Педагогическая тактика при заикании

Поскольку речью ребенок овладевает, подражая взрослым, то

Уже сам по себе факт правильной речи учителя становится боль-

Шим психоортопедическим фактором, позволяющим школьнику

ираться на правильные образцы речи. Педагог должен также в

°м плане провести беседу с родителями, чтобы они дома говори-

правильно, четко, неторопливо. Родителям не следует говорить

Р енком в неестественном тоне, сюсюкать с ним, ибо это еще

те способствует формированию неправильной речи. стипг!1 ^°РЬ^Ы с формирующимся комплексом неполноценно-в on И заикании учитель должен проводить работу со школьником имистическом плане, ни в коем случае не фиксировать его

II





внимание на неполноценной речи, на невозможности говорить чет­ко. Терпеливо выслушивая заикающегося, надо дезактуализировать его порок, доброжелательно слушая его, одобрительно отзываться о тех кусках речи, которые бьши сказаны четко, без запинки и без сопутствующих движений (синкинезий).

Необходимо развенчать в глазах ребенка кажущиеся ему не­преодолимые трудности речевого общения, показать ему, что гово­рение - автоматизированный, легкий акт. Навык говорения приоб­ретается легко и может с каждым разом улучшаться, в связи с чем педагог в общении с заикающимся всегда указывает перспективные линии улучшения его речи. В противном случае формируется ло-гофобия (страх перед речью).

Главное направление работы при расстройствах речи — пси­холого-педагогическое перевоспитание ребенка, закалка его эмо­ционально-волевой сферы, осуществляемая комплексно логопедом, врачом, родителями.

При «невротическом заикании» тактика педагогического воздействия аналогична описанной выше.

Дети с так называемой «врожденной детской нервностью» (невропатия) трудно поддаются логопедической и психологической коррекции. Здесь уже требуется вмешательство врача.

Учитель, конечно же, лечить не должен, но его задачи идут в одном направлении всей психокорреционной работы — перевоспи­тание личности заикающегося, освобождение его от преувеличен­ных страхов за свою жизнь и свою неполноценность. Логопед и пе­дагог могут подсказать родителям, как правильно себя вести с ре­бенком, какие замечания по речи надо делать, какие нет. Родители, сами того не сознавая, «загоняют» заикание в сознание ребенка, ибо он не владеет приемами эмоционально-волевой тренировки. Этим приемом аутотренинга может обучить врач-психотерапевт. Родители по совету педагога должны осуществлять соблюдение речевого режима, проводить предписанные врачом и логопедом ре­чевые психологические тренировки.

Исключительное значение для исправления неправильной речи имеет развитие слухового (фонематического) восприятия ре­чи, воспитание так называемого речевого слуха и умения интони­ровать (улавливать речевую мелодию), повторяя образцы речи за педагогом. Воспитание чувства ритма способствует речи без спо­тыканий, без запинок.

Ролевые игры, носящие коллективный характер, занимают б место в воспитании общительности, оптимистической на-° енности. В ролевых ситуациях происходит непроизвольное ре-°Т1'орождение, в отличие от речи по принуждению. Благотворно 4 яяние музыки на личность заикающегося ребенка. Логопед Я.М. г оелик разработал методику избавления от заикания, построен-лую на вокально-орфографических упражнениях, тренирующих те или иные стороны голоса, дыхания и артикуляции.

Им отмечено также положительное значение двигательных музыкальных упражнений на регулирование мышечного напряже­ния и снятие мышечных зажимов во время речи.

Чтобы остановить заикание, необходимо бороться с быстрым темпом проговаривания слов. Родители требуют от ребенка мед­ленной речи, а сами дают ему образец быстрой речи, ибо, не стра­дая заиканием, они говорят автоматизированно и чересчур быстро. Родителям надо напоминать, что выразительная речь при соответ­ствующей интонации всегда нетороплива и при ней пароксизмы заикания минимальны, ибо все три основных механизма речи (ды­хания, фонации и артикуляции) функционируют гармонично. Не­правильное дыхание сопровождается напряженностью в работе мышц артикулярного характера (языка, губ, мягкого неба), а при чрезмерном форсировании голоса происходит закрытие голосовой щели и задержка дыхания, ведущая к речевым спазмам.

Большое значение имеет речевая атмосфера, создание кото­рой рождает у заикающегося непреодолимое желание говорить с окружающими, не стесняясь. Потребность в общении перекрывает отрицательные эмоции, и ребенок забывает о своих речевых неуря­дицах. Наконец, никогда не надо скупиться на похвалу по поводу Удачной речи. Это ведет к появлению у школьника желания закре­пить свои речевые достоинства.

Все выше изложенное систематизировано и представлено в табл. 1 и 2.

Психологические особенности школьного возраста, а также ргинальный социальный статус школьника резко повышают риск Реализации форм отклоняющегося поведения.

f Ж

,


Наши рекомендации