Опыт применения опросника ADOR
у делинквентных подростковк-гуаль-
Проблема делинквентного поведения - одна из самых а^ ных в «психологии и психопатологии подросткового Словарь Вебстера (1963) определяет делинквентность как ■
ность» или как «психологическую тенденцию к правонарушению». Помимо мелкого воровства, мошенничества, угонов автомобилей, бродяжничества, хулиганства, делинквентными расцениваются и такие характеристики поведения, как лживость, прогулы школы, драчливость, крайнее непослушание, враждебность к родителям и учителям, жестокость к младшим детям и животным, дерзость и сквернословие. Обобщая теоретический и практический опыт работы с делинквентными подростками, А.Е. Личко дает следующее определение:
«Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от латинского de-linquo - совершать проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т.е. наказуемых согласно Уголовному кодексу серьезных правонарушений и преступлений». По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, решающее значение в формировании нарушений поведения и расстройств личности у подростков имеет семья. В связи с этим представляется целесообразным сравнить воспитательное воздействие родителей на подростков с делинквентным поведением и на социально адаптированных подростков при помощи опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним». Для подростков с делинквентным поведением характерно разнородное воспитательное воздействие со стороны родителей. Данным контингентом подростков отмечаются значимые различия оценки воспитательного взаимодействия матери и отца по такому фактору, как «враждебность», а также меньшую степень выраженности «позитивного интереса» со стороны отца по сравнению с матерью. У социально адаптированных подростков наблюдается единая воспитательная тактика как со стороны отца, так и со стороны матери, так как не выявляется никаких значимых различий ни по одному из определяемых факторов. Обращает на себя внимание тот факт, что дезадаптированным подросткам вообще свойственно более эмоциональное отношение к своим родителям, так как все факторы указываются ими в большей степени, чем социально адаптированными подростками.
Шкала позитивного интереса
Делинквентные подростки описывают «позитивный интерес»
матерей как доверчивость, основанную на уверенности в правиль-
°сти линии своего воспитательного воздействия, в отличие от со-
Чиально адаптированных, которые делают акцент больше на отсут-
ствии упрямства, негативизма и тенденции к властности. Отец же с «позитивным интересом» для мальчиков-подростков с делинквент-ным поведением должен быть, по мнению сыновей, прежде всего покровителем, который, однако, не прочь при этом воспользоваться своей властью и силой «во благо ребенка», в то же время, испытывая зависимость от взаимоотношений с ним. В отличие от «позитивного интереса» у подростков в норме, где оно основано, прежде всего, на отсутствии грубого обращения, полном доверии и твердости позиции в отношении себя.
Шкала директивности
При «директивности» матерей у делинквентных подростков в описании данной характеристики более рельефно выступают такие малоадаптивные характеристики, как непримиримость и деспотичность. У отцов же директивность в отношениях основана в первую очередь на агрессивной непримиримости и деспотичном стремлении к полной власти.
Шкала враждебности
Эмоциональное отвержение матерями оценивается сыновьями с делинквентным поведением как послушность, пассивная подчи-няемость, потворствование жесткой воле отцов в отношениях с детьми и даже с ними самими, тогда как в норме у подростков враждебность матери характеризуется собственно агрессивностью, властностью и негативизмом. При описании «враждебности» отцов дезадаптированные подростки на первое место ставят их самоуверенность, тенденцию к признанию другими своей исключительности, на фоне подавления других.
Шкала автономности
Автономность матерей делинквентные подростки рассматривают как снисходительное потворствование лидера, в отличие от безразличности лидера в описании адаптированных подростков. У отцов же, как адаптированных, так и дезадаптированных мальчиков автономность выражается в равнодушном отношении к ребенку. Только у делинквентных подростков это выражается в политике потворствования, соглашательства, а у социально адаптированнь - в отстраненности, нежелании вникать в проблемы подростка как-либо взаимодействовать с ним. Однако в обоих случаях нару шения со стороны детей такого типа взаимоотношений доволь жестко караются и осуждаются отцами.
Шкала непоследовательности
При непоследовательности воспитательных мер у матерей подростков с делинквентным поведением превалирует субмиссив-ность, переходящая в жесткую линию руководства, тогда как здоровые мальчики считают, что на первый план выступает тенденция к власти в сочетании с различными видами потворствования. Непоследовательность отцов в отношениях с делинквентными сыновьями основана на истериоформных тенденциях, стремлении всегда и всем угождать.
Уместным представляется рассмотреть взаимосвязь патохарак-терологических и психологических особенностей подростков, отличающихся делинквентным поведением, с различной воспитательной практикой их родителей посредством сопоставления результатов исследования с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) и ADOR. Эти данные отражают опыт психодиагностической и психокоррекционной работы одного из авторов с подростками-мальчиками, отличавшимися делинквентным поведением.
Шкала позитивного интереса
Наблюдается значительно большее влияние на формирование психологических особенностей подростка его психологическое принятие со стороны отца, чем со стороны матери. При этом выявляется парадоксальная картина. «Позитивный интерес» отца к сыну приводит к высокой вероятности социальной дезадаптации, повышенной реакции эмансипации, психологической склонности к алкоголизации, то есть резко снижается общий уровень социальной адаптации последнего. Мать же оказывает противоположное воздействие: ее психологическое принятие отрицательно связано с агрессивностью и нонконформизмом сына.
И последнее, «позитивный интерес» отца положительно сказывается на формировании гипертимного типа акцентуации характера у сына.
Шкала директивности
Авторитарно-подчиненные отношения между отцом и ребенком положительно связаны с формированием шизоидного типа ак-Чентуации характера, тогда как те же взаимоотношения матери с сыном отрицательно воздействуют на формирование гипертимного типа акцентуации характера.
Хотя «директивность» отца отрицательно влияет на психический инфантилизм и психологическую склонность к алкоголизации, тем не менее выявляются положительные связи с фактором риска патологических нарушений поведения, вероятности формирования психопатии и повышенной реакции эмансипации у мальчиков.
Шкала враждебности
Враждебное отношение к ребенку со стороны родителей оказывает влияние на самое большое количество параметров, причем аналогично «позитивной» и «директивной» воспитательной практике, взаимоотношения отца с сыном наиболее значимы для последнего. Эмоциональное отвержение со стороны родителей способствует формированию гипертимного типа акцентуации характера, отвержение только со стороны отца отрицательно связано с эпилептоидным типом акцентуации характера, а со стороны матери - с шизоидным типом акцентуации характера. Обращает на себя внимание тот факт, что один и тот же параметр «фактор риска патологических нарушений поведения» различно связан с «враждебным» отношением родителей к детям: если отвергается матерью, то это способствует формированию факторов риска патологических нарушений поведения, если же эмоциональное отвержение отцом -то вероятность возникновения факторов риска патологических нарушений уменьшается. Вообще, нарушенные отношения отца с сыном уменьшают патологическую склонность к алкоголизации, снижают вероятность социальной дезадаптации, а также снижают вероятность формирования психопатии. То есть «враждебные» отношения отцов с подростками, отличающимися делинквентным поведением, способствуют повышению социальной адаптации. Возможно данное, кажущееся парадоксальным, обстоятельство можно объяснить выраженной дезадаптацией, повышенной «конфликтностью» самих «враждебных» отцов, неспособностью их дать положительный жизненный пример своим сыновьям, активным, но не всегда осознанным неприятием последними жизненного стиля отца. Тем не менее, выраженные нарушенные взаимоотношения, вплоть до эмоционального отвержения родителями собственнь детей, приводят к психологической склонности к делинквентност
Шкала автономности
При параллельном, автономном существовании членов сем наблюдается положительная связь с высокой вероятностью со
альной дезадаптации и психологической склонностью к алкоголизации у сыновей, а также оказывается существенным в становлении у них шизоидного типа акцентуации характера. При автономии отца меньше вероятность формирования гипертимного типа акцентуации характера у подростков, отличающихся делинквентным поведением.
Шкала непоследовательности
При непоследовательном воспитательном воздействии родителей выявляется положительная связь с формированием шизоидного типа акцентуации характера у подростков с делинквентным поведением, а с эпилептоидным типом акцентуации характера - отрицательная связь.
Высокая амплитуда колебаний взаимоотношений между членами семьи, от психологического принятия до эмоционального отвержения, приводит к психическому инфантилизму мальчиков, а подобные отношения только с матерью - к психологической склонности к алкоголизации. Неустойчивость отношений отца с сыном уменьшает у последнего вероятность социальной дезадаптации и снижает реакцию эмансипации.
Таким образом, отец оказывает гораздо большее влияние на становление личности подростка с делинквентным поведением, чем мать. Тогда как у социально адаптированных подростков наблюдается противоположная картина — превалирует воспитательный потенциал матери. И если существенной разницы вклада в воспитание ребенка со стороны отца не обнаруживается, то разница между матерями огромная: воспитательное воздействие с ее стороны на сына со сниженной, вплоть до нарушения социальной адаптацией меньше, примерно в 4 раза (по суммарной информативности), чем у социально адаптированных подростков. Тем не менее доминирующее положение в обеих группах занимает «враждебное» отношение матери к ребенку, то есть эмоциональное отвержение в семье является наиболее значимым при формировании характера и психологических особенностей в подростковом возрасте. А вот со стороны отца у подростков с делинквентным поведением на первый план выступает «позитивный интерес», который, как уже отмечалось ранее, приводит к негативным тенденциям в развитии сыновей, так как они формируются по образу и подобию своих дезадаптированных, дезорганизованных отцов. Следовательно, можно предполагать, что психологическое принятие отцом делин-
квентности подростков приводит к искажению социальной идеи тификации, асоциальному поведению, дезадаптированности последних. При эмоциональном же отвержении отцом сына эти тенденции ослабевают.
5. Методика определения страхов и навязчивостей
Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью.
Страхи появляются в форме навязчивостей, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией и болезнью, боязнь острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. С возрастом возникает страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, сопровождающихся неспособностью связно изложить материал при хорошей подготовленности. Нередко тревожно-навязчивое ожидание и страх приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие.
Навязчивые движения и действия также могут быть довольно разнообразными. В школьном и младшем школьном возрасте часто встречаются элементарные навязчивые тики (мигание, наморщива-ние лба и носа, подергивание плечами, шмыгание носом, хмыкание и т.п.). К навязчивым действиям близко примыкают вредные привычные действия (сосание пальцев, кусание ногтей, выщипывание волос и др.). Они не всегда носят навязчивый характер, и борьба с ними преимущественно сводится к применению мер психолого-педагогического воздействия.