Методы индивидуального изучения детей

В индивидуальном изучении детей на предшкольном этапе большая роль отводится лицам, которые непосредственно общают­ся с ними - родителям, воспитателям. Задача педагога, отвечающе­го за этот этап изучения детей, - организовать наблюдение родите­лей и воспитателей за детьми, направить их внимание к тем сторо­нам развития будущих первоклассников, которые характеризуют их школьную зрелость. Помогут ему в решении этой задачи специ­ально подготовленные для этого, заранее растиражированные ма­териалы: «Анкета для родителей будущих первоклассников», «Ре­комендации по изучению детей для воспитателей детских садов»,

«Схема педагогической характеристики выпускника детского са­да».

Важное место в индивидуальном изучении ребенка отводится

и непосредственному общению с ним педагога. Организуется такое

Щение в форме индивидуального собеседования с ребенком, в

оторое также включаются и диагностические задания. При этом





Методы индивидуального изучения детей - student2.ru преследуется цель установить глубину, степень отставания ребенка в развитии, его восприимчивость к помощи, потенциальную обу­чаемость.

Для индивидуального собеседования ребенок приглашается вместе с родителями. Необходимо организовать дело таким обра­зом, чтобы родители принесли с собой его поделки: рисунки, вы­шивки, модели, собранные из конструктора, фигурки из пластилина и любые другие изделия. Это существенно обогатит впечатление о ребенке, о его подготовленности к школе. В тех случаях, когда ро­дители на предыдущем этапе изучения детей не заполняли анкету, им предлагается сейчас ответить на ее вопросы устно. Родители могут присутствовать при последующей работе с ребенком, но в случае, когда это присутствие становится помехой, их просят по­дождать окончания обследования в другом помещении.

В программу индивидуального изучения ребенка входит бесе­да, а также выполнение им ряда диагностических заданий. Изуче­ние основной массы будущих первоклассников проводится в дет­ских садах. Но для случаев, когда ребенок не посещал детский сад и оказался вне поля зрения школьной психолого-педагогической комиссии, диагностирование проводится во время записи его в школу. Программа диагностирования строится членами школьной психолого-педагогической комиссии в этом случае с учетом инди­видуальности ребенка с использованием методик, предназначен­ных как для фронтального, так и для индивидуального обследова­ния.

Беседа с ребенком,знакомство с ним должны проходить есте­ственно, непринужденно, неформально, ни в коем случае не напо­миная экзамен.

Беседа должна помочь учителю, прежде всего, установить ин­дивидуальный контакт с ребенком. В ее задачи также входит по­нять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, жела­ние учиться. Она должна содействовать выявлению его кругозора, его способности ориентироваться во времени и пространстве, рас­крыть владение языковыми средствами, навыками связной речи.

Вопросы, которые могут быть заданы в ходе беседы: Как тео зовут? Сколько тебе лет? По какому адресу живешь? Как называет­ся наш город, страна, где мы живем? Какие еще знаешь города* страны? Из кого состоит семья? Есть ли братья, сестры, младш они или старшие? Где и кем работает мама, папа? Кто самый стар

пий в доме? Какой у тебя любимый праздник, почему мы все его празднуем? Есть ли у тебя любимая сказка, какая? (Предлагается ссказать ее) цем она тебе нравится? Любишь ли передачи про животных? Каких животных знаешь, что о них знаешь? Хочешь ли лдти в школу? Как ты думаешь, что там будет интересно? Гото­вишься ли к школе, как? Что бы ты хотел узнать, чему научиться в школе?

По ситуации могут быть заданы и другие вопросы, их набор может быть сокращен.

В процессе беседы выявляется также состояние педагогиче­ской подготовки ребенка в школе - знание букв, умение читать, представление о составе числа, о форме предметов, величине.

Затем ребенку предлагаются для выполнения одно за другим диагностические задания. Сначала ребенок выполняет предлагае­мые задания самостоятельно, но в случае, если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Такая организация деятельности детей преследует одновременно две цели. Одна из них - помочь ребенку справиться с заданием, обеспечить его ус­пешное выполнение. Вторая - выявить, насколько чувствительным оказывается ребенок к помощи, принимает ли, усваивает ли он ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти допущенные в самостоятельной работе ошибки и исправить их. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее является прогности­чески значимым показателем его потенциальных учебных возмож­ностей, его обучаемости.

Оказание помощи ребенку происходит по принципу - от ми­нимальной к максимальной. В соответствии с этим принципом по­следовательно включаются следующие три вида помощи: стимули­рующая, направляющая и обучающая. За каждой из них стоят раз­ные степень и качество вмешательства педагога в работу ребенка.

Задание 1. «Изготовление аппликации».

Назначение задания: диагностика умения детей анализиро­вать условия предъявленной задачи, в данном случае, практическо-го характера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные Иствия, критически оценивать полученный результат.

организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с сражением контура лодочки с парусом и цветные геометриче-

е фигуры (4 квадрата - 2 х 2 см, 4 прямоугольных равнобедрен-1)5 треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).





Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Работа состоит из двух частей, I часть - выполнение задания Ц часть — оценка учеником выполненного задания и, в случае необхо­димости, переделка работы — изготовление новой аппликации.

Инструкция к I части работы: «Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?» Ребенок: «Лодочка» «Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображе­ния».

Инструкция ко II части работы: «Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?». Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сде­лать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного ответа педа­гог не настаивает на этом.

Оценка выполнения аппликации

При оценке учитываются:

а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется
на основе первоначального обдумывания, планирования размеще­
ния геометрических фигур или без планирования, методом проб и
ошибок);

б) рациональность размещения фигур;

в) критичность в оценке выполненного задания;

г) желание, готовность исправить допущенные ошибки само­
стоятельно;

д) темп деятельности при выполнении задания.

1-й уровень — фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).

2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процес­се работы сам корректировал.

3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, не­которые фигуры выходят за его очертания: при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить.

4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство геом рических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаютс , желания сделать лучше при указании на них нет.

Задание 2. «Продолжение орнамента».

Назначение задания: установить способность ребенка к ана­лизу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъ­явленной информации, осознанию закономерностей, к удержанию учебной задачи и ее условий в процессе деятельности, восприим­чивость к помощи.

Организация работы. Для работы заранее на отдельных кар­точках готовятся варианты орнамента.

Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен бук­вами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован ор­намент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика вставляется лист, на котором и выполняет­ся задание.

Варианты задания предъявляются последовательно - от перво­го, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок справляется с первым вариантом, предъявлять следующие вариан­ты нет необходимости. Второй и третий варианты задания предъ­являются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с пре­дыдущим. Они уже в своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур - второй вариант ор­намента, или снимая их вовсе).

Инструкция: «Рассмотри внимательно орнамент и продолжи его».

Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последователь­ных различий между составляющими орнамент фигурами (разли­чия в величине, форме, цвете фигур).

1-й уровень — правильно выполняется первый вариант задания.

2-й уровень - правильно выполняется второй вариант задания.

3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь третий вариант задания.

4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок правильно выполнить не смог.

Задание 3. «Классификационный анализ сюжетной картинки».

"означение задания: определить уровень развития аналитико-

тетических способностей ребенка, его умения анализировать,

Щать, классифицировать наглядно воспринимаемую информа-





Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru цию: находить общие и отличительные признаки изображенных предметов, осознавать основания различий, классифицировать эти предметы с опорой на существенные признаки.

Организация работы. В задании используется любая сюжет­ная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, осо­бенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в карти­не было много разнообразных объектов (например, дома, люди животные, техника, растительность и т.д.).

Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, введение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение задания. В случае затруднений ребенку оказывается помощь.

В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять классификацию известных ему реальных предметов. При этом учи­тель подводит его к пониманию того, что сходные предметы можно назвать одним обобщающим словом. Выполняется несколько уп­ражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например, таких, как «мебель», «учебные вещи», «посуда». Ко второй части задания можно переходить, если педагог убедился, что ребенок по­нял, что от него требуется.

Инструкция ко второй, основной части задания: «Рассмот­ри картинку внимательно и назови предметы, которые можно объ­единить в одну группу. Дай общее название этой группе предметов, как мы сейчас делали».

Оценка классификационного анализа:

1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы, опи­раясь на их общие, существенные признаки, и дают этой группе обобщенное в понятии название: «растения», «транспорт», «люди», «домашние животные» и проч.

2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно, однако обобщенное понятие в основном дается по функционально­му признаку: «что носят», «что едят», «что движется», или ребенок затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко откликаются.

3-й уровень - разные предметы объединяются детьми по си туативному признаку (людей объединяют с домом - «они зде живут», животных объединяют с растительностью - «они это бят»), направляющая, обучающая воспринимается с трудом.

4-й уровень - дети при классификации объединяют разные предметы по несущественному признаку (цвету, величине) или на­зывают отдельные предметы без какой-либо группировки. Задание 4. «Повторение прохлопанного ритма». Назначение задания: выявить уровень звуковой дифферен­циации на несловесном материале, умение устанавливать времен­ные отношения в заданной группе звуков.

Организация работы: предлагаются последовательно 3 ритма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок повторяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.

Инструкция: «Я сейчас прохлопаю ритм, а ты его после меня повтори точно так же».

Оценка повторения ритма: 1-й уровень - повторил точно все три ритма. 2-й уровень - повторил точно два ритма. 3-й уровень - правильно повторил один ритм. 4-й уровень - не повторил ни одного ритма. Задание 5. Последовательное называние («чтение») цветных кружков.

Назначение задания: выявить готовность к обучению чтению (способность глаза следовать по упорядоченному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).

Организация работы. Для работы готовится карточка. На од­ной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10 круж­ков в каждой строке.

На другой стороне карточки одна строка цветных кружков (об­разец): кр з з кор жел. Задание состоит из двух частей: I — обучаю­щая, II - основное задание.

Инструкция. Вначале разбирается образец: «Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету: красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше». Ребенок: «Желтый кружок». Учитель: «Нет, ты называй только цвет. Слово «кружок» говорить не надо». После того как усвоен способ называ­ния кружков и выяснено, что ребенок знает названия предлагаемых МУ Цветов, можно переходить к выполнению основного задания: еперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом точке. Называй их подряд по строчкам». Учитель рукой пока-Вает направление «чтения» - слева направо, от первой строки к четвертой





Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Оценка правильности «чтения» цветных кружочков:

1-й уровень - «прочитано» без ошибок;

2-й уровень - «прочитано» с одной ошибкой;

3-4-й уровни - допущено более одной ошибки. 3-й и 4-й уров­ни выполнения задания свидетельствуют о возможных потенци­альных трудностях ребенка при овладении навыком чтения.

Задание 6.«Упорядочение».

Назначение задания: выявить уровень начальных математиче­ских представлений детей: о счете предметов и соотношении меж­ду числами, сформированность представления об упорядоченности.

Организация работы. Заранее готовятся картонные круги диаметром 5 см с точками.

Круги расположены перед ребенком вбеспорядке.

Инструкция: «Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, вдругих много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги вряд по порядку. Ко­гда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки». Оценка задания на упорядочение.

1-й уровень — задание выполнено полностью верно; порядок определен правильный.

2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов до­пущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - допущено более 5 ошибок.

Задание7. «Выявление геометрических представлений».

Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы мо­гут быть как одинаковые, так и разные). Для выполнения задания детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит из не­скольких частей. Они предлагаются последовательно.

Инструкция: а) нарисуйте на листках столько же кругов, сколько на доске предметов;

б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов;

г) обведите линией 6 квадратов;

д) закрасьте пятый круг.

Оценка уровня первоначальных математических представ' лений (оценивается качество выполнения всех подзаданий в сов купности):

1-Й уровень - задание выполнено полностью верно.

2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.

3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.

4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти

ошибок.

В случаях, когда ребенок во время индивидуального собеседо­вания и выполнения предложенных заданий показывает очень низ­кие результаты, возникает необходимость получения дополнитель­ной информации об его готовности к школе, обучаемости, его по­тенциальных учебных возможностях.

Целесообразно провести для этого еще одну встречу с ребен­ком в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены плохим самочувствием, настроением ребенка.

Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется исполь­зовать еще одно задание - задание 8.

Задание8. «Описание картинки с нелепыми ситуациями». Назначение задания: выявление детей с выраженными нару­шениями познавательной деятельности.

Организация работы.Для работы заранее готовится картинка. Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время. Если ответ утвердительный, то предлагает рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отвечать,
преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка,
показывает свое положительное отношение к его высказываниям,
задает побуждающие к ответу вопросы: «Понравилась тебе картин­
ка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно дума­
ешь»;

2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается
недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые
вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»;

3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то
фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что
3Десь нарисовано», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не ка-

^ся, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-Нибудь необычное?».





Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Методы индивидуального изучения детей - student2.ru Оценка выполнения задания

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение
к ней, самостоятельность;

б) понимание и оценка ситуации в целом;

в) планомерность описания картинки;

г) характер словесных высказываний.

1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано» «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе - сосредоточен самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.

2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень ор­ганизованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется в по­исках нужных слов.

3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребе­нок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описа­нии, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Актив­ность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытяги­вать.

1 -7

4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в . новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Дети, которые, на низком уровне выполнив задания

(средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении за­дания 8, должны насторожить педагога. В заключение, считаем не­обходимым еще раз обратить внимание на важность и необходи­мость создания в процессе индивидуального изучения ребенка при­ветливой и доброжелательной атмосферы. Необходимо помнить, что изучение ребенка - это не экзамен, не ревизия успехов дошко­льного этапа развития детей, а начало формирующей работы шк° лы. Реакция педагога, занимающегося с ребенком, при всех вариа

тах его ответов должна быть положительной. Учитель обязан с ис­пользованием разных видов помощи обеспечить каждому выпол­нение заданий, естественно, на разных уровнях. Важно, чтобы с со­беседования ребенок уходил с ощущением, что он успешно спра­вился со всеми заданиями, и беседа с ним доставила учителю ра­дость и удовольствие.

Данные, полученные при индивидуальном изучении ребенка (наблюдения за его поведением, результаты беседы и выполнения всех диагностических заданий), отражаются в протоколе индивиду­ального обследования. Здесь же получает отражение и содержание беседы с родителями будущего первоклассника. Таким образом, еще перед началом учебного года школа имеет подготовленный по определенной программе материал, который позволяет ей сделать достаточно объективную оценку школьной зрелости будущих пер­воклассников.

Перечислим еще раз его составные части: результаты изучения выпускников детских садов по фронтальным диагностическим ме­тодикам; данные о развитии и особенностях детей, полученные от родителей в результате их анкетирования и бесед с ними; характе­ристики детей, подготовленные воспитателями базовых детских садов; материалы индивидуального обследования детей, которые по итогам первого этапа изучения показали недостаточный уровень школьной зрелости и условно были отнесены к группе риска.

Кроме всех перечисленных выше материалов на ребенка, не­обходимо также внимательно проанализировать результаты его предшкольной диспансеризации, которые находят отражение в ме­дицинской форме 26. Накануне школы всех будущих первокласс­ников осматривают специалисты - медики: офтальмолог, отола­ринголог, дерматолог, стоматолог, хирург, педиатр, невропатолог, психоневролог. Их заключение о состоянии здоровья детей, об имеющихся отклонениях в системах и функциях организма нахо-Дит отражение в указанной форме. Направление для обучения в среднюю общеобразовательную школу получают лишь дети, в со­стоянии здоровья которых не выявлено грубых отклонений. Особое внимание членов школьной комиссии должны привлечь зафикси­рованные в форме 26 данные о незначительных нарушениях в со-°янии здоровья, не являющихся противопоказанием для обуче-"^ в общеобразовательной школе. К ним относятся, прежде всего, азания на возможные хронические заболевания внутренних ор-

ii





и

ганов (печени, почек, легких), негрубые дефекты зрения, слуха, на­рушения в строении и функциях лорорганов (полипы, тонзиллиты) костно-мышечной системы (нарушение осанки, плоскостопие)' увеличение щитовидной железы, ожирение и др. Особого внимания заслуживает запись психоневролога. Пограничные расстройства психоневрологической сферы трудно диагностируются специали­стами во время одноразового обследования, но вместе с тем в за­ключении психоневролога иногда содержатся указания на астено-невротичный или астеновегетативный синдром, вегетососудистую дистонию, психофизический инфантилизм, психосоциальную за­пущенность. Возможны также диагнозы: задержка психического или умственного развития. В таком случае обычно следует реко­мендация - пробное обучение в массовой школе.

Важным документом, который наряду с формой 26 должен стать предметом анализа членов школьной комиссии, является ме­дицинская карта ребенка. В ней также может содержаться допол­нительная информация о потенциально угрожаемых детях. При анализе медицинской карты следует обратить внимание на записи, фиксирующие возможные отклонения в протекании беременности и родов матери ребенка (интоксикация, физические или психиче­ские травмы, досрочные роды, наложение щипцов и т.д.). Не долж­ны остаться без внимания и указания на болезни, перенесенные ре­бенком в дошкольном детстве, особенно в младенчестве.

Наши рекомендации