Упражнение 6. Игра «Кошки-мышки»
Цель- снятие эмоционального напряжения, преодоление страхов.
Выбираются «кошка» и «мышка». Все остальные образуют круг, взявшись за руки, - это «домик мышки». Задача «кошки» -поймать «мышку». Стоящие в кругу защищают, прячут «мышку» от «кошки».
Упражнение 7. «Обсуждение»
Цель- подвести итог занятия. Обсудить, что понравилось на занятии, что нет и почему? Что хотелось бы сделать по-другому? Прощание.
Занятие 10. «Букет» Упражнение 1 «Продолжи фразу»
«Я благодарен всем присутствующим за ...»
Упражнение 2. «Рисунок-подарок»
Каждый участник рисует какой-нибудь «подарок», после чего, эти «подарки» дарятся друг другу так, чтобы никто не остался с пустыми руками.
Упражнение 3. «Наш сад»
Каждому участнику предлагается пофантазировать и представить себя каким-нибудь цветком, после чего вся группа совместно на большом листе бумаги рисует каждый свой цветок, после в центре цветка пишет свое имя.
Подведение итогов.
Вопросы родителям:
— Изменились ли ваши взаимоотношения?
- Что нового в поведении ребенка вы заметили?
- Что показалось вам самым важным и полезным в такойрабо
те?
- Что вы сами приобрели в процессе тренинга?
Вопросы детям:
— Что вам больше всего понравилось на занятиях?
— Что нового в поведении ваших родителей вы заметили за это
время?
Ведущийпредлагает встать в круг, взяться за руки и ответить на вопрос: Что вы пожелаете друг другу и себе?
Список использованной литературы главе I:
1. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несо
вершеннолетних [Текст] / Б. Н. Алмазов. - Свердловск, 1986.
2. Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш. А.
Амонашвили. -М.: Просвещение, 1983.
3. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося
поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. - Изд. 3-е. - М:
Изд-во «Магистр», 1997.
4. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося
поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев; под ред. А. Л.
Гройсмана. - М.: «NB Магистр», 1993.
5. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] /
С. А. Беличева. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье
России», 1993.
6. Библиотека журнала «Директор школы» / А.Г. Макеева. -
М.: Сентябрь, 1999.
7. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, вы
явление, помощь [Текст] / В. В. Бойко. - СПб.: «Сударыня», 1998.
8. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: много
образие, опыт, трудности, поиск альтернатив [Текст] // Материалы
Регионального научно-практического семинара / под общ. ред. Ю.
А. Клейберга. -Тверь: «ЧуДо», 2000.
9. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и
формы социальной защиты [Текст] / под общ. ред. Ю. А. Клейбер
га. -М.; Тверь, 1998.
10. Диагностика школьной дезадаптации [Текст]: научно-
методическое пособие для учителей начальных классов и школь
ных психологов. - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье
России», 1993.
11. Додолев, Е. Ю. Кровосмешение [Текст] / Е. Ю. Додолев //
Московский комсомолец. 1992. 19 ноября.
12. Дольто, Ф. На стороне подростка [Текст] /Ф. Дольто. -
СПб.: Изд-во «Петербург - 21 век», 1997.
13. Завражин, С. А. Предупреждение отклоняющегося поведе
ния несовершеннолетних в Российской империи [Текст] : моногра
фия / С. А. Завражин. - М.: «Прометей», 1996.
14. Клейберг, Ю. А. Конфликты и отклонения в социальных
системах [Текст] / Ю. А. Клейберг. - Кемерово: Кузбассвузиздат
1995.
15. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения
[Текст] / Ю. А. Клейберг. - Тверь: ЧуДо, 1998.
16. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения [Текст] /
Ю. А. Клейберг. - 2-е изд., доп. - М.: Вита-Пресс, 1997.
17. Клейберг, Ю. А. Социальная и психологическая адаптация
личности маргинала (системно-аксиологический подход) [Текст] /
Ю. А. Клейберг, Л. А. Кокорева. - Тверь, 1998.
18. Клейберг, Ю. А. Социальная работа и профилактика деви
антного поведения подростков [Текст] : учебное пособие / Ю. А.
Клейберг, Н. В. Шахзадов. - Тверь; Нальчик: «ЧуДо», 2000.
19. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: Сис
тема личных взаимоотношений [Текст] / Я. Л. Коломинский. -
Минск: Нар. асвета, 1984.
20. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков:
социально-психологические и психиатрические аспекты [Текст] /
В. Т. Кондратенко. — Минск: «Беларусь», 1988.
21. Константинов, Н. А. История педагогики [Текст] : учебник
для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов и др. - 5-е изд., доп.
и перераб. -М.: Просвещение, 1982.
22. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок [Текст] / В. Л. Леви. -
М.: Знание, 1983.
23. Левин, Б. М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы [Текст]
: кн. для учителя / Б. М. Левин, М. Б. Левин. - М.: Просвещение,
1991.
24. Левитов, Н. Д. Психология характера [Текст] / Н. Д. Леви
тов. - М.: Просвещение, 1969.
25. Левитов, Н. Д. Отчего возникают недостатки в характере
школьников и как их исправлять [Текст] / Н. Д. Левитов. - М.: Изд-
во АПН РСФСР, 1961.
26. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у под
ростков [Текст] / А. Е. Личко. - М.: Медицина, 1983.
27. Основы социальной педагогики [Текст] : курс лекций. -
Владимир: Изд-во ВГПУ, 1995.
28. Отклоняющееся поведение молодежи [Текст] : Краткий
словарь-справочник. - Владимир: Изд-во ВГПУ, 1996.
29. Психология и профилактика асоциального поведения несо
вершеннолетних [Текст] : сборник научных трудов. - Тюмень,
1985.
30. Психология трудных школьников [Текст] : учеб. пособие
для учителей и родителей. - М.: Изд. центр «Академия», 1996.
31. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста
[Текст] / Ф. Райе. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.: ил. - (Сер. «Мас
тера психологии»)
32. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащих
ся (Психолого-педагогический аспект) [Текст] : пособие для учите
ля / под ред. В. А. Татенко, Т. М. Титаренок. - Киев: Рад. шк., 1989.
33. Раттер, М. Помощь «трудным» детям [Текст] / М. Раттер. -
М.: Прогресс, 1987.
34. Рычкова, Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагно
стика, коррекция, психопрофилактика [Текст] : учебно-
практическое пособие / Н. А. Рычкова. - М.: «Издательство ГНОМ
и Д», 2000.
35. Седнев, В. Надписи и рисунки в общественном транспорте
[Текст] / В. Седнев // Философская и социологическая мысль. 1993.
№ 1.-С. 170-173.
36. Социальная психология: Теория. Эксперимент. Практика
[Текст]. Т.1 / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль, 2000.
37. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студен
тов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение,
1987.
38. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива [Текст] / В.
А. Сухомлинский. - М.: Мол. гвардия, 1975.
39. Филонов, Л. Б. Тактика установления оптимальных отно
шений с индивидом с целью его изучения [Текст] / Л. Б. Филонов
// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания
людьми друг друга. - М., 1979.
40. Хрестоматия по социальной педагогике [Текст]: В 2 ч. Ч. II.
- Владимир: Изд-во ВГПУ, 1997.
41. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы рис
ка» [Текст]: учеб. пособие для педагогов классов коррекционно-
развивающего обучения / сост.: В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. —
М.: Ин-т практ. психологии, 1996.
42. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибута-
ни. -М.: Прогресс, 1969.
43. Шульга, Т. И., Олифиренко Л.Я. Психологические основы
работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помо
щи и поддержки [Текст] / Т. И. Шульга, Л. Я. Олифиренко. - М.:
Изд-во УРАО, 1997.
44. Baudelet, С. Lecole capitaliste en France [Text] / С. Baudelet,
R. Establet. - Paris: Maspero, 1971.
45. Bourdieu, P. Les heritiers [Text] / P. Bourdieu, J.-C. Passeron. -
Paris: Editions de Minuit, 1964.
46. MannonI, Pierre, Adolescents, parents et troubles scolaires
[Text] /Pierre MannonI-Paris: ESF, 1984.
47. SteinleT, F. Mary. Pourquoi у a-t-il des retardes scolaires?
[Text] / SteinleT, F. Mary. - Bruxellers: Nouvelle Revue Pedagogique,
n 3, novembre 1964.
Список использованной литературы к главам II и III
1. Абрамян, Л. А. Эмоциональное неблагополучие ребенка как
основополагающий фактор развития личности [Текст] / Л. А. Аб
рамян // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч. 2.
- Одесса, 1990.-С. 3-7.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.
А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. -299 с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология
личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980.
-315 с.
4. Абульханова-Славская, К. А. Совместная деятельность, ме
тодология, теория, практика [Текст] / К. А. Абульханова-Славская,
О. В. Аллахвержова, М. И. Бобнева и др. / отв. ред. А. Л. Журавлев
и др.; АН СССР. Институт психологии. - М.: Наука, 1988. - 288 с.
5. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии
[Текст] / А. Адлер. - М.: Фонд «За экономическую грамотность»,
1995.-296 с.
6. Александрова, А. В. Нравственность, агрессия, справедли
вость [Текст] / А. В. Александрова // Вопросы психологии. 1992.
№1-2.-С. 84-97.
7. Алемаскин, М. А. Психологическая характеристика лично
сти подростка-правонарушителя [Текст] / М. А. Алемаскин // Во
просы изучения детей с отклонениями в поведении. — М., 1968. - ^-
87-99.
8. Алиева, М. А. Тренинг развития жизненных целей (про
грамма психологического содействие успешной адаптации)
[Текст] / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. Г.
Травникова, Е. Г. Трошихина; под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПБ.:
Речь, 2002.-216 с.
9. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несо
вершеннолетних [Текст] / Б. Н. Алмазов. - Свердловск, 1986. -
184 с.
10. Андреева, Т. В. Социальная психология семейных отноше
ний [Текст] : учебное пособие / Т. В. Андреева. - СПб.: Изд-во
СПбГУ, 1998. - 100 с.
11. Антонян, Ю. М. Психология убийства [Текст] / Ю. М. Ан-
тонян.-М., 1997.-304 с.
12. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического ис
следования [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 104
с.
13. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса
(в вопросах и ответах) [Текст] / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник.
-Киев, 1984.-138 с.
14. Бавыкин, В. С. Совместная деятельность школы и вуза в
ориентации на специальность учителя трудового обучения [Текст]
: дис. ... канд. пед. наук / В. С. Бавыкин. - М., 1994. - 204 с.
15. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] : прак
тическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд,
Дж. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
16. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р.
Уолтере. -М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
17. Башкатов, И. П. Социально-психологические особенности
криминогенных групп подростков [Текст] / И. П. Башкатов // Пси
хология и профилактика асоциального поведения несовершенно
летних. - Тюмень, 1985.
18. Беличева, С. А. Социально-психологические условия эф
фективной ресоциализации несовершеннолетних правонарушите
лей в специализированном подростковом клубе [Текст] / С. А. Бе
личева, Г. А. Нечаев, А. П. Нохрина // Психология и профилактика
асоциального поведения несовершеннолетних. -Тюмень, 1985.
19. Берковитц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль
[Текст] / Л. Берковитц. - СПб.; М., 2001.
20. Берштейн, А. А. Оставайтесь после уроков [Текст] / А. А.
Берштейн. - М.: АО «Акрон», 1997. - 224 с.
21. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском воз
расте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 175 с.
22. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]
: избранные психологические труды / Л. И. Божович; Академия пе
дагогических и социальных наук; Московский психосоциальный
институт; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практиче
ской психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-350 с.
23. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, вы
явление, помощь [Текст] / В. В. Бойко. - СПб.: «Сударыня», 1998.
-128 с.
24. Большаков, В. Ю. Психотренинг: социодинамика, упраж
нения, игры [Текст] / В. Ю. Большаков. - СПб., 1996. - 384 с.
25. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учебник для вузов /
Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
-304 с.
26. Бочкарева, Г. Г. Психологическая характеристика мотива-
ционной сферы подростков-правонарушителей [Текст] / Г. Г. Боч
карева. - СПб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков,
1972.
27. Буланова, О. Е. Продуктивная совместная деятельность
специалистов с семьей как фактор психологической и социальной
реабилитации проблемного ребенка [Текст] : дис. ... канд. психол.
наук / О. Е. Буланова. - М., 1999. - 267 с.
28. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. -
СПб.: Питер, 1997.-336 с.
29. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бют-
нер.-М., 1991.-141 с.
30. Васильева, Э. И. Изучение личности школьника учителем
[Текст] / Э. И. Васильева. - М., 1991. - С. 28.
31. Вассерман, И. И. Методика «Подростки о родителях»: ос
новные этапы апробации русскоязычной версии [Текст] / И. И-
Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына // Психологический
журнал. Т. 21. № 5. 2000. - С. 86-95.
32. Вассерман, И. И. Психологическая методика «Подростки о
родителях» и ее практическое применение [Текст] / И. И. Вассер
ман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. - М.: Фолиум, 1995.
33. Василюк, Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоле
ния кризисных ситуаций [Текст] / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во
МГУ, 1984.-228 с.
34. Взаимодействие детей в совместной деятельности и про
блемы воспитания [Текст]: сборник научных трудов / ред.-сост. С.
Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлов. - М., 1976. - 185 с.
35. Вопросы изучения и воспитания личности [Текст]. Т. 1. —
Л., 1926.-111 с.
36. Вопросы изучения и воспитания личности [Текст]. Т. 2. -
Л., 1929. - 344 с.
37. Воробьева, Г. Г. Школа будущего начинается сегодня
[Текст]: книга для учителя / Г. Г. Воробьёва. -М., 1991. - 237 с.
38. Воспитательная система школы: аспект моделирования
[Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Е. Н. Степанов,
Л. В. Байбородова, С. Л. Паладьев. - Псков: ПОИПКРО, 1994. - 93
с.
39. Воспитательные системы школы: проблемы управления.
Очерки прагматической теории [Текст] / под ред. В. А. Караков-
ского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - М.:
Сентябрь, 1997.-112 с.
40. Выготский, Л. С. Собр. соч. [Текст] : в 6 т. / Л. С. Выгот
ский. - М., 1993. - Т. 3. - 364 с.
41. Газман, О. С. Концептуальные основы содержания дея
тельности классного руководителя (классного воспитателя) [Текст]
/ О. С. Газман//Вестник образования. 1991. № 8. -С. 4-11.
42. Газман, О. С. Содержание деятельности и опыт работы ос
вобожденного классного руководителя (классного воспитателя)
[Текст] : методические рекомендации / О. С. Газман, А. В. Иванов.
-М., 1992.-111 с.
43. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я.
Гальперин. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.
44. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вер
нуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинст
во и здоровье [Текст] / В. И. Гарбузов -СПб., 1994.-160 с.
45. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию
[Текст] : Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун
та, 1988. - 320 с.
46. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /
Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1995. - 239 с.
47. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] :
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Генеев,
Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. - М.:
Изд. центр «Академия», 1999. - 280 с.
48. Данюшенков, В. С. Целостный подход к методике форми
рования познавательной активности учащихся при обучении физи
ке в базовой школе [Текст] / В. С. Данюшенков. — М.: Прометей,
1994.-208 с.
49. Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность: О
природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения
[Текст] / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. - М., 1989.
-351с.
50. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: Во
просы теории и практики [Текст] / И. В. Дубровина. - М.: Педаго
гика, 1991.-232 с.
51. Думов, С. Б. Совместная деятельность образовательных и
социально-педагогических учреждений по преодолению откло
няющегося поведения подростков [Текст] : дис. ... канд. пед. наук /
С. Б. Думов. - Волгоград, 1996. - 181 с.
52. Ефремов, В. Л. Совместная деятельность классного воспи
тателя и педагога-психолога по изучению личности школьника
[Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Л. Ефремов. - Киров, 1999. -
150 с.
53. Журбин, В. И. Понятия психологической защиты в концеп
циях 3. Фрейда и К. Роджерса [Текст] / В. И. Журбин // Вопросы
психологии. 1990. №4.-С. 14-22.
54. Завражин, С. А. Агрессивные фантазии в детском и подро
стковом возрасте [Текст] / С. А. Завражин // Вопр. психологии.
1993. № 5. - С. 43-49.
55. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования
[Текст] / Е. С. Заир-Бек. - СПб., 1995. - 161 с.
56. Залкинд, А. Б. Педология в СССР [Текст] / А. Б. Залкинд. -
М., 1929. -82 с.
57. Залужский, А. С. Детский коллектив и методы его изучения
[Текст] / А. С. Залужский. - М.; Л., 1937. - 144 с.
58. Заплешный, И. И. Совместная деятельность школ и спор
тивных организаций в физическом воспитании учащихся по месту
жительства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. И- За
плешный. — Киев, 1991. —21 с.
59. Запорожец, А. В. Роль Л.С. Выготского в разработке про
блемы эмоций [Текст] / А. В. Запорожец // Научное творчество
Л.С. Выготского и современная психология. - М, 1981. - С. 57-63.
60. Захаров, А. И. Детские неврозы [Текст] / А. И. Захаров. -
СПб., 1995.-192 с.
61. Зацепин, В. В. Особенности взаимодействия субъектов об
разовательного пространства [Текст] : автореф. дис. ... канд. пси-
хол. наук / В. В. Зацепин. - М., 1996. - 18 с.
62. Зейгарник, Б. В. Очерки по психологии аномального разви
тия личности [Текст] / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. - М.: Изд-во
МГУ, 1980.-156 с.
63. Изучение личности школьника учителем [Текст] / 3. И. Ва
сильева, Н. В. Бочкина, Е. С. Заир-Бек и др.; под ред. 3. И. Василь
евой. - М: Педагогика, 1991. - 98 с.
64. Изучение личности школьника [Текст] / Сост.: И. В. Лав
ровская. - Киров, 1991. - 93 с.
65. Ирхен, И. И. Совместная деятельность педагога и студен
тов в процессе профессиональной подготовки учителя музыки (на
материале педагогического колледжа) [Текст] : дис. ... канд. пед.
наук / И. И. Ирхен. - М., 1999. - 200 с.
66. Истратова, О. Н. Диагностика и коррекция агрессивного
поведения у детей дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд.
психол. наук / О. Н. Истратова. - Таганрог, 1998. - 164 с.
67. Казакова, Е. И. Диалог на лестнице успеха (Школа на поро
ге нового века) [Текст] / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. - СПб.:
«Петербург - XXI век», 1997. - 160 с.
68. Казакова, Е. И. Комплексное сопровождение развития уча
щихся в образовательном процессе [Текст] / Е. И. Казакова // Ма
териалы Международной конференции «Дети группы риска». -
СПб., 1998.-178 с.
69. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие
ценности - основа целостного воспитательного процесса [Текст] /
В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.
70. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция. Исправление
недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В. П. Кащен
ко. -М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
71. Квадрициус, М. П. Предупреждение агрессивности подро
стков средствами семейного воспитания [Текст]: дис. ... канд. пед.
наук / М. П. Квадрициус. — Оренбург, 2000. - 165 с.
I
72. Киселева, Р. А. Роль руководителя в организации психоло
го-педагогического диатестирования в школе [Текст] : из опыта
работы / Р. А. Киселева, Б. С. Тетенькин; Кировский обл. ин-т усо
вершенствования учителей. - Киров, ИУУ, 1997. - 58 с.
73. Классный руководитель [Текст] : библиографический ука
затель / сост. А. В. Жилина. - М: ГНПБ, 1993. - 35 с.
74. Коган, М. С. Мир общения [Текст] / М. С. Коган. - М.,
1988.-С. 164-199.
75. Ковалев, П. А. Возрастно-половые особенности отражения
в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного
поведения [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / П. А. Ковалев. -
СПб., 1996.-163 с.
76. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых
группах [Текст] / Я. Л. Коломинский. - Минск, 1976.
77. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-
сирот: социально-экономические проблемы [Текст] / под ред. Л.
М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. - СПб., 2000. - 108 с.
78. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. - М.:
Политиздат, 1967. - 383 с.
79. Кондракова, И. Э. Предупреждение и педагогическая кор
рекция агрессивного поведения подростков в школе [Текст] : дис.
... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 167 с.
80. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков
[Текст] / В. Т. Кондратенко. - Минск: Беларусь, 1988. - 207 с.
81. Концевой, Ю. А. Изучение личности учащегося [Текст] :
методические рекомендации / Ю. А. Концевой, Т. Н. Щербакова;
ред. Е. Е. Нетрусова. - Ростов-на/Д.: Изд-во обл. ИУУ, 1995. - 18 с.
82. Копченова, Е. Е. Детская агрессивность как качество лич
ности [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Е. Е. Копченова. - М.,
2000. - 193 с.
83. Коровкин, В. Ю. Совместная деятельность школы и роди
телей как условие становления государственно-общественного
управления образованием [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Ю.
Коровкин. - СПб., 2002.-217 с.
84. Корытченкова, Н. И. Влияние стилей семейных отношений
на агрессивность личности ребенка [Текст] : дис. ... канд. психол.
наук / Н. И. Корытченкова. - Новосибирск, 2000. - 197 с.
85. Кривцова, С. В. Навыки конструктивного взаимодействия с
подростками [Текст] : (книга для участников тренинга) / С. В.
Кривцова, Е. А. Махаматулина. - М., 1994. - 57 с.
86. Кривцова, С. В. Сценарий тренинга педагогической эффек
тивности [Текст] : (руководство для практического психолога) / С.
В. Кривцова, Е. А. Махаматулина. - М., 1994. - 57 с.
87. Крупенин, А. Л. Эффективный учитель [Текст] : практиче
ская психология для педагогов / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. -
Ростов-на/Д.: Феникс, 1995.-477 с.
88. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения [Текст] : в 6 т.
Т 3 / под рук. А. М. Арсеньева и др. - М.: Педагогика, 1978. - 675 с.
89. Кудрявцев, И. А. Криминальная агрессия (экспертная типо
логия и судебно-психологическая оценка) [Текст] / И. А. Кудряв
цев, Н. А. Ратинова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 192 с.
90. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической дея
тельности [Текст] / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд-во МГУ, 1977. - 114
с.
91. Куприянчук, Е. В. Преступная агрессивность подростков:
социокультурный контекст [Текст] : дис. ... канд. соц. Наук / Е. В.
Куприянчук. - Саратов, 1999. - 165 с.
92. Курбатова, Т. Н., Муляр О.И. Проективная методика иссле
дования личности «Hand - тест» [Текст] : (руководство по исполь
зованию) / Т. Н. Курбатова, О. И. Муляр. - СПб., 1995. - 44 с.
93. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка [Текст]/Р.
Кэмпбелл.-СПб.: Мирт, 1997.-200 с.
94. Лалаянц, И. Энергия агрессии [Текст] / И. Лалаянц // Семья
и школа. 1995. № 6. - С. 20-25.
95. Лалаянц, И. Укрощение агрессии возможно [Текст] / И.
Лалаянц // Семья и школа. 1993. № 9. - С. 18-19.
96. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, М. М. Либ-
лин.-М., 1990.-240 с.
97. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических
состояний [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. 1967.
№6.-С. 118-129.
98. Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии [Текст] /
Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. -1972. № 6. - С. 168-171.
99. Ленденева, И. Л. Детская агрессия и методы ее психолого-
педагогической коррекции [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / И.
Л. Ленденева. - Иркутск, 2002. - 170 с.
100. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность
[Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
101. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.
Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1972. - 575 с.
102. Леонтьев, А. Н. Философия психологии: из научного на
следия [Текст] / А. Н. Леонтьев; под ред. А. А. Леонтьева. - М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 228 с.
103. Лещинский, В. М. Учимся управлять собой и детьми
[Текст]: педагогический практикум / В. М. Лещинский, СВ. Куль-
кевич. - М.: Просвещение, 1995. - 240 с.
104. Личко, А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра
[Текст] / А. Е. Личко. - Л.: Лениздат, 1983. - 126 с.
105. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К.
Лоренц. — М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 272 с.
106. Лубовский, Д. В. О применении теста фрустрации Розенц-
вейга в школьной психодиагностике [Текст] / Д. В. Лубовский //
Вопросы психологии. 1990. № 3. - С. 151-154.
107. Лурия, А. Р. Нейропсихологические синдромы поражения
медиальных отделов мозга [Текст] / А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская //
Глубинные структуры мозга. - М., 1969. - Т. 1. - С. 126-134.
108. Макаренко, А. С. Сочинения [Текст] : в 7 т. Т 5 / А. С.
Макаренко. - М.: Акад. пед. наук, 1958.- 557 с.
109. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с
детьми [Текст] / И. М. Марковская. - СПб.: ООО Изд-во «Речь»,
2000. - 150 с: ил.
110. Методика воспитательной работы [Текст] : учебное посо
бие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина, Е. В. Из-
вестнова, А. И. Кирьянов. - Рязань: Рязан. пед. ин-т, 1983. -216 с.
111. Методические рекомендации по изучению классного кол
лектива [Текст] / сост. Л. И. Белозерова, Н. Я. Гулина. - Киров:
КГПИ, 1987.-22 с.
112. Милковска-Олейничак, Г. Социально-педагогические
факторы агрессивного поведения учащихся современных образова
тельных учреждений (на примере средних школ Польши) [Текст] :
дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2001. - 465 с.
113. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональ
ный и кризисный механизм [Текст] / Ю. Б. Можгинский. - СПб.:
Изд-во «Лань»; Санкт-Петерб. ун-т МВД России, 1999. - 128 с. -
Серия «Мир медицины».
114. Молодцова, Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодо
ление дезадаптации подростков [Текст] / Т.Д. Молодцова. - М.,
1999.-243 с.
115. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина.
-М., 1985.-272 с.
116. Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности [Текст] / В.
С. Мухина. -М., 1985. - 103 с.
117. Немов, П. С. Психология [Текст] : учебник для студентов
высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Кн. 1. Общие
основы психологии / П. С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС,
1995.-576 с.
118. Немов, П. С. Психология [Текст] : Учебник для студентов
высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. Кн. 3. Экспе
риментальная педагогическая психология и психодиагностика / П.
С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 476 с.
119. О некоторых итогах этапа эксперимента. Содержание и
условия деятельности освобожденного классного руководителя
(классного воспитателя) [Текст] // Вестник образования. 1992. №
1. -С. 6-26.
120. Обозов, Н. Н. Модель регуляции совместной деятельно
сти. Социальная психология [Текст] / Н. Н. Обозов. - Л., 1979. -
238 с.
121. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога
[Текст] / Р. В. Овчарова. -М.: Просвещение, 1993.-256 с.
122. Ольшанская, Е. В. Подростковая агрессия как фактор со
циальной адаптации [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Е. В.
Ольшанская. -М., 2000. - 135 с.
123. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности [Текст] /
Ю. М. Орлов. - М.: Просвещение, 1991. - 286 с.
124. Осипова, А. А. Введение в теорию психокоррекции
[Текст] / А. А. Осипова. - М.: Московский психолого-социальный
институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 320 с.
125. Паренс, Г. Агрессия наших детей [Текст] / Г. Паренс. -
М., 1997.-60 с.
126. Педагогическая диагностика [Текст]: пер. с нем. - м.
Педагогика, 1991. - 238 с.
127. Петренко, И. И. Совместная деятельность семьи и школы
по воспитанию у младшего подростка потребности физического
совершенствования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И
И. Петренко. - Киев, 1990. - 20 с.
128. Петров, В. Г. Психологические особенности агрессивного
поведения и пути его коррекции [Текст] : дис. ... канд. психол. на
ук / В. Г. Петров. - Иркутск, 1999. - 195 с.
129. Петрова, Н. А. Организация воспитательной работы с
учащимися в условиях перестройки школы [Текст] : методические
рекомендации для классных руководителей и руководителей школ /
Н. А. Петрова. - Киров, 1991. - 38 с.
130. Петровский, А. В. О психологии личности [Текст] / А. В.
Петровский. -М.: Знание, 1971. - 63 с.
131. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии
[Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М., 1998. - 528 с.
132. Положение о психологической службе в системе народно
го образования [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1989. -
29 с.
133. Поташник, М. М. Управление современной школой
[Текст] : пособие для директора школы / М. М. Поташник. - М.:
Новая школа, 1992. - 167 с.
134. Практика управления развитием образования в регионе
[Текст] : Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической
конференции, 17-19 апреля 1996 г. / под общ. ред. В. Г. Илларионо
ва. - Брянск: БИПКРО, 1996. - 134 с.
135. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике жизни [Текст] /
А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М., 1990. - 80 с.
136. Программы подготовки практических психологов для сис-
- темы образования [Текст] / под ред. Л. А. Регуша. - СПб.: Образо
вание, 1994. - 102 с.
137. Психокоррекция: теория и практика [Текст] / под ред.
Ю. С. Шевченко, В. П. Добриденя, О. Н. Усановой - М., 1995. -
224 с.
138. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми
[Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В.
Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; под.
ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. -160 с.
139. Психологическая диагностика детей и подростков [Текст]
: учебное пособие для студентов / М. К. Акимова, Г. А. Беруловка,
Е. М. Борисова и др.; под ред. К. М. Гуревича, Е. Н. Борисовой. -
М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.
140. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. П. Зин-
ченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагоги
каПресс, 1998.-440 с.
141. Психологическое изучение школьников [Текст] : учеб
ное пособие / Владимирский гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-
Полянского. -Владимир: ВГПИ, 1990. - 109 с.
142. Психология подростка [Текст]: полное руководство / под
ред. А. А. Реана- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
143. Психология [Текст] : словарь / под общ. ред. А. В. Пет
ровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. -
494 с.
144. Психолого-педагогический мониторинг в системе управ
ления процессом гуманизации образования [Текст] : методическое
пособие / сост.: Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. Ч. 1. - М., 1997. -
67 с.
145. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И.
В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия,
1995.-373 с.
146. Развивающие и коррекционные программы для работы с
младшими школьниками и подростками [Текст] / под ред. И. В.
Дубровиной. -М.: Тула, 1993.-195 с.
147. Рассадин, Н. М. Взаимодействие как категория педагогики
[Текст] / Н. М. Рассадин // Вестник Костромского государственного
педагогического университета. 1996. № 1. - С. 83-84.
148. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. -
М., 1978.-193 с.
149. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в
образовании [Текст] : учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.:
ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
150. Родионов, В. А. Взаимодействие психолога и педагога в
учебной процессе [Текст] / В. А. Родионов, М. А. Ступницкая. -
Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.
151. Родионова, Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших
школьников [Текст] : учебное пособие по спецкурсу / Н. Ф. Родио
нова. -Л.: ЛГПУ им. А.И. Герцена, 1989. - 83 с.
152. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных от
ношениях [Текст] / В. Г. Ромек. - СПБ.: Речь, 2002. - 172 с.
153. Российская академия образования: Стратегия деятельно
сти [Текст] //Педагогика. 1993. № 1. -С. 3-8.
154. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. /
гл. ред. В. В. Давыдов. - М: Большая Российская энциклопедия
1993.-608 с.
155. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. -М., 1973. - 185 с.
156. Руководство практического психолога: Психологические
программы развития личности в подростковом и старшем школь
ном возрасте [Текст] : методическое пособие для деятельности
практических психологов / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Ака
демия, 1995. -123 с.
157. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной
зарубежной психологии [Текст] / Т. Г. Румянцева // Вопросы пси
хологии. 1991. № 1.-С. 81-87.
158. Румянцева, Т. Г. Агрессия и контроль [Текст] / Т. Г. Ру
мянцева // Вопросы психологии. 1992. № 5-6. - С. 35-40.
159. Сборник тезисов Всероссийской конференции «Практиче
ская психология в школе (цели и средства)» [Текст]. — СПб.: ГП
«Иматон», 1986. - 128 с.
160. Семенюк, Л. М. Психологическая сущность агрессивности
и ее проявления у детей подросткового возраста [Текст] : метод,
рекомендации в помощь педагогам-практикам / Л. М. Семенюк. -
М: МГУ, 1991. -58 с.
161. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессив
ного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.
М. Семенюк. - М., 1996. - 96 с.
162. Сироткин, С. Ф. Агрессивность детей как объект педаго
гической диагностической оценки [Текст] : автореф. дис. ... канд.
пед. наук. - Ижевск, 1996. — 17 с.
163. Слободчиков, В. И. Основы педагогической антрополо
гии. Психология человека [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Иса
ев. - М: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
164. Словарь психолога-практика [Текст] / сост. С. Ю. Голо
вин. - 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2001. - 976 с.
165. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками
[Текст]: пер. с англ. / Р. Смит. - М.: Генезис, 1999. - 272 с.
166. Смирнов, М. И. Личностная психология [Текст] / М. И.
Смирнов. - Киров, 1994. - 62 с.
167. Соловьева, С. Л. Агрессивность как свойство личности в
норме и патологии [Текст]: дис... д-ра психол. наук / С. Л. Со
ловьёва. - СПб., 1996. - 603 с.
168. Сотрудничество учителя и школьного практического пси
холога [Текст] : сборник научно-методических трудов / под ред. А.
К. Марковой, Т. А. Шиловой. - М., 1993. - 87 с.
169. Социальная психология [Текст] : учебное пособие для
студентов педагогических институтов / под ред. А. В. Петровского.
- М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
170. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья
[Текст]: в 2 т. / А. С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО
Эксмо-Пресс, 1999.
171. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников [Текст]
: учеб. пособие для учителей и родителей / В. Г. Степанов. - 2-е
изд. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 320 с.
172. Тилавов, И. А. Совместная деятельность учителя и роди
телей в эколого-экономическом воспитании подростков [Текст] :
автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Тилавов. - Термез, 1993. -
19 с.
173. Управление развитием школы [Текст] / под ред. М. М.
Поташника, В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 462 с.
174. Ушинскии, К. Д. Собрание сочинений [Текст]. Т. 8. Чело
век как предмет воспитания / К. Д. Ушинскии; ред. коллегия: А. М.
Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский. - М.: Изд-
во Акад. пед. наук, 1950.- 776 с.
175. Философская энциклопедия [Текст]. Т 3 / гл. ред. Ф. В.
Константинов. -М.: Сов. энцикл., 1964. - 584 с.
176. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл.
редакция: А. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Па
нов -М.: Сов. энцикл., 1983. - 840 с.
177. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл
-М.: Пресс, 1990.-368 с.
178. Фрейд, А. Норма и патология детского развития [Текст] /
A. Фрейд, 3. Фрейд // Детская сексуальность и психоанализ детских
неврозов. - СПб., 1997. - С. 219-386.
179. Фрейд, 3. Введение в психоанализ [Текст] : лекции / 3
Фрейд. - СПб., 1997. - 480