Школа вожатского мастерства.
Школа вожатского мастерства.
Лекция №8.
План лекции:
· Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· Рекомендации по работе с «трудными» детьми (агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые);
· Мотивы плохого поведения.
Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся:
· дети, оставшиеся без попечения родителей;
· дети-инвалиды, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии;
· дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
· дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
· дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия (в т.ч. в семье);
· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
· дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях;
· дети с отклонениями в поведении;
· дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Д.н.в т.ж.с., в соответствии с законодательством имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Это обеспечивает выживание и развитие детей, их адаптацию и участие в общественной жизни, в перспективе – в общественно-полезном труде. Государство гарантирует судебную защиту прав Д.н.в т.ж.с. В целях защиты прав детей создаются специальные социальные службы, которые разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка, включающую в себя оценку (экспертизу) его состояния, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные мероприятия по социальной реабилитации.
Рекомендации по работе с "трудными" детьми (агрессивными, гиперактивными, замкнутыми, тревожными).
Игры в помощь
"Шла Саша по шоссе" (каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат).
"Обзывалки" (каждый участник своего соседа слева "обзывает" фруктами, овощами или цветами. Например, "Ты мандарин!". Затем следующий круг делают комплемента тому соседу, кого " обзывали". "А ты - моя радость!").
"Эмоциональный словарь" (перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях. Ребёнок угадывает изображённое на карточке эмоциональное состояние, как он чувствствовал себя).
"Цвет расами цветок" (на каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребёнок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находится в том или ином состоянии).
"Эмоции героев" (взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. После всего ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен).
"Котик" (под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который: - нежится на солнышке (лежит на коврике); - потягивается; - умывается; - царапает лапками с коготками коврик и т.д.).
"Сороконожка" (Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости).
Игры в помощь.
"Давайте поздороваемся" (играющие передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих).
"Маленькая птичка" (ребёнку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: "Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи её, поговори с ней, успокой её". Ребёнок берёт в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: " Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой снова").
"Сделай так" (на столе разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. По сигналу все выбирают по одной карточке и выполняют то, что изображает человечек).
"Говори" (ребятам задаются любые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда дается команда "Говори!").
"Послушать тишину" (по первому сигналу дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и так далее. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем все по очереди рассказывают, какие звуки они услышали).
Игры в помощь
«Кенгуру» (участники делятся на пары. Один из них кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки каждой пары. Именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д. Можно поменяться ролями).
«Щепки на реке» (Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между ними должно быть больше вытянутой руки. Один из желающих должен «Проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки).
?! «За что меня любит мама» (каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама, затем все повторяют то, что сказал каждый из участников).
Рекомендации воспитателю по работе с замкнутыми детьми
1. На начальной стадии необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.
2. Необходимо все терпеливо, спокойно объяснять ребенку, а также со стороны взрослого должно присутствовать чуткость и внимание.
3. Вселять уверенность в ребенка, не подвергать сказанное им постоянной критике.
4. Необходимо иметь контакт с родителями замкнутого ребенка. Узнать, чем он любит заниматься дома, т.е. его увлечения.
5. Чаще хвалить.
Игры в помощь
«Отвечай, сосед слева» (все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него).
«Охота на динозавриков» (ведущий, отвернувшись, считает вслух от 1 до 10. В это время участники передают по кругу динозаврика. После окончания счета игроки сжимают руки в кулаки, ведущий должен угадать в чьем кулаке динозаврик).
«Рукавички» (ведущий выдает всем играющим по одной рукавичке. Каждый должен найти пару. Затем пара отходит в сторону и без слов, используя три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает совершенно одинаково свои рукавички).
Школа вожатского мастерства.
Лекция №8.
План лекции:
· Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· Рекомендации по работе с «трудными» детьми (агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые);
· Мотивы плохого поведения.