Возрастная психология, педагогическая
Дифференциальная психология,
патопсихология: изучает закономерности изменения и распада психической деятельности и свойств личности в процессе болезни.
Гуманистическая психология рассматривает возможности роста и развития личности, возможности наиболее полной самоактуализации .
Психоанализ ( З.Фрейд)основывается на идее о том, что поведение человека определяется его сексуальностью, считал источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты..
Бихевиоризм – направление в психологии, изучающее поведение человека методами, укладывающимися в схему «стимул-реакция»,либо сводящее психику к различным формам. поведения
Методы психологии:
Наблюдение, эксперимент, беседа ,акетирование,опрос.
Тест –стандартизованный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов личности через вербальные или невербальные образцы ответов или др.виды поведения..
Критерии теста
1) Валидность – означает пригодность теста для измерения именно того качества, на которое он направлен;
2) Научность – научная обоснованность, связь с фундаментальными исследованиями;
3) Надежность - точность теста:
А) стабильность результатов при повторном исследовании;
Б) эквивалентен другим тестам, измеряющим это же качество.
Тема Ощущение. Восприятие.
Тема: Ощущение.
Основные понятия:
Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Формирование ощущений происходит в центральном отделе анализатора.
Свойства ощущений: качество (модальность), интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителя.
Классификация ощущений:
экстероцептивные ( контактные и дистантные) интероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) .
Кинестетическая чувствительность – ощущения, возникающие при движении различных частей тела
Чувствительность. Пороги ощущений: нижний порог, верхний порог,
Диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений.
Дифференцальный порог- минимальная разница между стимулами вызывающая различие в ощущениях.
Адаптация – повышение или понижение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителей или процесс приспособления к новым условиям .
Сенсибилизация.- процесс повышения чувствительности в результате повышенной мотивации или наличия значимых потребностей.
Тема Восприятие.
Восприятие –целостное отражение предметов, ситуаций и событий.
Перцепция - осознаваемый результат непосредственного воздействия на человека каких либо раздражителей.
Основные свойства восприятия:
предметность, целостность, обобщенность ,константность,
осмысленность-свойство, проявляющееся в понимании сущности и свойств воспринимаемых предметов и явлений,
избирательность –преимущественное выделение одного объекта по сравнению с другим,
структурность.
Тема: Память и внимание.
Тема: Память.
Память-запечатление, сохранение и последующее воспроизведение информации.Сквозной психический процесс.
Объем кратковременной памяти = числу Миллера = 7 2 .
Основные процессы памяти:
Запоминание
Хранение,
Воспроизведение ( при воспроизведении информации человеку проще распознать элемент информации среди предъявляемых других)
Забывание– постепенное уменьшение объема заученного материала.
Виды памяти: двигательная ( способность запоминать движения), эмоциональная память, образная память, словесно–логическая память.
Кратковременная ( продолжительность от 10 до 30 сек.)
Долговременная (обладает практически неограниченной емкостью)
Мгновенная – память, сохраняющая след (отпечаток) внешнего воздействия без изменений в течении 0,1-1 сек.и имеющая число хранилищ, равноечислу сенсорных входов анализаторных систем.
Буферная –память, являющаяся промежуточным звеном в процессе перевода из кратковременной памяти в долговременную.
Оперативная – вид памяти, обслуживающий определенные операции (или используемый при выполнении сложной, поэтапной деятельности)..
Генетическая
Произвольная –
Непроизвольная
Прижизненная память
Импритинг – вид памяти, наблюдаемый в ранний период сразу после рождения..
Механическая память – это вид памяти, основанный на повторении материала без его осмысления.
Эффект незавершенности действий по Зейгарник –проявляется в том, что лучше всего запоминаются незавершенные, незаконченные действия..
Мнемотехнические приемы -сознательно или неосознанно используемые приемы запоминания информации
Тема: Внимание.
Внимание –избирательная направленность сознания на какой-либо внешний или внутренний объект.
Виды внимания:
Произвольное - вид внимания, предполагающий определенные усилия для сохранения внимания к объекту или явлению.
Непроизвольное,
Послепроизвольное внимание– вид внимания, сохраняющийся после прекращения какой-либо деятельности, связан с высокой значимостью данной деятельности для человека.
Виды внимания : индивидуальное- возникает у отдельного, конкретного человека.
групповое –вид внимания, возникающий у группы человек
коллективное -вид внимания, возникающий у коллектива
внешнее – направленно на объекты внешнего мира
внутреннее –направлено на внутреннее состояние человека
Основные свойства внимания:
Концентрация
Объем внимания
Устойчивость внимания – способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности на объекте столько времени, сколько необходимо для данной деятельности.
Переключение
Распределение.
Тeма: Мышление.
Основные понятия: Мышление. Логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Мыслительные операции: Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение . Абстрагирование. Конкретизация – это одна из операций мышления.
Виды мышления:наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Абстрактно-логическое мышление-вид мышления,осуществляемый при помощи логических операций с использованием понятий
Эмпирическое мышление – опирается на житейские, ситуационные события.
Тема: Эмоции.
Основные понятия:
Эмоции.- отражают внутреннее, душевное состояние человека.
Виды эмоциональных реакций:
Собственно эмоции
Аффект – стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, дающий разрядку в действиях, не подчиненных волевому контролю.
Чувство - эмоциональное переживание, имеющее ярко выраженный предметный характер
Настроение –продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние, которое оказывает влияние на жизнь и поведение человека.
Фрустрация – состояние, возникающее, когда на пути достижения значимой цели возникает непреодолимое препятствие.
Стресс –психофизиологическое состояние,возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Функции эмоций: оценка. побуждение, организация.
Виды эмоций.
Стенические – вид эмоций, повышающих активность и жизнедеятельность человека.
Астенические – вид эмоций, понижающих активность и жизнедеятельность человека.
Положительные
Отрицательные эмоции (возникают, когда поступающая извне информация недостаточна).
Сильные и слабые эмоции.
Эмоциональные свойства:
Эмоциональная возбудимость
Эмоциональная реактивность:эмоциональное свойство, отражающее скорость эмоционального реагирования.
Эмоциональная лабильность-эмоциональное свойство, отражающее колебания эмоционального тонуса, быструю смену эмоций и настроений..
Психологические защиты :
регресс- возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения или мышления .
гиперкомпенсация– психологическая защита, проявляющаяся в стремлении достичь успеха в области, являющейся наиболее сложной и проблемной.
вытеснение – механизм психологической защиты, который заключается в вытеснении какого либо психотравмирующего опыта.( либо его неосозновании)
Воля - сознательный процесс, осуществляет функцию побуждения к деятельности.