Упражнение «Уверенный, наглый, робкий».
Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной - «уверенный», на другой - «наглый», на третьей - «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача участника - изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок. Обсуждение: какое поведение легче указывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение о наглого? В чем разница?
Домашнее задание. Ведущий.Придумай свой «запрещающий знак». Понаблюдай за окружающими, как они ведут себя, как о ращаются друг с другом, когда появляется грубость.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 2.
Тема «Тропа доверия».
|р Цель- установить доверительные, внутригрупповые отношения.
Ритуал начала занятия
Проверка домашнего задания.Принятие запрещающих знаков. Ведущий рассказывает о доверии как важном факторе жизни в любой компании, группе, коллективе. Предлагает на сегодняшнем занятии поиграть в игру, которая так и называется - «Тропа доверия».Правила игры:
- все действия выполняются на время;
- игроки соревнуются не друг с другом, а с так называемым
«идеальным временем», которое для каждого упражнения свое;
- все задания командные, то есть выполняются всеми членами
группы;
- в промежутках между этапами все должны выходить из ка
бинета, где проводится игра. Выходить и входить нужно, взявшись
за руки. Если цепочка разорвется, за это начисляется дополнитель
ное штрафное время;
- время и название этапов отмечается в маршрутном листе, где
уже записаны этапы и «идеальное» время. Играющие берутся за
руки и выходят из кабинета. По команде ведущего они снова захо
дят.
Этап 1 «Посиделки». Ведущий:Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку. Вот и вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы у каждого кто-то сидел на коленях и каждый сидел у кого-то на коленях. Больше ничего не объясняя, ведущий дает команду «Начали» и запускает секундомер. Как только играющие сообразят, что сесть нужно в круг и примут эту позицию, секундомер останавливается.
Этап 2 «Номерки». Ведущийпоказывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды. Всем предлагается встать в круг. Ведущий:Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача, как можно быстрее выстроиться от первого номера до последнего, при этом, соблюдая важное условие - не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. За нарушение этих правил - 10 сек. штрафа. За оскорбительные высказывания - 20 сек.
Этап 3 «Испорченный телефон». Ведущийобъясняет этот этап, так же как и предыдущий, будет проходить без слов Всем предлагается встать в одну линию.
Ведущий:Сейчас всем нужно встать в колонну. Последнему я покажу карточку с названием вида спорта (например, «футбол») Как только игрок прочтет карточку, кивнет, я запускаю секундомер. После этого играющий должен коснуться плеча впереди стоящего игрока, и только тогда он может обернуться. Прочитавший карточку должен жестами изобразить тот вид спорта, который был на карточке. Тот игрок, которому этот жест показали, должен не вербально передать информацию, стоящему впереди игроку. Можно показывать свои жесты, можно те, которые вам показали. Когда название вида спорта дойдет до первого в колонне игрока, он должен будет назвать его вслух. Говорить ничего нельзя. За каждое слово - 10 сек. штрафа, оскорбительное высказывание - 20 сек. Если первый игрок называет другой вид спорта, я опрошу стоящих за ним, чтобы выяснить, сколько человек неправильно передали название. За каждого, кто ошибся - 10 сек. штрафа. На карточках могут быть: «баскетбол», «плавание», «волейбол».
Этап 4. «Лабиринт».Команда выходит из кабинета, ведущийрасставляет пять стульев по одной линии в шахматном порядке. Команда заходит, предлагается выбрать капитана команды.
Ведущий:Сейчас я завяжу капитану глаза. Он должен будет пройти зигзагом между стульями. За любое касание стульев или другого игрока - штраф 10 сек. Команда помогает капитану, подсказывая куда идти.
Этап 5. «Веревочка».Когда команда выходит, ведущийставит стул на стол и привязывает к нему бельевой шнур, т.о., чтобы веревка оказалась на высоте груди среднего по росту игрока. Второй конец ведущийдержит в руке. Помещение оказывается перегорожено веревкой посередине.
Ведущий:Сейчас по моей команде вы все должны будете оказаться с другой стороны веревки. Преодолевать ее можно только сверху. Никакими предметами (столами, стульями) пользоваться нельзя. Если кто-то коснется веревки, все, кто успел ее преодолеть, возвращаются назад. Если кто-то упадет, вся команда снимается этапа и получает штраф - 300 сек.
Этап 6. «Коробки». Ведущийпросит команду выстроиться в линию и демонстрирует наружную часть спичечного коробка.
Ведущий: Сейчас вам нужно будет передать коробок от первого к последнему игроку. Коробок передаем не руками, а с носа на нос. Первому надевают рукой. Если коробок упал, то тот, кто передавал, надевает его руками на нос себе и передает.
Этап 7. «Зоопарк». Ведущий:Сначала я раздам вам карточки, на которых написаны различные животные. Вы должны будете делать одновременно две вещи: во-первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного, а во-вторых, услышать, кто еще кричит так же, и сбиться с ним в «стаю». Как только все разделились, секундомер останавливается. Если кто-то оказался не в своей семье, на команду накладывается штраф по 10 штрафных секунд на каждого, кто ошибся. Карточки на команду из 7 человек: «собака» - 2 штуки, «кот» - 3 штуки, «гусь» - 2 штуки.
Этап 8. «Тропинка и клич». Ведущийсоставляет вместе два стула (на команду из 7 человек) и связывает их веревкой (для устойчивости). Еще 4 стула расставляет на расстоянии 30 см друг от друга и от связанных стульев, чтобы получились как — бы «тропинка» и «островок». По команде нужно пробежать по этой тропинке и встать на островке. На островке должны вы должны стоять все. Когда встанете на островок, то должны все вместе издать какой-то клич. Как только все будут стоять и кричать - секундомер останавливается. Если кто-то упадет с тропинки, вся команда снимается с этапа и получает штраф - 300 сек.
Обсуждение игры.Сравнение с «идеальным временем». Какие этапы запомнились больше, почему? Что было просто, что трудно? Что нового узнали о своих товарищах?
Ритуал окончания занятия.
Занятие 3
Тема «Давайте жить дружно»
Цель- повышение рефлексивности участников тренинга. Ритуал начала занятия.
Слова ведущего на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».