Методы фронтального изучения детей
Экспериментальный опыт организации педагогического диагностирования на предшкольном этапе показал, что наиболее удобной его формой является фронтальное изучение детей с использованием метода тестирования. Тестирование детей может быть организовано для всех будущих первоклассников или в детских садах, или в школе на подготовительных занятиях. Наиболее подходящее время для этого - март-май. Тестирование проводится в течение нескольких дней. Для этой цели используются семь тестов -диагностических заданий.
Каждое задание сопровождается отдельным описанием его целевого назначения, условий выполнения и характеристик типичных уровней выполнения заданий, которые служат критериями оценки выполненных работ, представленных на обратной стороне листа. Результаты заносятся в сводную таблицу, где фиксируются общие результаты тестирования.
Задание1. «Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора».
Назначение задания - комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированное™ предпосылок учебной деятельности.
Выполнение этого задания позволяет выявить развитие функций, необходимых для владения письмом.
Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка - его способность к анализу, сравнению, обобще-Нию (в данном случае - взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания -самостоятельном продолжении узора).
Организация работы.Узор-образец выполняется заранее на
ске> разлинованной в клетку, как двухцветный (используются,
апример, красный и синий мелки). Детям раздаются чистые лист-
в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор цвет-карандашей (или фломастеров) - не менее 6. Работа состоит из частей: 1-я часть - срисовывание узоров, 2-я часть - самостоя-
тельное продолжение узора, 3-я часть - проверка и вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок.
По мере окончания работы детьми листочки собираются.
Инструкция. «Ребята! Конечно, все вы раньше рисовали узоры, и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нарисовать на своих листочках узор точно такой же, как на доске. Рассмотрите узор внимательно - расположение линий по клеточкам их цвета должны быть у вас точно такие же, как на доске. Подчеркиваю еще раз, что на ваших листочках узор должен быть точно такой же, как на доске. Это первое, что вы должны сделать. После того, как узор перерисуете, вы продолжите его самостоятельно до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда закончите, проверьте по доске, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Переделайте всю работу, нарисуйте новый узор пониже. Все поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно. Дальше будете работать самостоятельно».
Оценка выполнения задания (оценивается лучший из выполненных узоров).
1-й уровень - узор срисован и продолжен правильно: фотографически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные.
2-й уровень - узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности в расположении линий, чередовании цветов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона отрезков лишь приблизительно соответствуют заданным в образце. Рисунок можно определить по существу правильным, но небрежным. Общая небрежность может иметь место на фоне плохой графики.
3-й уровень - при срисовывании допускаются грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении. Заданная закономерность в расположении линий нарушена: пропущены отдельные элементы узора (например, одна из горизонтальных линий, соединяющих вершины; сглажены или совсем нивелированы различия в высоте вершины).
4-й уровень - выполненный рисунок лишь очень отдаленно похож на образец: ребенок уловил и отразил в нем лишь две особенности - чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все ос-
элементы конфигурации узора пропущены. Не выдержи-ается подчас даже строка - ползет вниз или вверх.
Задание 2. «Рисование бус».
Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета.
Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.
Инструкция к I части «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать».
Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте ниже новый рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)
Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):
1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.
2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия. 3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия. 4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного Условия.
Задание 3. «Заселение дома».
Назначение задания: выявить способность детей к рассмотре-ию ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного аиденного решения на поиск другого.
Организация работы: учитель заранее на доске рисует дом и готовит три большие карточки с изображением «жильцов дома»-точки, палочки, галочки. Каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома. Для работы нужны карандаш или фломастер (ручка).
Работа над заданием состоит из трех частей: I - обучающая, II - основная, III - проверка выполненного задания и в случае необходимости - исправление ошибок.
Инструкция к I части: «Дети, на ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка (показывает карточку), палочка (показывает карточку) и галочка (показывает карточку). На всех этажах жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (рисует в окне на доске точку), в средней комнате живет палочка (рисует палочку). Подскажите мне, кто живет в последней комнате». (Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне.) «Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате, кто живет на шестом этаже». (Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.)
«Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?» (Дети подсказывают: «В средней комнате - галочка, в последней - палочка».) Размещение «жильцов» рисуется на доске и на листочках.
Инструкция ко II основной части: «Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы сами заселите. Послушайте внимательно, что нужно сделать: поселите на каждом из оставшихся этажей одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех этажах они жили в разном порядке. Не забудьте, что разный порядок должен быть на всех шести этажах». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)
Оценка выполнения основной части задания (учитывается «заселение» только четырех нижних этажей):
1-й уровень - задание выполнено правильно: найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих «заселение» 5-го 6-го этажей.
2-й уровень - найдено 3-2 различных варианта размещения из четырех возможных.
3-й уровень - найден один вариант размещения из четырех возможных.
4-й уровень - самостоятельных решений не найдено: повторены решения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи остались незаселенными).
Задание 4. «Раскрашивание фигур».
Из набора треугольников (4 равнобедренных, 3 равносторонних, 3 прямоугольных), изображенных в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях, выделяются и раскрашиваются разными цветами одинаковые.
Назначение задания - выявить, как дети классифицируют наглядный материал по самостоятельно найденному основанию.
Организация работы. Работа фронтальная, требует предварительной заготовки листочков для каждого ребенка с изображением соответствующего ряда фигур; каждый должен иметь свой набор цветных карандашей.
Инструкция (слова учителя к классу): «Это задание похоже на те, которые вы много раз выполняли, рисуя и раскрашивая разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и найдите среди них одинаковые. Учтите, что одинаковые фигурки могут быть расположены по-разному. Одинаковые фигуры закрасьте одним цветом, чтобы было понятно, сколько разных фигур в этом наборе. Карандаши для раскраски фигур каждый выбирает сам. Повторяю еще раз. (Задание повторяется.) Все понятно? Выполняйте». Оценка выполнения задания:
1-й уровень - классификация выполнена правильно: выделены три группы разных фигур (4 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных).
2-й уровень - одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых Фигур в прямом и зеркальном положении).
3-й уровень - две ошибки (неразличение одинаковых фигур в рямом и перевернутом положении и неразличение фигур в пря-м°м и зеркальном положении).
4-й уровень - три ошибки (неразличение одинаковых фигур в Рямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном поло-
жении, а также неразличение разных фигур); бессмысленное, хаотическое раскрашивание фигур.
Задание 5.«Составление схем слов под диктовку».
УМ, СОК, ЛАПА, СОСНА, ЗВЕЗДА.
Назначение задания: выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае - в кружки (перекодирование).
Организация работы. Диктант выполняется на листке в клетку в треть тетрадного листа. Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом заданий, но с другим набором слов. Методика проведения таких занятий изложена ниже в инструкции. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных «диктантов» - совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом случае следует действовать строго по инструкции.
Инструкция: «Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков». Далее разбирается образец: «Произнесите хором медленно слово «рак», а я под вашу диктовку запишу это слово кружками: ООО . Сколько кружков получилось? - Три. Проверим написанное - «прочитаем» кружки: рак. Все правильно». В случае нужды разбор примера повторяется. Образец на листочке не рисуется. Оценка «диктанта»:
При правильном выполнении задания получается следующая запись:
ООООО
оооооо
1-й уровень - все схемы выполнены правильно. 2-й уровень - 3-4 схемы выполнены правильно. 3-й уровень — 1-2 схемы выполнены правильно. 4-й уровень - все схемы выполнены неправильно.
Задание6. «Чтение схем слов».
Назначение задания: выявить готовность психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ребенок при диктанте).
Организация работы. Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и нарисованными тут же схемами слов, соответствующими названиям этих животных, но расположенными не по порядку, а вразбивку. Дети должны при помощи соединительной линии установить соответствие между названием животного и его схемой. Работа выполняется простым карандашом. Листы с рисунками могут быть многоразового использования, если при стирании линии не остается след от карандаша.
Как и в задании 5, в данном случае желателен опыт выполнения подобной работы. Требования отбора слов (названий животных или других предметов) для тренировочных упражнений те же, что и в задании 5: нельзя использовать те картины, которые даны в диагностическом задании: возможны только те названия животных и других предметов, в которых количество звуков совпадает с количеством букв, исключая слова с буквой «и»; возможны названия с безударными гласными и оглушением согласных.
Инструкция: «Дети, сегодня вы попробуете «читать» слова, написанные не буквами, а кружками». Далее разбирается образец. Для этого на доске рисуются две схемы. Рядом с правой схемой прикрепляется картинка, изображающая, например, волка, а рядом со второй схемой - сома. «Кто нарисован на этой картинке? - Волк. Какой набор кружков подходит к этому слову? «Читаем» вместе первую схему: в-о-л-к. Это схема не подходит, здесь меньше кружков, чем нужно. «Читаем» вторую схему: в-о-л-к. Она подходит. Соединим линией эти кружки и картинку». Так же разбирается и «чтение» слова «сом».
«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках: возьмите в Руки простой карандаш, тихо произнесите название нарисованного животного, найдите, какой набор кружков соответствует этому названию, и соедините линией схему и картинку. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце. Итак, каждую картинку вы соедините линией с соответствую-
м кружками».
Оценка «чтения» схем слов:
1-й уровень - все связи определены правильно.
2-й уровень - 3-4 связи определены правильно.
3-й уровень - 1-2 связи определены правильно.
4-й уровень - все связи определены неправильно.
Задание7. «Разметка».
Назначение задания: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.
Содержание задания: путем разметки получить на прямоугольном листе бумаги как можно больше геометрических фигур.
Организация работы. Заранее должны быть подготовлены листы белой бумаги размером 12x16 (см), шаблоны из тонкого картона (прямоугольник 6x4 см), простые карандаши или цветные фломастеры для каждого ребенка.
Работа состоит из двух частей: I часть, основная - выполнение задания (разметка листа), II часть - проверка задания и в случае необходимости выполнение его заново.
Инструкция к I части: «Ребята, представьте, что нам надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямоугольник). Сегодня мы потренируемся в том, как надо размечать такие флажки. Перед вами листок бумаги. Нужно сделать так, чтобы флажков изнего получилось как можно больше. Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы будете это делать. Начинайте работу».
Инструкция ко II части (выполнение этой части задания начинается после того, как дети выполнили первую часть): «Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку и сам ее оценит: так ли он сделал, как требовалось. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было бы сделать лучше, развесить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка».
Оценка уровня разметки (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):
1-й уровень - прямоугольники размещены на листе рационально: обводится, начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу. На листке уместилось их максимальное количество - 8.
2-й уровень - налицо попытка уместить как можно большее количество прямоугольников. Однако в силу того, что обводка их начинается с некоторыми отступлениями от края листа (сверху или сбоку) или между отдельными прямоугольниками оставляются зазоры, у ряда размещенных на листе фигур стороны оказываются срезанными.
3-й уровень - размещение прямоугольников на листе далеко от рационального, несмотря на то, что обнаруживается стремление при их взаимном расположении соблюсти определенную систему. В целом обведенными оказываются не более четырех фигур.
4-й уровень - прямоугольники размещаются на плоскости без какой-либо системы, хаотично. Обведено не более трех фигур.
Итоги фронтального изучения детей подготовительных к школе групп в каждом конкретном детском саду находят отражение, как уже было сказано, в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения детьми всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие наиболее высокий средний балл (от 3,1 до 4), нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания воспитателей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе таблицы «Заключение» против фамилий этих детей делается пометка «Рекомендован для индивидуального изучения».