Семинар 7. Индивидуально-психологические особенности человека: темперамент, характер, способности.
1. Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в истории психологии.
2. Связь темперамента со свойствами нервной системы и типом высшей нервной деятельности.
3. Представления о характере в отечественной и зарубежной психологии. Структура характера.
4. Закономерности становления черт характера в онтогенезе человека.
5. Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко.
6. Понятие и роль способностей в жизни человека. История развития представлений о природе способностей. Классификации способностей.
7. Понятия одаренности, таланта, гениальности.
Вопросы для обсуждения и размышления:
1. Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?
2. Тождественны ли понятия “тип высшей нервной деятельности” и “темперамент”? Аргументируйте свой ответ.
3. Как может отражаться темперамент на формировании черт личности?
4. Какую роль в деятельности специалиста в системе субъект-субъектных отношений играет знание темперамента человека?
5. Можно ли сделать вывод о темпераменте личности по ярким, но эпизодическим проявлениям его поведения? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?
6. Почему именно характер составляет остов, стержень человека как субъекта? Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером?
7. Какие компоненты можно выделить в структуре характера?
8. Как работает механизм формирования свойств характера?
9. Каковы условия формирования характера?
10. Справедливо ли с точки зрения психологии утверждение: “Характер закаляется в борьбе”? Аргументируйте свою мысль.
11. В чем проявляются акцентуации характера?
12. Определите свое отношение к спору двух мыслителей эпохи Просвещения.
К. Гельвеций: “Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями”.
Д. Дидро: “Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, сколько из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?”
13. Почему нельзя рассматривать высокий уровень знаний, умений и навыков человека как важнейший показатель его хороших способностей?
14. Какие психические качества человека являются обязательным условием успешного развития способностей? Раскройте и обоснуйте их.
15. Докажите неправомерность утверждения о врожденной природе способностей?
16. Чем можно объяснить ошибки в оценке способностей к отдельным видам деятельности на ранних этапах развития личности, как, например, у Эйнштейна – в математике, у Сурикова – в живописи?
17. В жизни часто бывает, что люди, имевшие хорошие задатки к развитию способностей, не реализовали их. Какие причины наиболее часто возникают как препятствия на пути их развития?
Задание 1:
Соотнесите типы ВНД, выделенные И.П. Павловым с типами темперамента в гуморальной теории Гиппократа.
Задание 2:
Заполните таблицу.
Основание типологии | Автор | Тип | Описание типов | Примечание |
Задание 3:
Составьте перечень компонентов темперамента, выделенных в теориях различных авторов.
Задание 4:
Определите свой доминирующий тип темперамента.
Задание 5:
Составьте типологию качеств характера (волевые, интеллектуальные и т.д.) и подберите к ним примеры.
Задание 6:
Составление сравнительной таблицы, отражающей два теоретических подхода к определению и содержанию акцентуаций характера А.Е. Личко и К. Леонгарда.
Задание 7.
Проанализируйте, приходилось ли вам пользоваться какими-либо приёмами самовоспитания характера, насколько эффективен этот процесс?
Литература:
Основная:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: «Академия», 2002.
2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2002.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, 2010.
4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб, 2004
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. - М.: Феникс, 1998.
6. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001.
7. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. – Самара: Бахрах, 2000.
8. Рапохин Н.П. Прикладная психология.- М.: Форум, 2007.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989, СПб: Питер, 2002.
Дополнительная:
1. Кречмер Э. Гениальные люди. - М: Академ. проект, 1999.
2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.
3. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000.
4. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. – М.:Смысл, 1992.
5. Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. – М.: Смысл, 1998.
6. Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2001.
7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.
8. Шадриков В.Д. Духовные способности. - М.: Магистр, 1996.
9. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности) // Человек. – 1997, № 2-6; 1998, № 1.