Занятие 8. «Борьба с агрессией» Упражнение 1. «Продолжи фразу»
«Я злюсь, когда...»
Упражнение 2. «Выставка»
Участникам предлагается сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза, глубоко вздохнуть 3-4 раза.
Ведущий:«Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что вы хотели сделать».
После упражнения происходит обмен мнениями:
—Какая была ситуация?
—Трудно ли было представить свои ощущения?
—Менялись ли ваши ощущения?
Упражнение 3. «Злость в рисунке»
Цель- показать наглядным образом проявление злости.
Ведущийпредлагает участникам нарисовать на листе бумаги свою злость, агрессию, то, что они чувствовали, переживали. Работают 10-15 минут, затем идет обсуждение. Далее на обратной стороне рисунка участники в правой части вспоминают и записывают обиды, которые не смогли простить. Во второй части - в левой, те обиды, которые сами нанесли кому-то. Затем бумажные листы собираются и сжигаются. «Вместе с ними, - говорит ведущий, -пусть сгорят и наши обиды на мир».
Упражнение 4. «Танец свободы и победы «Святой Геор-
Гии»»
Цели:снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовьфажению. Этот древний танец, в котором стоящие в хороводе участники группы, «убивают» воображаемым копьем представленного в центре круга дракона.
Под веселую музыку, участники идут по кругу и радуются, что «убили» дракона. При выражении радости каждый проявляет свои чувства свободно, как хочет и как может.
Упражнение 5. Игра «Пятнашки»
Цель- преодоление неуверенности, смещение ролей в семье.
Заранее ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья и кубики так, чтобы между ними оставались проходы. Нельзя «пятнать» через стулья: они как бы «деревья». В игре есть водящий, задача которого запятнать кого-либо при помощи «ремня», хлопнув по ягодицам. Причем, нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует; тот, кто получает такой хлопок, громко кричит: «Ой! Аи! - и становиться водящим. Игрок, который, увлекшись, выбежит, начинает сам пятнать».
Эмоциональный накал игры создает угрозы: «Только попадись!», «Лови его!» и т.д. Убегающие в ответ выкрикивают: «Не поймаешь!», «Не догонишь!». Угрозы и возражения обеспечивают двусторонний уровень отношений в системе «Взрослый-ребенок».
Упражнение 6. «Ладошка»
Цель— отдохнуть, эмоционально расслабиться.
Участник на листе бумаги обводит свою ладошку. Внутри каждого пальца пишет по одному качеству, которое ему в себе нравится. Затем листы передаются по кругу, каждый участник дописывает те качества, которые он ценит в этом человеке.
Упражнение 7. «Обсуждение»
Цель- подвести итог занятия. Обсудить, что понравилось на занятии, что нет и почему? Что хотелось бы сделать по-другому? Прощание.
Занятие 9. «Подарки» Упражнение 1. «Продолжи фразу».
«Я хочу, чтобы все ...»
Упражнение 2. «Передай покругу»
Цели: «оживление» ощущений, развитие творческого воображения, создание позитивного настроения, сплочение группы.
Группа образует круг. Участники по очереди изображают передачу какого-либо «загадочного» предмета по кругу, при этом необходимо каким-то образом повзаимодействовать с ним. После того, как предмет побывает у всех, игроки отгадывают, что это было.
Упражнение 3. «Взаимоотношения»
Цель- возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.
Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Звучит спокойная музыка. Участники садятся на ковер спиной друг к другу, закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) - большая, надежная, теплая, сильная. Дети - беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихонько говорят детям: «Я тебя люблю!» И так, по очереди, сколько захочется. В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить вой чувства (обнять, поцеловать).
Упражнение 4. «Чем я богат»
Цель- развитие творческого воображения, коммуникативных
навыков.
Участники записывают, а потом обсуждают то, чем они богаты в жизни. Перед ними ставится задача: «заразить» окружающих своими мечтами, увлечениями, качествами - всем тем, чем человек чувствует себя богатым.
Упражнение 5. «Я предлагаю вам...»
Цель- установление доверительных отношений, развитие чувства эмпатии.
Каждый записывает на листе бумаги те качества, особенности, убеждения, которыми он хотел бы поделиться с другими. Эти листочки складываются в центр круга. Затем ведущий предлагает игру: один из группы отворачивается, а остальные подбирают ему что-нибудь из круга. После этого ведущий говорит: «То, что ты получил, - это подарок. Не оценивай его, а прими с благодарностью».