Тема №3. Способности, темперамент и характер и их учёт в профессиональной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗФО
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Для студентов специальности градостроительство, промышленное и гражданское строительство
составители:. Михайлов А.Н., Крымова Е.Ю
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии и права
Протокол №1 от «28 » августа 2015 г.
Заведующий кафедрой СГН
к.ф.н., доцент Михайлов А.Н.
Симферополь 2015
Методические указания для студентов ЗФО
по дисциплине «Психология социального взаимодействия»
Учебная программа дисциплины «Психология социального взаимодействия»
Тема 1. Предмет и задачи учебной дисциплины „Психология социального взаимодействия”
Понятие о психологии социального взаимодействия как синтетической дисциплине. Психология личности и социальная психология – содержательная основа психологии социального взаимодействия. Знание о предмете психологии – психике личности, психике больших и малых групп, психике толпы. Современные задачи психологии социального взаимодействия.
Принципы психологии социального взаимодействия: принцип социальной и психологической комплексности; принцип социально – психологической причинности; принцип единства социально – психологических явлений, среды и активности; принцип социально – психологической системности; принцип социально – психологического развития, принцип объективности.
Методы психологии социального взаимодействия делятся на теоретические и эмпирические. К теоретическим методам относятся: метод диалектики, метод единства исторического и логического, метод использования математической статистики, метод теоретической и логической обработки данных. К эмпирическим методам можно отнести наблюдение, эксперимент, корреляционное исследование, опрос, интервьюирование, шкалирование, тестирование, социометрию, изучение документов, изучение продуктов деятельности.
Этапы развития социально – психологического знания. Описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания : социоцентризм Платона, эгоцентризм Аристотеля,
теории «плохого» (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) и «хорошего» (Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Кант) человека, теория психологии народов, теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит), теормя позитивизма О.Конта.
. Этап становления социально-психологического знания: теория психологии народов (Гегель, Лацарус, Штейнталь), теории доминирующего фактора (У. Баджот и Г. Тард - подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание»), теория социального дарвинизма (Г. Спенсер),
психоаналитическая теория 3. Фрейда.
Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке.
Развитие отечественной психологии социального взаимодействия. Н.К. Михайловский -основоположник отечественной теории социального взаимодействия.
Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерева
Застой психологии социального взаимодействия в 30 - 50-е гг. по идеологическим соображениям. Социально – психологические идеи А.С. Макаренко.
Возрождение психологии социального взаимодействия как науки в конце 50-х гг. Обсуждения вопроса о предмете социальной психологии.
Создание научных учреждений в области социально – психологических исследований: первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете в 1962 г. и открытие первых кафедр социальной психологии в Ленинградском и Московском университетах
Структура психологии социального взаимодействия, ее основные разделы. Место психологии социального взаимодействия в системе наук, ее связь с другими науками.
Тема 2. Психическая организация человека.
Понятие человека и личности. Психика человека как фундамент психологии социального взаимодействия. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики и сознания. Соотношение материи и сознания. Дуализм. Рене Декарт. Рефлекс. Сознание. Психофизический параллелизм. Эббингауз, Спенсер, Рибо. Биологический подход И. Мюллер. Г. Фехнер. И.М. Сеченов. Функциональный подход. В. Джеймс. Кризис интроспективной психологии. Первая экспериментальная психологическая лаборатория. В.Вундт. Бихевиоризм. Дж. Бы. Уотсон. Гештальтпсихология. В.Келлер. Конструктивизм. Ж.Пиаже. Психоаналитический подход. Фрейд. К.Г.Юнг. А.Адлер. Гуманистический подход. К. Роджерс. А. Маслоу. Диалектический материализм. Отечественная психология. Л. С. Выготский. С.Л. Рубинштейн. А. Н. Леонтьев.
Концепция А. Н. Леонтьева об эволюционном развития психики. Чувствительность. Сенсорная психика. Перцептивная психика. Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые в животных. Мозг и психика.. Высшая нервная деятельность (ВНД) человека как материальная основа сознания.
Мир психических явлений человека: психические процессы, психические свойства, психические состояния и психические образования и их роль в социальном взаимодействии.
Психические познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, процессы мышления, речь и сознание. Представление об ощущениях. Анализатор. Виды ощущений. Свойства ощущений. Абсолютный порог ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Основные свойства восприятия. Константность. Предметность. Целостность. Категориальность. Апперцепция. Особенности внимания как психического процесса человека. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем. Функции внимания: активизация внимания, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Понятие о памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Виды памяти и их особенности. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемонических средств: образная, словесно-логическая, двигательная эмоциональная, произвольная, непроизвольная, механическая, логическая, непосредственная и опосредованная. Законы памяти.
Определение и виды воображения. Функции воображения, его развитие. Природа и виды мышления. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение. Индукция и дедукция. Развитие мышления. Концепция Же. Пиаже. Техника „брейнсторминга”.
Эмоционально-волевая сфера личности. Понятие о воле. Волевые качества личности. Сознательная саморегуляция поведения. Борьба мотивов. Намерение. Принятие решения. Волевые усилия. Оценка результата. Сила воли, инициативность, самостоятельность, целенаправленность, сдержанность, решительность, стойкость, самоконтроль, самооценка. Развитие воли в человека. Общая характеристика эмоций. Настроение. Чувство. Эмоциональные состояния. Стресс. Дистресс. Аффект. Фрустрации. Депрессия. Функции эмоций.
. Функции эмоций.; коммуникативная, сигнальная, предохранительная, мотивационная, регулирующая. Эмоциональная регуляция поведения.
.
Тема №4. Психология общения
Определение общения. Функции общения. Информационно-коммуникативная функция. Регулятивно-коммуникативная функция. Аффективно-коммуникативная функция. Стороны общения. Коммуникативная сторона. Интерактивная сторона. Перцептивная сторона. Общение как обмени нформацией. Общение как межличностное взаимодействие. Урони общения. Примитивный уровень. Манипулятивный уровень. Стандартизированный уровень. Конвенциональный уровень. Игровой уровень. Уровень делового общения. Духовный уровень. Формы межличностного общения: монологическая, диалогическая, полилогическая. Способы общения. Вербальное общение. Становление и использование речи как средства общения. Функции речи. Виды речи. Внутренняя речь. Внешняя речь. Невербальное общение. Кинестетика. Жестикуляция. Мимика. Пантомимика. Паралингвистка. Экстралингвистика. Проксемика. Визуальное общение. Общение как восприятие и понимание человека человеком. Механизмы восприятия человека человеком. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Баръеры общения. Эффекты восприятия: эффект „ореола” эффект „первичности” эффект стериотипизации эффект „остаточной информации”. Каузальная атрибуция. Техника и приемы общения, применяемые в его процессе. Понятие обратной святи и механизмы ее действия. Искусство эффективного общения как гарант личностного успеха.
Психологические механизмы воздействия в процессе общения. Заражение. Механизм заражения. Функции заражения. Внушение. Условия, необходимые для эффективного внушения Убеждение. Условия эффективности убеждающего воздействия. Подражание. Виды подражания. Законы и способы подражания.
Тема №6. Психология семьи.
Понятие семьи. Мотивы вступления в брак. Основные кризисы семи. Классификация функций семьи. Типология семей: по количеству брачных партнёров; по количеству поколений; по целям и характеру партнерских отношений; по критерию гармоничности. Психология взаимоотношений родите лей и детей Обстоятельства, определяющие отношение родителей к ребёнку. Психологические типы родите лей. Типы взаимоотношений родителей и детей: гиперопека, диктат, невмешательство, сотрудничество,
Психология супружеских взаимоотношений в семье. Типы личности супругов: рациональный партнёр, родительский партнёр, детский партнёр, партнёр, ориентированный на демократическое равноправное сотрудничество, романтический партнёр, товарищеский партнёр.
Патологические типы супругов: эпилептоидный супруг, паранойяльный супруг, гиперинтимный супруг, истероидный супруг, шизоидный супруг, психастеноидный супруг, гипотимный супруг, сензитивный супруг.
Типы супружества: супружество с двусторонней зависимостью, паранойяльные супружества, открытое партнёрство.
Психология брака и развода. Виды браков: традиционный брак, гражданский брак, гомосексуальный брак, открытый брак, свиннинг, групповой брак, двухшаговый брак. Факторы стабильности брака на этапе добрачного ухаживания и на этапе собственно семейной жизни.
Стадии развода: стадия разочарования, стадия эрозии любви, стадия отчуждения, стадия установления раздельного проживання, стадия оплакивания, стадия тяжёлой работы по адаптации к разводу. Факторы, способствующие разводу. На этапе добрачного ухаживания: слишком ранний или поздний возраст вступления в брак, превышение возраста жены над возрастом мужа, высшее образование жены, более высокое образование жены, чем мужа, гетерогенность социального положення супругов, городское происхождение супругов или городское происхождение у жены и сельское – у мужа, воспитание в неполной семье, отсутствие брате и сестёр у будущих супругов, неустойчивость отношений в период знакомства, наличие добрачной беременности, отрицательное отношение родителей к браку, национальная гетерогенность супругов.
На этапе собственно семейной жизни: употребление алкоголя супругом; расхождение репродуктивних установок мужа и жены; расхождение установок супругов на характер главенства в семье; распределение установок на распределение хозяйственно – бытовых обязанностей; расхождение установок супругов на совместность – раздельность домашнего и/или внедомашнего проведения досуга; негативная оценка друзей – подруг другого супруга; ограниченность общения, увлечений, интересов; отсутствие адаптивного поведения и установок супругов; расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения; неудовлетворённость сексуальными отношениями; отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга; расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей.
Тема №7. Психологические проблемы малой группы (коллектива)
Социальная психология групп. Классификации групп. Социально - психологическая характеристика групп по уровню их развития. Большая группа. Малая группа. Реальная группа. Условная группа. Референтная группа. Функциональная организация групп. Неорганизованные группы. Понятие коллектива. Межличностные отношения в группах и коллективах. Социальная фацилитация. Социальная ингибиция. Развитие личности в системе межличностных отношений. Отрицательное влияние группы на личность. Ситуационные причины и следствия деиндивидуализации. Конформизм и групповое давление. Виды конформизма. Уровни конформного поведения. Ситуативные факторы конформности. Личностные факторы конформности. Теории конформизма. Этапы становления трудового коллектива. Формирование благоприятного социально- психологического климата в коллективе. Групповая совместимость. Критерии оценки совместимости. Уровни совместимости. Психологическая совместимость и темперамент. Механизмы обеспечения психологической совместимости. Понятие лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Индивидуальная характеристика лидера. Закономерности взаимодействия и делового общения руководителя с подчиненными. Стили управления. Авторитарный стиль. Демократический стиль. Либерально-анархический стиль. Непоследовательный стиль. Ситуативный стиль. Партиципативный стиль. Зависимость формы управленческого поведения от уровня развития коллектива. Психологические механизмы управленческой деятельности. Психологические особенности стилей управления и психологические основы принятия управленческих решений.
Цель контрольной работы
Контрольная работа является определенным итогом самостоятельного изучения всего курса «психология социального взаимодействия» и более глубокого изучения определенного раздела или темы дисциплины. Она предполагает как глубокие знания материала первоисточников, так и выявление умения студентов самостоятельно вести разработку определенной темы, их способности работать с литературой, анализировать происходящие культурные и духовные процессы, выделять существенные моменты анализируемой темы, делать выводы.
Задачи контрольной работы:
1. Дать навыки глубокого самостоятельного изучения и анализа литературы по избранной теме;
2. Закрепить и расширить теоретические знания, полученные по психологии социального взаимодействия в целом и по конкретной избранной теме;
3. Выработать умение логически стройно мыслить и последовательно излагать свои мысли доказательно и убедительно;
4. Научиться ориентироваться в многообразии психологических источников, а также дискуссиям, проходящим по различным психологическим проблемам.
Методические указания и рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы
Тематика контрольных работ определяется кафедрой социально – гуманитарных наук и иностранных языков. Из предложенного перечня вариантов студент выбирает тот, который соответствует последней цифре его студенческого билета ( от 1 до 9), или двум последним цифрам (от 10 до 30). Если две последние цифры от 31 до 99, то из этих цифр вычитается 30 столько раз, чтобы получилось число менее или равное 30.
Примеры: 99 -30 – 30 – 30 = 9; 60 – 30 = 30; 45 – 30 = 15 и так далее.
Руководителями - консультантами при написании работы выступают преподаватели кафедры социально – гуманитарных наук и иностранных языков доцент Михайлов А.Н. и старший преподаватель Крымова Е.Ю..
Этапы выполнения контрольной работы:
- первый этап связан с выбором темы контрольной работы и определения необходимой литературы в соответствии с прилагаемым списком. Далее студент в библиотеке и читальном зале академии знакомится с литературой, первоисточниками, делает для себя выписки, цитаты, изречения с указанием автора, названия источника и страниц.
Работа выполняется на основании изучения не менее пяти источников, кроме учебников и учебных пособий. Не допускается текстуальное переписывание учебников, а также некритическое использование устаревшей литературы.
- второй этап - составление плана контрольной работы и ее написание. План должен включать в себя:
1. введение
2. основная часть (два или более вопросов)
3. выводы и предложения
4. список использованной литературы
5. решённые тесты
Во введении отражаются задачи написания контрольной работы, обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость. Объем введения не должен превышать 1-2 страницы.
Общая часть включает теоретическую разработку проблемы, ее изложение в учебной и монографической литературе, рассмотрение различных подходов к ее изложению, современное видение данной темы. Объем основной части должен составлять 20 - 25 страниц РУКОПИСНОГО ТЕКСТА формата А4.
Выводы, как и введение, делаются по каждой теме варианта контрольной работы, а также, при необходимости, высказываются предложения по их изучению, возникшие в ходе написания работы.
В списке использованной литературы и источников должно быть указано не менее пяти наименований.
Порядок записи списка использованной литературы и источников включает в себя:
- №№ по порядку
- автор
- полное название работы
- место издания
- год издания
При цитировании необходимо дать ссылку на источник, автора, сноску в конце страницы с указанием номера цитаты и ее источника. Можно указывать источники, где взяты цитаты, в конце работы, составляя их список в порядке номеров цитат в тексте работы.
Нумерация страниц ведется, начиная от титульного листа, однако номера страниц проставляются, начиная со страницы "Введение", т.е., начиная с 3-ей страницы. Номера страниц проставляются в середине или в правом верхнем углу листа.
Оформление титульного листа
Тематика контрольных работ
Вариант 1
1.Предмет, объект и задачи психологии социального взаимодействия.
2.Психология паники
Вариант 2
1.Принципы и методы исследования в психологии социального взаимодействия.
2.Психологические свойства толпы.
Вариант 3
1.Этапы развития психологии социального взаимодействия
2.Психологическая характеристика традиций.
Вариант 4
1.Краткая характеристика основных разделов психологии. социального взаимодействия
2.Мода как социально – психологическое явление
Вариант 5
1.Место психологии социального взаимодействия в системе наук, ее связь с другими науками
2.Психологическая характеристика общественного мнения.
Вариант 6.
1.Теории доминирующего фактора в истории психологии социального взаимодействия.
2.Профилактика конфликтов и её направления
Вариант7.
1.Экспериментальная социальная психология В.М. Бехтерева.
2.Структурные методы управления конфликтами.
Вариант 8.
1.Становление и развитие научных взглядов на сущность психики и сознания.
2.Механизмы, способы и пути решения социальных конфликтов.
Вариант 9
1.Сознание и бессознательное в психике человека.
2.Внутриличностные и персональные методы управления конфликтами
Вариант 10.
1.Мир психических явлений человека. Характеристика психических процессов.
2.Модели стратегии поведения личности в конфликте
Вариант 11
1.Психологические идеи В. Вундта.
2.Конфликтные ситуации и их виды. Функции конфликтов.
Вариант 12
1.Психологические идеи Л. С. Выготского,. С.Л. Рубинштейна
2.Психологические механизмы управленческой деятельности.
Вариант 13
1.Концепция А. Н. Леонтьева об эволюционном развития психики.
2.Групповая совместимость и её критерии.
Вариант 14
1.Высшая нервная деятельность (ВНД) человека как материальная основа сознания.
2.Развитие личности в системе межличностных отношений.
Вариант 15
1.Понятие и характеристика способностей.
2.Понятие лидерства. Характеристика стилей управления.
Вариант 16
1.Типы ВНД и темпераменты. Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
2.Формирование благоприятного социальнопсихологического климата в коллективе
Вариант 17
1.Виды, особенности памяти
2.Отрицательное влияние группы на личность. Конформизм и групповое давление.
Вариант 18
1.Психологическая характеристика характера. Основные рубежи изменения характера человека
2.Социальнопсихологическая характеристика групп по уровню их развития.
Вариант 19
1.Теория И.П. Павлова о темпераментах.
2.Патологические типы супругов : психологическая характеристика.
Вариант 20
1.Учёт темперамента в деятельности инженера - строителя
2.Психологическая характеристика типов личности супругов.
Вариант 21
1.Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду.
2.История развития семьи и брака.
Вариант 22
1.Сущность и функции общения.
2.Психология брака и развода.
Вариант 23
1.Характеристика форм и способов межличностного общения.
2.Психология супружеских взаимоотношений.
Вариант 24
1.Психические механизмы восприятия человека человеком.
2.Психические типы родителей. Типы взаимоотношений родителей и детей
Вариант 25
1.Психические механизмы воздействия в процессе общения.
2.Психология взаимоотношения родителей и детей.
Вариант 26
1.Становление и использование речи как средства общения.
2.Семья, её функции. Типология семей. Мотивы вступления в брак.
Вариант 27
1.Психологическая характеристика невербального общения
2.Эффекты межличностного восприятия: эффект „первичности” (или „порядка”), эффект края, эффект новизны, эффект ореола, эффект першого впечатления, эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект бумеранга.
Вариант 28
1.Техника и приёмы общения.
2.Психологическая характеристика позитивных, нейтральных и негативных межличностных отношений.
Вариант 29
1.Компоненты и виды межличностных отношений.
2.Техники эффективного межличностного общения
Вариант 30
1.Влияние пола, национальности, возраста, темперамента, состояния здоровья, профессии, опыта общения с людьми, самооценки, потребности в общении.
2.Особенности производственных межличностных отношений.
Контрольные тесты:
1. Какому понятию синонимично понятие "общение"?
1. Взаимодействие2. Отношение3. Коммуникация4. Диалог5. Взаимная перцепция 2. Какие высказывания можно считать правильными? 1. Сознание возникло одновременно с психикой. 2. Сознание возникло раньше психики 3. Сознание вытекает из совместной деятельности людей 4. Понятия "психика" и "сознание" синонимичны 5. Причина возникновения сознания в устройстве мозга человека 3. Какое из перечисленных понятий наиболее подчеркивает социальную сущность человека? 1. Индивидуальность2. Субъект3. Индивид4. Личность5. Человек 4. Операциями мышления являются: 1. адаптация2. анализ3. синтез4. агглютинация 5. абстрагирование. 5. Какие из приведенных суждений правильны? 1. Характер можно определять по одному поступку 2. Характер человека полностью зависит от его родителей 3. Характер определяется всем образом жизни 4. Каждый характер неповторим 5. Характер - это вся личность 6. Какое из утверждений наиболее соответствует научному пониманию деятельности? 1. Поведение2. Жизнедеятельность3. Целенаправленная активность4. Психическая активность5. Человеческий труд 7. Назовите процессы памяти. 1. запоминание 2. переработка 3. сохранение 4. осмысление 5. воспроизведение 8. Определите тип темперамента. Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности: 1. холерик2. сангвиник3. меланхолик4. флегматик 9. Какие из названных стилей общения считаются классическими? 1. Интеллектуальный 2. Авторитарный 3. Эмоциональный 4. Демократический 5. Либеральный 10. Отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым, выражено в понятии: 1. узнавание2. реминисценция3. запоминание4. представление5. припоминание 11. Свойствами внимания являются: 1. устойчивость2. осмысленность3. объем4. распределение5. константность. 12. Назовите правильные соотношения между навыком и умением. 1. Навык вырабатывается раньше2. Умение – это воплощение знаний и навыков в деятельности 3. Вначале вырабатывается умение, а затем навык4. Навык проще, чем умение5. Эти термины синонимичны. 13. Какие из перечисленных психических особенностей считаются у человека врожденными? 1. Музыкальный слух2. Задатки способностей 3. Характер 4. Темперамент 5. Талант. 14. Какого человека можно безошибочно считать способным? 1. Любознательного2. Любящего свое дело 3. Быстро добивающегося успеха в своем деле4. Знающего больше, чем окружающие 5. Целеустремленного во всем. 15. Характерная для данного индивида система методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение, выражена в понятии: 1. темперамент2. характер3. способности4. индивидуальный стиль деятельности5. деятельность 16. Назовите формы фиксации результатов мышления: 1. суждение 2. речевое высказывание3. умозаключение 4. понятие 5. исполнительное действие. 17. Какое высказывание соответствует правильному пониманию интериоризации? 1. Это перенос внешних действий во внутренний план отражения 2. Это углубление человека в себя 3. Это высокий уровень интраверсии 4. Это внешнее проявление психики. 5. Это высокий уровень экстраверсии 18. Какую из перечисленных ниже групп можно отнести к формальной? 1. Семья из четырех человек2. Пятеро друзей, сидящих за столиком в кафе3. Двадцать членов комитета политической партии4. Тридцать пассажиров автобуса5. Очередь людей за билетом в железнодорожную кассу. 19. Назовите проявление волевых черт характера: 1. впечатлительность 2. решительность 3. самостоятельность4. любознательность5. настойчивость. 20. Создание новых образов в процессе творческой деятельности человека выражено в понятии: 1. творческое мышление2. воссоздающее воображение 3. грезы4. творческое воображение5. мечта. 21. Чем оперирует абстрактно-теоретическое (словесно-логическое) мышление? 1. Предметами2. Словами 3. Мыслями4. Понятиями 5. Наглядными образами 22. Что означает термин "иерархия потребностей"? 1. Их многообразие 2. Уровень их осознанности 3. Наличие соподчиненности4. Их действенность 5. Меру интенсивности. 23. Какие виды способностей выделяют в психологии? 1. Общие 2. Врожденные 3. Частные (специальные)4. Приобретенные 5. Смешанные. 24. Чем отличаются понятия темперамента и характера? 1. Ничем не отличаются 2. Темперамент описывает динамику психики 3. Характер описывает содержательную сторону психики и поведения 4. Это почти не связанные понятия 5. Характер человека не изменяется. 25. Какая из перечисленных ниже особенностей относится к характеристикам сплоченной студенческой группы? 1. Готовность прийти на выручку друг другу2. Соперничество3. Равнодушие4. Хорошая успеваемость в группе5. Плохая посещаемость занятий 26. В чем отличие послепроизвольного внимания от произвольного? 1. В увеличении объема внимания2. В возникновении новых мотивов 3. В созревании новых физиологических механизмов4. В отсутствии в первом волевых усилий 5. Отличия не принципиальны и объясняются лишь ходом времени 27. Демократический стиль общения руководителя предполагает: 1. отсутствие требовательности 2. подчиненность стихии общения 3. преобладание строгости 4. сочетание требовательности с убеждением подчиненных 5. учет индивидуальных особенностей людей. 28. Назовите тип темперамента, характеризующийся низким уровнем поведенческой активности, медлительностью, невыразительностью мимики, высокой устойчивостью, стабильностью привычек и поведения: 1. холерик2. флегматик3. сангвиник4. меланхолик 29. Человек пользуется фразой «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», чтобы запомнить по порядку все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Как называется такой метод запоминания?1. Мнемонический метод2. Метод loci3. Метод опорных слов4. Заучивание5. Распределённое во времени повторение 30. Показателями здорового психологического климата группы являются: 1. преобладание пессимистического настроения в группе2. стремление к совместным переживаниям событий3. доброжелательность во взаимоотношениях4. изоляция членов группы5. эмоциональное единениеРЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Психологические тесты в 2-х томах Психология под ред. А.А. Крылова. Учебник
2. Радугин «Психология и педагогика»
3. С.Л. Рубенштейн «Основы общей психологии», Питер, 2004
4. А.Г. Маклаков «Общая психология». Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006
5. И.Ю. Кулагина «Возрастная психология» Учебное пособие для студентов вузов . – М.: ТЦ Сфера, 2004
6. О.К. Тихомиров «Психология»Учебник.-М.: Высшее образование, 2006
7. А.А. Бодалев «Психология о личности» .- М.: изд-во МГУ, 1988
8. Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию: курс лекций» Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 1997
9. И.В. Страхов «Психология характера». – Саратов: СГПИ, 1970
10. И.Ю. Кулагина «Возрастная психология» Учебное пособие для студентов вузов . – М.: ТЦ Сфера, 2004
11. Р.С. Немов «Психология» в 3-х томах
12. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 534 с.
13. Амяга H.B. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. - М., 1991.
14. Андреева Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.
15. Батаршев А.В. Психология личности и общения. - М.: Владос, 2004. - 246 с.
16. Бендлер Р., Лавалль Дж. Искусство убеждать. - Киев: София, 2002. - 224 с.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: АСТ, 1998. - 397 с.
18. Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
19. Браим К.Н. Этика делового общения. - Минск, 1996.
20. Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
21. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. - М., 1987.
22. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 199 с.
23. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
24. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
25. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990. - 174 с.
26. Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
27. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. - М.: АСТ, 2002. - 363 с.
28. Емельянов Ю.Н Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений (к постановке проблемы) // Вестник Ленинградского университета, 1983.
29. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. - Киев: Наукова думка, 1981. - 115 с.
30. Касаткин С. Техника обратной связи. Мастер общения.-СПб.: Питер, 2002. - 192 с.
31. Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или всё о переговорах: Пер. с англ. - Минск, 1995. - 160 с.
32. Костецкий В.Э. Динамика общения в условиях групповой дискуссии: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1991.
33. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Изд-во МГУ, 1988.
34. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
35. Лунев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. - М., 1996.
36. Резников Е.Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
37. Знаков В.В. Понимание в познании и общении / РАН. - М.: ИП РАН, 1994.
38. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1987.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗФО
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Для студентов специальности градостроительство, промышленное и гражданское строительство
составители:. Михайлов А.Н., Крымова Е.Ю
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии и права
Протокол №1 от «28 » августа 2015 г.
Заведующий кафедрой СГН
к.ф.н., доцент Михайлов А.Н.
Симферополь 2015
Методические указания для студентов ЗФО
по дисциплине «Психология социального взаимодействия»
Учебная программа дисциплины «Психология социального взаимодействия»
Тема 1. Предмет и задачи учебной дисциплины „Психология социального взаимодействия”
Понятие о психологии социального взаимодействия как синтетической дисциплине. Психология личности и социальная психология – содержательная основа психологии социального взаимодействия. Знание о предмете психологии – психике личности, психике больших и малых групп, психике толпы. Современные задачи психологии социального взаимодействия.
Принципы психологии социального взаимодействия: принцип социальной и психологической комплексности; принцип социально – психологической причинности; принцип единства социально – психологических явлений, среды и активности; принцип социально – психологической системности; принцип социально – психологического развития, принцип объективности.
Методы психологии социального взаимодействия делятся на теоретические и эмпирические. К теоретическим методам относятся: метод диалектики, метод единства исторического и логического, метод использования математической статистики, метод теоретической и логической обработки данных. К эмпирическим методам можно отнести наблюдение, эксперимент, корреляционное исследование, опрос, интервьюирование, шкалирование, тестирование, социометрию, изучение документов, изучение продуктов деятельности.
Этапы развития социально – психологического знания. Описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые шаги социально-психологического знания : социоцентризм Платона, эгоцентризм Аристотеля,
теории «плохого» (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) и «хорошего» (Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Кант) человека, теория психологии народов, теория, строящаяся на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит), теормя позитивизма О.Конта.
. Этап становления социально-психологического знания: теория психологии народов (Гегель, Лацарус, Штейнталь), теории доминирующего фактора (У. Баджот и Г. Тард - подражание, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, У. Макдугалл и У. Троттер – инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль – «коллективное сознание»), теория социального дарвинизма (Г. Спенсер),
психоаналитическая теория 3. Фрейда.
Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке.
Развитие отечественной психологии социального взаимодействия. Н.К. Михайловский -основоположник отечественной теории социального взаимодействия.
Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерева
Застой психологии социального взаимодействия в 30 - 50-е гг. по идеологическим соображениям. Социально – психологические идеи А.С. Макаренко.
Возрождение психологии социального взаимодействия как науки в конце 50-х гг. Обсуждения вопроса о предмете социальной психологии.
Создание научных учреждений в области социально – психологических исследований: первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском госу