Семинар 5. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Психологический феномен воли.
1. Эмоции в структуре личности. Функции и сущность эмоций.
2. Характеристика эмоциональных состояний.
3. Характеристика высших чувств.
4. Общая характеристика воли. Представление о воле в различных психологических теориях.
5. Структура волевого действия. Способы и приемы волевого регулирования.
6. Волевые качества, их характеристика, пути их самовоспитания.
Вопросы для обсуждения и размышления:
1. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Дайте психологическое обоснование правомерности этого высказывания.
2. Что такое эмоция, чем она отличается от чувства?
3. Почему представители азиатских культур оценивают европейцев и американцев как более эмоциональных людей, чем они сами?
4. С какими из приведенных тезисов можно (нельзя) согласиться и почему? Какие тезисы нуждаются в уточнении?
- Под воздействием эмоций нарастает продуктивность деятельности.
- Под воздействием эмоций усиливается тенденция к фантазированию.
- Эмоции снижают внимание к деятельности.
- Обилие эмоций разрушает мыслительную деятельность.
5. Попробуйте объяснить и проиллюстрировать примерами следующие выражения: “паралич чувств”, “растрепанные чувства”, “терять голову”.
6. Опишите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.
- Радость, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, наслаждение, удивление, интерес?
7. Что значит “управлять своими эмоциями”? Как определить грань между разумным сдерживанием себя и подавлением своей непосредственности?
8. Какая стратегия преодоления стресса, по вашему мнению, является оптимальной?
9. Как Вы понимаете выражение “волевой человек”? Можете ли Вы согласиться с известным выражением, что “воля – это осознанная необходимость”. Если нет, раскройте свое понимание.
10. Является ли любое сознательное действие волевым?
11. Какие приемы работы над собой могут способствовать формированию волевых качеств?
12. Что в поведении человека поддаётся и не поддаётся сознательному волевому контролю?
13. Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы:
- Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти (Бальзак).
- В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя (Бэбкок).
- Максимум воли есть максимум повиновения (Выготский).
14. Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим: - планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.
15. Попробуйте дать объяснение перечисленным фактам.
- Почему люди совершают действия, угрожающие инстинкту самосохранения? Можно ли считать такие действия высшим проявлением воли?
- Во время войны на летчиков наводили страх японские камикадзе, бросавшие свой самолет в гущу врагов.
- Люди бросаются в горящие здания, чтобы спасти из огня ребенка, животное, семейные реликвии.
Задание 1:
Составьте описательный портрет индивида, характеризующий его как «эмоционального» и «неэмоционального».
Задание 2:
Составьте описания различных видов эмоций по 3 составляющим – собственные переживания, внешние проявления и физиологическая реакция.
Задание 3:
Подготовьте фотографии, картинки, изображения людей, испытывающих различные эмоции. Они понадобятся для узнавания эмоциональных переживаний и составления описаний эмоционального состояния личности.
Задание 4:
Подготовьте сообщения о психологических особенностях поведения человека в стрессовой ситуации.
Задание 5:
Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом в таблице.
Дата и время | Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) | Действие (движение, акт поведения, поступок) | Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) | Вид, тип, форма (характеристика) проявляемой эмоции | Выражение чувственногоотношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту) |
Задание 6:
Проведите творческое исследование и напишите эссе, анализирующее вашу ведущую эмоцию и ведущий механизм психологической защиты.
Задание 7:
Проанализируйте образа героя. И. И. Обломова в одноименном произведении И.А. Гончарова.
Задание 8: составьте примеры простого и сложного волевых действий.
Задание 9:
Составьте программу конструктивного саморазвития.
Итоговое задание по разделу: составьте сводную таблицу «Психические процессы» на основании изучения раздела «Психические процессы».
Название | Опре- деле-ние | Физиологическая основа | Виды | Свойства | Теории | Авторы | Методы, методики | Приме чание |
Литература
Основная:
1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -СПб, Питер, 2006.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, 2003
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001.
4. Майерс Д. Психология. - Минск, 2008.
5. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М., Высшее образование, 2008.
6. Общая психология: Энциклопедический словарь. / Психологический лексикон. / Под ред. А.В.Петровского. – М, СПб, 2005
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2002.
8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.
9. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М., 1996.
10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.
Дополнительная:
1. Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб, 2004.
3. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб, 2009.
4. Психология мотивации и эмоций / Под. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.
5. Психологические состояния. Хрестоматия. / Сост. Л.В.Куликов. – СПб, 2000.
6. Психология эмоций. Автор-составитель В.К.Вилюнас. - М., 2004.
7. Рапохин Н.П. Прикладная психология.- М.: Форум, 2007.
8. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Мотивы, потребности, эмоции. Личность. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1997.
9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос,2002.