Тема 10. Способности как психологическое свойство человека

Задание 10.1. Как может проявиться способность к учению (например, способность к психологии как учебному предмету)? От чего зависит эта способность, на что влияет? Какие задатки могут лежать в ее основе?

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.2. Назовите способности, относящиеся к общечеловеческим.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:

Задатки -______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способность -__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Склонность –__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гениальность –________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Талант - ______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-___________

Одарённость -__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания для самопроверки по разделу II

Выберите один правильный ответ из числа предложенных вариантов

1. Создание дополнительных побуждений к действию при реализации волевого поведения

1) целеполагание 2) волевое усилие

3) принятие решения 4) рефлексия

5) смыслообразование

2. Ведущая функция когнитивной сферы

1) регулятивная 2) экспрессивная

3) побуждение к активности 4) отражение действительности

3. Целостное отражение действительности в форме предметов, явлений, ситуаций характеризует

1) ощущение 2) восприятие

3) память 4) внимание

5) мышление

4. Явление «окрашенного» слуха, когда высокие звуки воспринимаются как светлые звуки, а низкие как тёмные рассматриваются как вариант

1) адаптации 2) абсолютной чувствительности

3) синестезии 4) сенсибилизации

5. Логическая форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод

1) умение 2) анализ

3) умозаключение 4) понятие

5) синестезия

6.Сильный, неуравновешенный тип темперамента с позиции неврологического подхода

1) шизотимик 2) сангвиник

3) соматотоник 4) холерик

7. Природная сторона способностей

1) задатки 2) биологический возраст

3) талант 4) черты

5) темперамент

8.Ведущий фактор формирования способностей человека

1) задатки 2) установки

3) воспитание 4) деятельность

9. Термин, введённый К. Леонгардом для обозначения крайнего варианта нормы выраженности черт характера

1) способности 2) невроз

3) стресс 4) акцентуация

5) психопатия

10. Ситуативно возникающая потребность в выполнении действий.

1) инстинкт 2) потребность в признании и уважении

3) самоактуализации 4) квазипотребность

Вставьте пропущенное слово

11. ______________________ - это предмет, удовлетворяющий потребность, снимающий напряжение.

12. Процесс удовлетворения потребностей - _________________________________.

13. В рамках психоаналитической концепции _____________________________ рассматриваются основной бессознательной побудительной силой.

Восстановите последовательность

14. Последовательность уровней когнитивной сферы

1) перцептивный

2) мыслительный

3) креативный

4) репрезентативный

5) сенсорный

15. Последовательность этапов волевого акта

1) борьба мотивов и смыслообразование

2) рефлексия

3) реализация действий

4) планирование действий

5) побуждение к активности

6) волевое усилие

Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных вариантов.

16. Видами ощущений являются

1) проприоцептивные 2) времени и пространства

3) зрительные 4) воссоздающие

5) экстероцептивные

17. К сложным видам восприятия относится

1) восприятие времени 2) кинестетическое восприятие

3) осязательное восприятие 4) восприятие пространства

18.Физиологическую основу внимания составляют

1) условный рефлекс 2) ориентировочный рефлекс

3) доминанта 4) гомеостаз

19. К классу психологических свойств относятся

1) темперамент 2) характер

3) потребность 4) воображение

20. По месту в иерархии выделяют мотивы

1) актуальные 2) главные

3) потенциальные 4) второстепенные

21. По происхождению потребности делятся на

1) культурные 2) инстинкты

3) врожденные 4) стремления

Установите соответствие

22. Соотнесите тип акцентуации характера, по А.Е. Личко, и его содержательную характеристику

ТИП АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА
1) истероидный тип а) чрезмерно общительный и самостоятельный подросток с почти всегда повышенным настроением
2) конформный тип б) подросток с крайней изменчивостью настроения, от которого зависит всё в этот момент.
3) гипертимный тип в) повышенно чувствительный, застенчивый и робкий с незнакомыми людьми подросток.
4) лабильный тип г) беспредельно эгоцентричный, с ненасытной жаждой внимания к своей особе, нуждающийся в восхищении и сочувствии подросток.
5) сензитивный тип д) люди данного типа живут по правилу: думать и поступать "как все", от одежды до суждений.
6) шизоидный тип е) замкнутый, отгороженный от всего мира, безразличный к окружающему миру, но склонный к фантазированию подросток.

Вставьте пропущенное слово

23. В объективном смысле «отражать» - значит ________________________.

24. ____________________- это форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Установите соответствие

23.Соотнесите форму эмоционального состояния и его содержательную характеристику

ФОРМА ХАРАКТЕРИСТИКА
1) чувственный тон а) особая форма эмоционального состояния, возникающая в экстремальных жизненных ситуациях или под влиянием сильных воздействий (угрозы, обиды), которые требуют от человека мобилизации нервно-психологических сил
2) чувства б) оттенок, лёгкая эмоциональная окраска
3) настроение в) форма эмоционального состояния, имеющая ситуативный характер и выражающая оценочное отношение к ситуации (радость, горе, печаль).
4) эмоции г) сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, быстро возникающее под влиянием сильного или особо значимого для человека стимула.
5) аффект д) устойчивое, сравнительно продолжительное, но слабо выраженное эмоциональное состояние, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.
6) стресс е) отражение в сознании человека отношения к действительности, заданное в его непосредственном переживании.

По содержанию второго раздела самостоятельно составьте 2-4 задания в любой из тестовых форм

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел Ш. Проблемы личности

Содержание стандарта (раздел III)

Подход к понятию “личность” в основных психологических школах. Самосознание личности, его структура. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика. Механизмы психологической защиты.

Наши рекомендации