, которые необходимо воспроизвести через час. Для запоминания к каждому слову Вы должны сделать какой-нибудь несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное слово. Вы должны нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем. Качество рисунка значения не имеет.
Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картинка, человек, книга.
5.«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами
Чтение сказки "Мальчик ябеда"
В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик, с виду похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой.
Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят.
Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел.
Обсуждение сказки: Что каждый из вас понял? Почему мальчика прозвали ябеда?
6.«10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)
Запомните слова и придумайте рассказ: торт, день рождения, веселый праздник, шарики, подарок, гости, веселье, улыбка.
Дорисуй»
Психолог раздает детям недорисованные картинки посуды или фруктов.
Рисование по точкам»
4.«Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур)
5.«Что будет, если …»
Летом выпадет снег
Солнце не будет греть
Звезды перестанут светить
Мороженое положить в духовку
Смешать краски разных цветов... и т.д.
Список используемой литературы
1. Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001.
2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников . - М., Детство-Пресс, 1990.
3. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., Школа-Пресс, 1998;
4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»- М., Школа-Пресс, 1998.
5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. М., издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
6. Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010;
7. Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические реком