Методы индивидуального изучения детей
В индивидуальном изучении детей на предшкольном этапе большая роль отводится лицам, которые непосредственно общаются с ними - родителям, воспитателям. Задача педагога, отвечающего за этот этап изучения детей, - организовать наблюдение родителей и воспитателей за детьми, направить их внимание к тем сторонам развития будущих первоклассников, которые характеризуют их школьную зрелость. Помогут ему в решении этой задачи специально подготовленные для этого, заранее растиражированные материалы: «Анкета для родителей будущих первоклассников», «Рекомендации по изучению детей для воспитателей детских садов»,
«Схема педагогической характеристики выпускника детского сада».
Важное место в индивидуальном изучении ребенка отводится
и непосредственному общению с ним педагога. Организуется такое
Щение в форме индивидуального собеседования с ребенком, в
оторое также включаются и диагностические задания. При этом
преследуется цель установить глубину, степень отставания ребенка в развитии, его восприимчивость к помощи, потенциальную обучаемость.
Для индивидуального собеседования ребенок приглашается вместе с родителями. Необходимо организовать дело таким образом, чтобы родители принесли с собой его поделки: рисунки, вышивки, модели, собранные из конструктора, фигурки из пластилина и любые другие изделия. Это существенно обогатит впечатление о ребенке, о его подготовленности к школе. В тех случаях, когда родители на предыдущем этапе изучения детей не заполняли анкету, им предлагается сейчас ответить на ее вопросы устно. Родители могут присутствовать при последующей работе с ребенком, но в случае, когда это присутствие становится помехой, их просят подождать окончания обследования в другом помещении.
В программу индивидуального изучения ребенка входит беседа, а также выполнение им ряда диагностических заданий. Изучение основной массы будущих первоклассников проводится в детских садах. Но для случаев, когда ребенок не посещал детский сад и оказался вне поля зрения школьной психолого-педагогической комиссии, диагностирование проводится во время записи его в школу. Программа диагностирования строится членами школьной психолого-педагогической комиссии в этом случае с учетом индивидуальности ребенка с использованием методик, предназначенных как для фронтального, так и для индивидуального обследования.
Беседа с ребенком,знакомство с ним должны проходить естественно, непринужденно, неформально, ни в коем случае не напоминая экзамен.
Беседа должна помочь учителю, прежде всего, установить индивидуальный контакт с ребенком. В ее задачи также входит понять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учиться. Она должна содействовать выявлению его кругозора, его способности ориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение языковыми средствами, навыками связной речи.
Вопросы, которые могут быть заданы в ходе беседы: Как тео зовут? Сколько тебе лет? По какому адресу живешь? Как называется наш город, страна, где мы живем? Какие еще знаешь города* страны? Из кого состоит семья? Есть ли братья, сестры, младш они или старшие? Где и кем работает мама, папа? Кто самый стар
пий в доме? Какой у тебя любимый праздник, почему мы все его празднуем? Есть ли у тебя любимая сказка, какая? (Предлагается ссказать ее) цем она тебе нравится? Любишь ли передачи про животных? Каких животных знаешь, что о них знаешь? Хочешь ли лдти в школу? Как ты думаешь, что там будет интересно? Готовишься ли к школе, как? Что бы ты хотел узнать, чему научиться в школе?
По ситуации могут быть заданы и другие вопросы, их набор может быть сокращен.
В процессе беседы выявляется также состояние педагогической подготовки ребенка в школе - знание букв, умение читать, представление о составе числа, о форме предметов, величине.
Затем ребенку предлагаются для выполнения одно за другим диагностические задания. Сначала ребенок выполняет предлагаемые задания самостоятельно, но в случае, если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Такая организация деятельности детей преследует одновременно две цели. Одна из них - помочь ребенку справиться с заданием, обеспечить его успешное выполнение. Вторая - выявить, насколько чувствительным оказывается ребенок к помощи, принимает ли, усваивает ли он ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти допущенные в самостоятельной работе ошибки и исправить их. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее является прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей, его обучаемости.
Оказание помощи ребенку происходит по принципу - от минимальной к максимальной. В соответствии с этим принципом последовательно включаются следующие три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая. За каждой из них стоят разные степень и качество вмешательства педагога в работу ребенка.
Задание 1. «Изготовление аппликации».
Назначение задания: диагностика умения детей анализировать условия предъявленной задачи, в данном случае, практическо-го характера: планировать ход ее решения, выбирать адекватные Иствия, критически оценивать полученный результат.
организация работы. Ученику дают белый лист бумаги с сражением контура лодочки с парусом и цветные геометриче-
е фигуры (4 квадрата - 2 х 2 см, 4 прямоугольных равнобедрен-1)5 треугольника с катетом в 2 см, все одного цвета).
Работа состоит из двух частей, I часть - выполнение задания Ц часть — оценка учеником выполненного задания и, в случае необходимости, переделка работы — изготовление новой аппликации.
Инструкция к I части работы: «Перед тобой контур какого-то предмета. Как ты думаешь, что это такое?» Ребенок: «Лодочка» «Надо эту лодочку раскрасить, но не карандашом, а с помощью этих (показывает) геометрических фигур. Фигуры надо уместить внутри лодочки так, чтобы они не выходили за пределы изображения».
Инструкция ко II части работы: «Посмотри внимательно на свою лодочку. Нравится она тебе? Красивая получилась? Все ли ты сделал правильно?». Если ученик сам не замечает допущенных ошибок (фигуры не прилегают друг к другу, выходят за очертания контура), учитель указывает на них. Спрашивает, хочет ли он сделать новую лодочку, лучше? В случае отрицательного ответа педагог не настаивает на этом.
Оценка выполнения аппликации
При оценке учитываются:
а) способ выполнения ребенком задания (задание выполняется
на основе первоначального обдумывания, планирования размеще
ния геометрических фигур или без планирования, методом проб и
ошибок);
б) рациональность размещения фигур;
в) критичность в оценке выполненного задания;
г) желание, готовность исправить допущенные ошибки само
стоятельно;
д) темп деятельности при выполнении задания.
1-й уровень — фигуры выложены правильно и быстро (ученик мгновенно проанализировал задание и начал его выполнение).
2-й уровень - контур заполнен правильно, но ученик работал путем проб и ошибок, поэтому затратил больше времени; в процессе работы сам корректировал.
3-й уровень - только часть контура заполнена правильно, некоторые фигуры выходят за его очертания: при оценке работы ошибок не замечает, но когда учитель обращает на них внимание, готов их исправить.
4-й уровень - контур заполнен хаотично, большинство геом рических фигур выходят за его очертания, ошибки не замечаютс , желания сделать лучше при указании на них нет.
Задание 2. «Продолжение орнамента».
Назначение задания: установить способность ребенка к анализу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъявленной информации, осознанию закономерностей, к удержанию учебной задачи и ее условий в процессе деятельности, восприимчивость к помощи.
Организация работы. Для работы заранее на отдельных карточках готовятся варианты орнамента.
Орнамент-образец выполняется цветными фломастерами (на представленном рисунке цвет конкретной фигуры обозначен буквами). Для удобства в работе карточка, на которой нарисован орнамент, наклеивается на прямоугольный конверт. В конверт для каждого нового ученика вставляется лист, на котором и выполняется задание.
Варианты задания предъявляются последовательно - от первого, наиболее сложного, к третьему, самому простому. Если ребенок справляется с первым вариантом, предъявлять следующие варианты нет необходимости. Второй и третий варианты задания предъявляются только в тех случаях, когда ребенок не справляется с предыдущим. Они уже в своем содержании имеют последовательно возрастающие элементы помощи ребенку (или делая более яркими, броскими тонкие различия в величине фигур - второй вариант орнамента, или снимая их вовсе).
Инструкция: «Рассмотри внимательно орнамент и продолжи его».
Оценка выполнения задания: При оценке учитывается только правильность воспроизведения заданных в образце последовательных различий между составляющими орнамент фигурами (различия в величине, форме, цвете фигур).
1-й уровень — правильно выполняется первый вариант задания.
2-й уровень - правильно выполняется второй вариант задания.
3-й уровень - ребенок смог правильно выполнить лишь третий вариант задания.
4-й уровень - даже третий вариант задания ребенок правильно выполнить не смог.
Задание 3. «Классификационный анализ сюжетной картинки».
"означение задания: определить уровень развития аналитико-
тетических способностей ребенка, его умения анализировать,
Щать, классифицировать наглядно воспринимаемую информа-
цию: находить общие и отличительные признаки изображенных предметов, осознавать основания различий, классифицировать эти предметы с опорой на существенные признаки.
Организация работы. В задании используется любая сюжетная картинка. Это может быть городской, сельский пейзаж, особенности жизнедеятельности людей и проч. Важно, чтобы в картине было много разнообразных объектов (например, дома, люди животные, техника, растительность и т.д.).
Задание состоит из двух частей: первая - обучающая, введение в экспериментальную ситуацию, вторая - выполнение задания. В случае затруднений ребенку оказывается помощь.
В первой части - обучающей - ребенок учится выполнять классификацию известных ему реальных предметов. При этом учитель подводит его к пониманию того, что сходные предметы можно назвать одним обобщающим словом. Выполняется несколько упражнений с привлечением ряда обобщающих понятий, например, таких, как «мебель», «учебные вещи», «посуда». Ко второй части задания можно переходить, если педагог убедился, что ребенок понял, что от него требуется.
Инструкция ко второй, основной части задания: «Рассмотри картинку внимательно и назови предметы, которые можно объединить в одну группу. Дай общее название этой группе предметов, как мы сейчас делали».
Оценка классификационного анализа:
1-й уровень - дети легко выделяют отдельные предметы, опираясь на их общие, существенные признаки, и дают этой группе обобщенное в понятии название: «растения», «транспорт», «люди», «домашние животные» и проч.
2-й уровень - дети выделяют предметы в группу правильно, однако обобщенное понятие в основном дается по функциональному признаку: «что носят», «что едят», «что движется», или ребенок затрудняется дать общее название. На оказываемую помощь легко откликаются.
3-й уровень - разные предметы объединяются детьми по си туативному признаку (людей объединяют с домом - «они зде живут», животных объединяют с растительностью - «они это бят»), направляющая, обучающая воспринимается с трудом.
4-й уровень - дети при классификации объединяют разные предметы по несущественному признаку (цвету, величине) или называют отдельные предметы без какой-либо группировки. Задание 4. «Повторение прохлопанного ритма». Назначение задания: выявить уровень звуковой дифференциации на несловесном материале, умение устанавливать временные отношения в заданной группе звуков.
Организация работы: предлагаются последовательно 3 ритма, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ребенок повторяет ритм после каждого прохлопывания экспериментатором.
Инструкция: «Я сейчас прохлопаю ритм, а ты его после меня повтори точно так же».
Оценка повторения ритма: 1-й уровень - повторил точно все три ритма. 2-й уровень - повторил точно два ритма. 3-й уровень - правильно повторил один ритм. 4-й уровень - не повторил ни одного ритма. Задание 5. Последовательное называние («чтение») цветных кружков.
Назначение задания: выявить готовность к обучению чтению (способность глаза следовать по упорядоченному ряду знаков и умение ребенка без ошибок этот ряд называть).
Организация работы. Для работы готовится карточка. На одной стороне ее нарисовано 4 строки цветных кружков по 10 кружков в каждой строке.
На другой стороне карточки одна строка цветных кружков (образец): кр з з кор жел. Задание состоит из двух частей: I — обучающая, II - основное задание.
Инструкция. Вначале разбирается образец: «Посмотри, здесь нарисованы цветные кружки. Назови их подряд по цвету: красный, зеленый, зеленый, коричневый. Называй сам дальше». Ребенок: «Желтый кружок». Учитель: «Нет, ты называй только цвет. Слово «кружок» говорить не надо». После того как усвоен способ называния кружков и выяснено, что ребенок знает названия предлагаемых МУ Цветов, можно переходить к выполнению основного задания: еперь так же назови все цветные кружки, нарисованные на этом точке. Называй их подряд по строчкам». Учитель рукой пока-Вает направление «чтения» - слева направо, от первой строки к четвертой
Оценка правильности «чтения» цветных кружочков:
1-й уровень - «прочитано» без ошибок;
2-й уровень - «прочитано» с одной ошибкой;
3-4-й уровни - допущено более одной ошибки. 3-й и 4-й уровни выполнения задания свидетельствуют о возможных потенциальных трудностях ребенка при овладении навыком чтения.
Задание 6.«Упорядочение».
Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей: о счете предметов и соотношении между числами, сформированность представления об упорядоченности.
Организация работы. Заранее готовятся картонные круги диаметром 5 см с точками.
Круги расположены перед ребенком вбеспорядке.
Инструкция: «Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, вдругих много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги вряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки». Оценка задания на упорядочение.
1-й уровень — задание выполнено полностью верно; порядок определен правильный.
2-й уровень - в выстроенной последовательности кругов допущены 1-2 ошибки.
3-й уровень - в расположении кругов допущены 3-4 ошибки.
4-й уровень - допущено более 5 ошибок.
Задание7. «Выявление геометрических представлений».
Организация работы. Выставляется 7 любых предметов или их изображений так, чтобы их было хорошо видно (предметы могут быть как одинаковые, так и разные). Для выполнения задания детям необходим лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей. Они предлагаются последовательно.
Инструкция: а) нарисуйте на листках столько же кругов, сколько на доске предметов;
б) нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;
в) нарисуйте треугольников на два меньше, чем кругов;
г) обведите линией 6 квадратов;
д) закрасьте пятый круг.
Оценка уровня первоначальных математических представ' лений (оценивается качество выполнения всех подзаданий в сов купности):
1-Й уровень - задание выполнено полностью верно.
2-й уровень - допущены 1-2 ошибки.
3-й уровень - допущены 3-4 ошибки.
4-й уровень - при выполнении задания допущено более пяти
ошибок.
В случаях, когда ребенок во время индивидуального собеседования и выполнения предложенных заданий показывает очень низкие результаты, возникает необходимость получения дополнительной информации об его готовности к школе, обучаемости, его потенциальных учебных возможностях.
Целесообразно провести для этого еще одну встречу с ребенком в другое время, чтобы снять возможные сомнения в том, что низкие результаты оказались случайностью, были обусловлены плохим самочувствием, настроением ребенка.
Для дополнительного изучения ребенка рекомендуется использовать еще одно задание - задание 8.
Задание8. «Описание картинки с нелепыми ситуациями». Назначение задания: выявление детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности.
Организация работы.Для работы заранее готовится картинка. Инструкция. Ученику предлагается внимательно рассмотреть картинку. Через 30 сек. педагог спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дает еще время. Если ответ утвердительный, то предлагает рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
1) стимулирующая. Педагог помогает ученику начать отвечать,
преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка,
показывает свое положительное отношение к его высказываниям,
задает побуждающие к ответу вопросы: «Понравилась тебе картин
ка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно дума
ешь»;
2) направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается
недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые
вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»;
3) обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то
фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что
3Десь нарисовано», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не ка-
^ся, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-Нибудь необычное?».
Оценка выполнения задания
При оценке учитываются:
а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение
к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.
1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: «Тут все перепутано» «Путаница какая-то». Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе - сосредоточен самостоятелен. Высказывания емки и содержательны.
2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты вычленяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал глаз. Ребенок часто затрудняется в поисках нужных слов.
3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать.
1 -7 |
4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в . новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.
Дети, которые, на низком уровне выполнив задания
(средний балл 3, 14), показали 3-4-й уровень и при выполнении задания 8, должны насторожить педагога. В заключение, считаем необходимым еще раз обратить внимание на важность и необходимость создания в процессе индивидуального изучения ребенка приветливой и доброжелательной атмосферы. Необходимо помнить, что изучение ребенка - это не экзамен, не ревизия успехов дошкольного этапа развития детей, а начало формирующей работы шк° лы. Реакция педагога, занимающегося с ребенком, при всех вариа
тах его ответов должна быть положительной. Учитель обязан с использованием разных видов помощи обеспечить каждому выполнение заданий, естественно, на разных уровнях. Важно, чтобы с собеседования ребенок уходил с ощущением, что он успешно справился со всеми заданиями, и беседа с ним доставила учителю радость и удовольствие.
Данные, полученные при индивидуальном изучении ребенка (наблюдения за его поведением, результаты беседы и выполнения всех диагностических заданий), отражаются в протоколе индивидуального обследования. Здесь же получает отражение и содержание беседы с родителями будущего первоклассника. Таким образом, еще перед началом учебного года школа имеет подготовленный по определенной программе материал, который позволяет ей сделать достаточно объективную оценку школьной зрелости будущих первоклассников.
Перечислим еще раз его составные части: результаты изучения выпускников детских садов по фронтальным диагностическим методикам; данные о развитии и особенностях детей, полученные от родителей в результате их анкетирования и бесед с ними; характеристики детей, подготовленные воспитателями базовых детских садов; материалы индивидуального обследования детей, которые по итогам первого этапа изучения показали недостаточный уровень школьной зрелости и условно были отнесены к группе риска.
Кроме всех перечисленных выше материалов на ребенка, необходимо также внимательно проанализировать результаты его предшкольной диспансеризации, которые находят отражение в медицинской форме 26. Накануне школы всех будущих первоклассников осматривают специалисты - медики: офтальмолог, отоларинголог, дерматолог, стоматолог, хирург, педиатр, невропатолог, психоневролог. Их заключение о состоянии здоровья детей, об имеющихся отклонениях в системах и функциях организма нахо-Дит отражение в указанной форме. Направление для обучения в среднюю общеобразовательную школу получают лишь дети, в состоянии здоровья которых не выявлено грубых отклонений. Особое внимание членов школьной комиссии должны привлечь зафиксированные в форме 26 данные о незначительных нарушениях в со-°янии здоровья, не являющихся противопоказанием для обуче-"^ в общеобразовательной школе. К ним относятся, прежде всего, азания на возможные хронические заболевания внутренних ор-
ii
и
ганов (печени, почек, легких), негрубые дефекты зрения, слуха, нарушения в строении и функциях лорорганов (полипы, тонзиллиты) костно-мышечной системы (нарушение осанки, плоскостопие)' увеличение щитовидной железы, ожирение и др. Особого внимания заслуживает запись психоневролога. Пограничные расстройства психоневрологической сферы трудно диагностируются специалистами во время одноразового обследования, но вместе с тем в заключении психоневролога иногда содержатся указания на астено-невротичный или астеновегетативный синдром, вегетососудистую дистонию, психофизический инфантилизм, психосоциальную запущенность. Возможны также диагнозы: задержка психического или умственного развития. В таком случае обычно следует рекомендация - пробное обучение в массовой школе.
Важным документом, который наряду с формой 26 должен стать предметом анализа членов школьной комиссии, является медицинская карта ребенка. В ней также может содержаться дополнительная информация о потенциально угрожаемых детях. При анализе медицинской карты следует обратить внимание на записи, фиксирующие возможные отклонения в протекании беременности и родов матери ребенка (интоксикация, физические или психические травмы, досрочные роды, наложение щипцов и т.д.). Не должны остаться без внимания и указания на болезни, перенесенные ребенком в дошкольном детстве, особенно в младенчестве.