Опыт применения опросника ADOR

у делинквентных подростковк-гуаль-

Проблема делинквентного поведения - одна из самых а^ ных в «психологии и психопатологии подросткового Словарь Вебстера (1963) определяет делинквентность как ■

ность» или как «психологическую тенденцию к правонарушению». Помимо мелкого воровства, мошенничества, угонов автомобилей, бродяжничества, хулиганства, делинквентными расцениваются и такие характеристики поведения, как лживость, прогулы школы, драчливость, крайнее непослушание, враждебность к родителям и учителям, жестокость к младшим детям и животным, дерзость и сквернословие. Обобщая теоретический и практический опыт рабо­ты с делинквентными подростками, А.Е. Личко дает следующее оп­ределение:

«Под делинквентным поведением подразумевается цепь про­ступков, провинностей, мелких правонарушений (от латинского de-linquo - совершать проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т.е. наказуемых согласно Уголовному кодексу серьез­ных правонарушений и преступлений». По мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, решающее значение в фор­мировании нарушений поведения и расстройств личности у подро­стков имеет семья. В связи с этим представляется целесообразным сравнить воспитательное воздействие родителей на подростков с делинквентным поведением и на социально адаптированных под­ростков при помощи опросника «Поведение родителей и отноше­ние подростков к ним». Для подростков с делинквентным поведе­нием характерно разнородное воспитательное воздействие со сто­роны родителей. Данным контингентом подростков отмечаются значимые различия оценки воспитательного взаимодействия мате­ри и отца по такому фактору, как «враждебность», а также мень­шую степень выраженности «позитивного интереса» со стороны отца по сравнению с матерью. У социально адаптированных под­ростков наблюдается единая воспитательная тактика как со сторо­ны отца, так и со стороны матери, так как не выявляется никаких значимых различий ни по одному из определяемых факторов. Об­ращает на себя внимание тот факт, что дезадаптированным подро­сткам вообще свойственно более эмоциональное отношение к сво­им родителям, так как все факторы указываются ими в большей степени, чем социально адаптированными подростками.

Шкала позитивного интереса

Делинквентные подростки описывают «позитивный интерес»

матерей как доверчивость, основанную на уверенности в правиль-

°сти линии своего воспитательного воздействия, в отличие от со-

Чиально адаптированных, которые делают акцент больше на отсут-






ствии упрямства, негативизма и тенденции к властности. Отец же с «позитивным интересом» для мальчиков-подростков с делинквент-ным поведением должен быть, по мнению сыновей, прежде всего покровителем, который, однако, не прочь при этом воспользоваться своей властью и силой «во благо ребенка», в то же время, испыты­вая зависимость от взаимоотношений с ним. В отличие от «пози­тивного интереса» у подростков в норме, где оно основано, прежде всего, на отсутствии грубого обращения, полном доверии и твердо­сти позиции в отношении себя.

Шкала директивности

При «директивности» матерей у делинквентных подростков в описании данной характеристики более рельефно выступают такие малоадаптивные характеристики, как непримиримость и деспотич­ность. У отцов же директивность в отношениях основана в первую очередь на агрессивной непримиримости и деспотичном стремле­нии к полной власти.

Шкала враждебности

Эмоциональное отвержение матерями оценивается сыновьями с делинквентным поведением как послушность, пассивная подчи-няемость, потворствование жесткой воле отцов в отношениях с детьми и даже с ними самими, тогда как в норме у подростков вра­ждебность матери характеризуется собственно агрессивностью, властностью и негативизмом. При описании «враждебности» отцов дезадаптированные подростки на первое место ставят их самоуве­ренность, тенденцию к признанию другими своей исключительно­сти, на фоне подавления других.

Шкала автономности

Автономность матерей делинквентные подростки рассматри­вают как снисходительное потворствование лидера, в отличие от безразличности лидера в описании адаптированных подростков. У отцов же, как адаптированных, так и дезадаптированных мальчиков автономность выражается в равнодушном отношении к ребенку. Только у делинквентных подростков это выражается в политике потворствования, соглашательства, а у социально адаптированнь - в отстраненности, нежелании вникать в проблемы подростка как-либо взаимодействовать с ним. Однако в обоих случаях нару шения со стороны детей такого типа взаимоотношений доволь жестко караются и осуждаются отцами.




Шкала непоследовательности

При непоследовательности воспитательных мер у матерей подростков с делинквентным поведением превалирует субмиссив-ность, переходящая в жесткую линию руководства, тогда как здо­ровые мальчики считают, что на первый план выступает тенденция к власти в сочетании с различными видами потворствования. Непо­следовательность отцов в отношениях с делинквентными сыновья­ми основана на истериоформных тенденциях, стремлении всегда и всем угождать.

Уместным представляется рассмотреть взаимосвязь патохарак-терологических и психологических особенностей подростков, от­личающихся делинквентным поведением, с различной воспита­тельной практикой их родителей посредством сопоставления ре­зультатов исследования с помощью Патохарактерологического ди­агностического опросника (ПДО) и ADOR. Эти данные отражают опыт психодиагностической и психокоррекционной работы одного из авторов с подростками-мальчиками, отличавшимися делин­квентным поведением.

Шкала позитивного интереса

Наблюдается значительно большее влияние на формирование психологических особенностей подростка его психологическое принятие со стороны отца, чем со стороны матери. При этом выяв­ляется парадоксальная картина. «Позитивный интерес» отца к сыну приводит к высокой вероятности социальной дезадаптации, повы­шенной реакции эмансипации, психологической склонности к ал­коголизации, то есть резко снижается общий уровень социальной адаптации последнего. Мать же оказывает противоположное воз­действие: ее психологическое принятие отрицательно связано с аг­рессивностью и нонконформизмом сына.

И последнее, «позитивный интерес» отца положительно ска­зывается на формировании гипертимного типа акцентуации харак­тера у сына.

Шкала директивности

Авторитарно-подчиненные отношения между отцом и ребен­ком положительно связаны с формированием шизоидного типа ак-Чентуации характера, тогда как те же взаимоотношения матери с сыном отрицательно воздействуют на формирование гипертимного типа акцентуации характера.





Опыт применения опросника ADOR - student2.ru Опыт применения опросника ADOR - student2.ru Опыт применения опросника ADOR - student2.ru Опыт применения опросника ADOR - student2.ru Опыт применения опросника ADOR - student2.ru Хотя «директивность» отца отрицательно влияет на психиче­ский инфантилизм и психологическую склонность к алкоголиза­ции, тем не менее выявляются положительные связи с фактором риска патологических нарушений поведения, вероятности форми­рования психопатии и повышенной реакции эмансипации у маль­чиков.

Шкала враждебности

Враждебное отношение к ребенку со стороны родителей ока­зывает влияние на самое большое количество параметров, причем аналогично «позитивной» и «директивной» воспитательной прак­тике, взаимоотношения отца с сыном наиболее значимы для по­следнего. Эмоциональное отвержение со стороны родителей спо­собствует формированию гипертимного типа акцентуации характе­ра, отвержение только со стороны отца отрицательно связано с эпилептоидным типом акцентуации характера, а со стороны матери - с шизоидным типом акцентуации характера. Обращает на себя внимание тот факт, что один и тот же параметр «фактор риска па­тологических нарушений поведения» различно связан с «враждеб­ным» отношением родителей к детям: если отвергается матерью, то это способствует формированию факторов риска патологических нарушений поведения, если же эмоциональное отвержение отцом -то вероятность возникновения факторов риска патологических на­рушений уменьшается. Вообще, нарушенные отношения отца с сы­ном уменьшают патологическую склонность к алкоголизации, снижают вероятность социальной дезадаптации, а также снижают вероятность формирования психопатии. То есть «враждебные» от­ношения отцов с подростками, отличающимися делинквентным поведением, способствуют повышению социальной адаптации. Возможно данное, кажущееся парадоксальным, обстоятельство можно объяснить выраженной дезадаптацией, повышенной «кон­фликтностью» самих «враждебных» отцов, неспособностью их дать положительный жизненный пример своим сыновьям, активным, но не всегда осознанным неприятием последними жизненного стиля отца. Тем не менее, выраженные нарушенные взаимоотношения, вплоть до эмоционального отвержения родителями собственнь детей, приводят к психологической склонности к делинквентност

Шкала автономности

При параллельном, автономном существовании членов сем наблюдается положительная связь с высокой вероятностью со

альной дезадаптации и психологической склонностью к алкоголи­зации у сыновей, а также оказывается существенным в становлении у них шизоидного типа акцентуации характера. При автономии от­ца меньше вероятность формирования гипертимного типа акцен­туации характера у подростков, отличающихся делинквентным по­ведением.

Шкала непоследовательности

При непоследовательном воспитательном воздействии родите­лей выявляется положительная связь с формированием шизоидного типа акцентуации характера у подростков с делинквентным пове­дением, а с эпилептоидным типом акцентуации характера - отри­цательная связь.

Высокая амплитуда колебаний взаимоотношений между чле­нами семьи, от психологического принятия до эмоционального от­вержения, приводит к психическому инфантилизму мальчиков, а подобные отношения только с матерью - к психологической склон­ности к алкоголизации. Неустойчивость отношений отца с сыном уменьшает у последнего вероятность социальной дезадаптации и снижает реакцию эмансипации.

Таким образом, отец оказывает гораздо большее влияние на становление личности подростка с делинквентным поведением, чем мать. Тогда как у социально адаптированных подростков на­блюдается противоположная картина — превалирует воспитатель­ный потенциал матери. И если существенной разницы вклада в воспитание ребенка со стороны отца не обнаруживается, то разница между матерями огромная: воспитательное воздействие с ее сторо­ны на сына со сниженной, вплоть до нарушения социальной адап­тацией меньше, примерно в 4 раза (по суммарной информативно­сти), чем у социально адаптированных подростков. Тем не менее доминирующее положение в обеих группах занимает «враждебное» отношение матери к ребенку, то есть эмоциональное отвержение в семье является наиболее значимым при формировании характера и психологических особенностей в подростковом возрасте. А вот со стороны отца у подростков с делинквентным поведением на пер­вый план выступает «позитивный интерес», который, как уже от­мечалось ранее, приводит к негативным тенденциям в развитии сыновей, так как они формируются по образу и подобию своих де­задаптированных, дезорганизованных отцов. Следовательно, мож­но предполагать, что психологическое принятие отцом делин-





Опыт применения опросника ADOR - student2.ru квентности подростков приводит к искажению социальной идеи тификации, асоциальному поведению, дезадаптированности по­следних. При эмоциональном же отвержении отцом сына эти тен­денции ослабевают.

5. Методика определения страхов и навязчивостей

Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невро­тическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью.

Страхи появляются в форме навязчивостей, навязчивых дейст­вий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией и болезнью, боязнь острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. С возрастом возникает страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, сопровождающихся неспособностью связно изложить материал при хорошей подготовленности. Нередко тревожно-навязчивое ожидание и страх приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие.

Навязчивые движения и действия также могут быть довольно разнообразными. В школьном и младшем школьном возрасте часто встречаются элементарные навязчивые тики (мигание, наморщива-ние лба и носа, подергивание плечами, шмыгание носом, хмыкание и т.п.). К навязчивым действиям близко примыкают вредные при­вычные действия (сосание пальцев, кусание ногтей, выщипывание волос и др.). Они не всегда носят навязчивый характер, и борьба с ними преимущественно сводится к применению мер психолого-педагогического воздействия.

Наши рекомендации