Матрица социометрических выборов в 6«б» классе
Кто выбирает | Кого выбирает | |||||||||||||||||||||||||
код | пол | ∑+ | ∑- | ∑ | ||||||||||||||||||||||
М | = | + | - | - | - | + | ||||||||||||||||||||
= | - | - | - | |||||||||||||||||||||||
= | + | - | - | + | + | - | ||||||||||||||||||||
= | ||||||||||||||||||||||||||
= | - | - | + | + | - | + | ||||||||||||||||||||
= | + | - | - | + | - | + | ||||||||||||||||||||
+ | = | - | - | + | - | + | ||||||||||||||||||||
М | - | + | = | + | - | - | + | |||||||||||||||||||
М | - | + | = | - | + | - | + | |||||||||||||||||||
- | - | + | = | + | + | - | ||||||||||||||||||||
+ | + | - | - | = | - | + | ||||||||||||||||||||
- | - | = | + | - | + | + | ||||||||||||||||||||
М | - | + | + | = | - | + | ||||||||||||||||||||
М | - | - | = | + | + | - | + | |||||||||||||||||||
М | - | + | - | + | = | - | + | |||||||||||||||||||
М | - | + | - | + | + | = | ||||||||||||||||||||
М Владислав | - | - | + | - | + | = | + | |||||||||||||||||||
+ | + | - | - | + | = | - | ||||||||||||||||||||
М | + | + | - | - | - | + | = | |||||||||||||||||||
+ | - | - | - | + | + | = | ||||||||||||||||||||
- | + | + | - | + | - | = | ||||||||||||||||||||
+ | + | - | - | + | - | = | ||||||||||||||||||||
∑+ | ||||||||||||||||||||||||||
∑- | ||||||||||||||||||||||||||
Всего выборов | - | + | ||||||||||||||||||||||||
Si | ||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент взаимности в группе составляет – _______%, что соответствует _________________ уровню. В классе выделяются устойчивые взаимоотношения между учениками.
Устойчивые взаимные симпатии обнаружены между девочками: ________________________________________________________________________; и мальчиками: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________. Разнополые микрогрупповые симпатии выделяются между: ___________________________________.
Взаимные «конфликтные» отношения (взаимные отрицательные выборы) выделились у:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
Макет социограммы
Психики и сознания
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Метод - ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методология –_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика –__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Психотерапия - _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Парадигма - __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Эволюционное развитие психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики и сознания
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Раздражимость - ___________________________________________________________-_________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чувствительность –___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Абиотические стимулы -_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биотические стимулы - _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сознание - ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Филогенез - ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Онтогенез - ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таксисы- _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Интеллект ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Научение -____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Инстинкт ___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коллективный труд___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.1. Изучив работу А.Н. Леонтьева «Проблемы развития психики» (М., 1982) и учебные пособия по психологии по теме «Эволюционное развитие психики», выделите базовые положения теории А.Н. Леонтьева и К.Э. Фабри, заполните таблицу 4.1. (стр. 25).
Укажите:
Объективный (регистрируемый) критерий психики, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, -____________________________________________________________________________________________
Перечислите основные линии / тенденции развития психики в филогенезе______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коротко изложите базовые положения периодизации эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву. Укажите стадии развития по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите два фактора появления сознания по А.Н. Леонтьеву_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 4.1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву, К.Э. Фабри)
Стадия | Стадия элементарной сенсорной психики | Стадия перцептивной психики | ||||
Уровень психического отражения | Низший уровень | Высший уровень | Низший уровень | Высший уровень | Наивысший уровень | |
Общая характеристика стадии | ||||||
Виды живых существ | ||||||
Формы поведения, особенности поведения | ||||||
Тема 5. Психологическая теория деятельности
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Деятельность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Труд -__________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общение –_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебная деятельность_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внутренняя деятельность_________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интериоризация_________________________________-______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экстериоризация_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.1. Восстановите по памяти структуру деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым. Впишите в пустые прямоугольники рисунка 5.1. структурные компоненты деятельности, стрелками установите между ними связи. Выделите на схеме пласты и уровни деятельности, назовите их.
Рис. 5.1. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву
Задание 5.2. Опираясь на схему рис.5.1. и определения понятий, данных выше, отметьте основные отличия действий от операций (как структурных компонентов деятельности).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для самопроверки по разделу I
Выберите один правильный ответ из числа предложенных вариантов
1. Нелинейную классификационную схему наук, в которой психология расположена в самом центре треугольника, предложил
1) Ананьев Б.Г. 2) Кедров Б.М.
3) Павлов И.П. 4) Леонтьев А.Н.
2. Условной датой создания психологии как самостоятельной науки принято считать
1) 1873 год 2) 1879 год
3) 1885 год 4) 1896 год
3. При классификации психических явлений типичными для человека способами проявления особенностей психики, в которых отражается его индивидуальный стиль поведения, называют
1) психологические состояния 2) психологические свойства
3) психологические процессы 4) психологическая деятельность
4. Преобразование психологических знаний в самостоятельную науку связывают с…
1) выходом в свет первой программы построения науки
2) появлением новых «психологических» категорий
3) открытием первой психофизиологической лаборатории
4) распространением термина «психология» в научных кругах
5. Малая обобщённость знаний, их метафоричность и ситуативность характерна для психологии
1) научной 2) житейской
3) общей 4) социальной
6. В переводе с латинского языка «эксперимент» означает
1) «факт» 2) «принцип»
3) «проба» 4) «артефакт»
5. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности усвоения человеком знаний, умений и других форм социального опыта в учебно-воспитательной деятельности
1) психология труда 2) педагогическая психология
3) социальная психология 4) экспериментальная психология
5) возрастная психология
8. К группе объективных методов относится
1) интроспекция 2) включённое наблюдение
3) психоанализ 4) эксперимент
9. Переход внутренней деятельности во внешний план называется процессом
1) социализации 2) самоактуализации
3) интериоризации 4) экстериоризации.
10. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, в процессе эволюционного развития отсутствует стадия
1) перцептивной психики 2) интеллектуальной психики
3) креативной психики 4) сенсорной психики
11. Первой формой поведения в процессе эволюционного развития А.Н. Леонтьев называет
1) навыки 2) таксисы
3) операции 4) восприятие
12. Принцип научного познания, который подразумевает наличие обстоятельств, предшествующих во времени следствию, основной принцип бихевиорального, психоаналитического и др. направлений психологии
1) принцип целостности 2) принцип единства сознания и деятельности
3) принцип развития 4) принцип детерминизма
13. Основополагающий принцип гештальтпсихологии
1) принцип целостности 2) принцип реактивности
3) принцип развития 4) принцип детерминизма