Суицид как крайняя фаза проявления девиантности
Суицид - это акт преднамеренного причинения вреда своему физическому здоровью, который, как известно субъекту, непременно приведет к летальному исходу.
Анализ столь сложного явления невозможно проводить без комплексного рассмотрения, в деталях, таких факторов, как изменения в структуре личности, воздействие культурного, социального кружения, материального достатка и прочих переменных. На наш гляд, не подлежит сомнению тот факт, что суицидальные наме-ад индивида вызваны глобальными трансформациями в лично-и структуре. Речь может идти лишь об их характере и интенсивности.
Самоубийство (суицид) - это осознанное лишение себя жиз-
ни.
Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Самоубийство следует рассматривать в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя суицидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки, суицидальные намерения и собственно акт суицида.
Эта концепция получила широкое распространение на Западе и по не зависящим от отечественных ученых причинам относительно недавно разрабатывается в нашей стране.
Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы.
Покушающиеся на самоубийство молодые люди происходят чаще всего из неблагополучных семей.В таких семьях часты конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут частые периоды безработицы и экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери или уход из семьи отца.
Результаты других исследований позволяют связать самоубийства подростков с частым отсутствием родителей по причине безработицы.Как следствие, близкий человек, с которым можно себя идентифицировать, почти всегда отсутствует, и возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции. Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто очень трудно общаться и с другими значимыми для них людьми, не к кому обратиться, когда необ-
ходимо с кем-то поговорить. Недостаток близости с родителями ведет к отсутствию эмоциональной поддержки. В одном из исследований были выявлены три общие характерные особенности студентов, помышлявших о самоубийстве. У них были плохие отношения с родителями и со сверстниками, они были убеждены в своей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на будущее. При высоком уровне социальной интеграции показатели количества самоубийств ниже для всех возрастных групп (Lester,
1991).
Социальная изоляцияделает молодых людей более уязвимыми при утрате объекта любви, что может послужить причиной самоубийства. Потеря родителей в детстве делает особенно тяжелой потерю других членов семьи, друзей или любимых. Депрессия может быть следствием ранее имевших место стрессов. В одном из исследований было выявлено, что существенным фактором, предопределяющим попытку совершения подростками самоубийства, было отсутствие или слабая поддержка со стороны семьи. Влияние прежних потерь, особенно если отсутствует поддержка со стороны семьи и какие-либо надежды, говорит о существовании поведенческой модели, «стрессовой уязвимости» молодых людей, покушающихся на самоубийство.
Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способствующих покушению на самоубийство, является депрессия.Она может быть следствием потери объекта любви и сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут появиться такие психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального интереса. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно. Часто ее стараются скрыть за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связя-
ск самоубийства более высок среди молодых людей, увле-™51 Наркотиками или алкоголем.Употребление алкоголя повышает вероятность действий, совершаемых под ет пои внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть наступа-следов е^едозиРовке и является непреднамеренной. Одно из ис-и, проведенное среди учащихся восьмых и десятых клас-
сов, показало, что подростки, ведущие активную сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергались большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживался; причем для белых эта тенденция более выражена, чем для чернокожих.
Стресстакже может стимулировать суицидные намерения. Результаты одного из исследований показали, что опрошенные, принадлежавшие к группам повышенного риска совершения самоубийства, имели много сомнительных знакомств, отличались низким уровнем самооценки и большим количеством стрессовых ситуаций в предыдущем году.
Отчасти причиной стресса может послужить тяжелая домашняя обстановка. Стрессовые ситуации могут возникать и в повседневной жизни: трудности с учебой, колебания при выборе профессии, попытки найти свое место в обществе, конфликты на сексуальной почве (особенно без эмоциональной близости) и чувство неуверенности в себе — все эти факторы способствуют возрастанию напряженности.
Неуверенность в будущемтакже свойственна покушающимся на самоубийство молодым людям. Они, как правило, ничего не ждут от будущего и смотрят вперед без надежд и реальных планов. В настоящем же они видят только дискомфорт и страдание.
Некоторые склонные к самоубийству молодые люди характеризовались как незрелые личности, слабо контролирующие свои эмоции.
Склонные к самоубийству молодые люди отличаются слабым уровнем идентификации своей личности, а ведь идентификация необходима для обретения чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности.
Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Другие угрожают самоубийством, отчасти из-за ожидаемой вины, когда голоса призывают к внешней агрессии. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство подростков были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии, и употребление наркотических веществ.
Важными эмоциональными компонентами причин самоубийства являются чувство вины и (или) страха и враждебности.
Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях Девушкам может показаться, что они беременны. Их попытки покончить с собой являются способом наказать себя или своего молодого человека. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности - сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства.
Самоубийства молодых людей часто связаны с проблемами в межличностных отношениях.В таких случаях самоубийство становится актом агрессии, направленным внутрь, на самого себя, вместо убийства противника как акта агрессии, направленного наружу. Забеременев, девушка может попытаться отомстить молодому человеку, совершив самоубийство (внутренняя агрессия), чтобы таким образом заставить его почувствовать вину, или же убив его самого (внешняя агрессия). Из всех агрессивных действий, на которые способны люди, самоубийство (иногда) - одно из самых экстремальных. Это акт насилия, направленный против любимых людей, общества, а также против самого себя. Близкие самоубийцы всегда остаются в недоумении, где они совершили ошибку.
За подростковыми самоубийствами стоят серьезные социальные и психологические проблемы. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти в таких случаях не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из самой жизни. Для подросткового, юношеского возраста это особенно характерно. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительный -что-то вдруг переполняет чашу терпения. Для профилактики юношеских самоубийств необходимо создание такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным.
Агрессивное и суицидальное поведение - формы социальной Дезадаптации подростков. Они свидетельствуют о том, что лич-ость не смогла справиться с выпавшими на ее долю обстоятельствами или испытаниями.
ы предполагаем, как уже упоминалось выше, что мотивы
!!!^11 поведения кроются в трансформации личностной щщ в вызванной воздействием на нее различных внутренних торам еШНИх ФактоР°в высокой интенсивности. К внутренним фак-
мы можем отнести смену мировоззренческих позиций, цен-
ностных ориентации, осознание некоторых экзистенциальных проблем и многие-многие другие. Внешними же факторами можно считать воздействие культурного, социального окружения, изменения в материальной обеспеченности, а также потеря привычных идентификаций с собственным телом и другие. Нужно, однако, заметить, что границы влияния внешних и внутренних переменных на индивида весьма условны и нередко сменяют или дополняют друг друга.
Таким образом, мы имеем все предпосылки для того, чтобы предположить, что суицидальный кризис не имеет своего собственного места в классификации кризисных состояний и является пиковым выражением наиболее интенсивных личностных кризисов.
Более того, не во всех случаях кризисов мы наблюдаем суицидальное поведение. Наиболее частым это явление становится в период протекания так называемой «негативной дезинтеграции» в структуре личности. В отличие от позитивной, в негативной дезинтеграции практически отсутствуют потенциальные возможности для личностного роста.
Роберто Асаджоли утверждал, что на пути к достижению полного духовного сознания человек может проходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного преображения и состояние, именуемое «темная ночь души».
Однако же, когда духовный кризис приводит таких людей к сущностному пониманию их смертности, они могут начать испытывать невероятное сопротивление, а многие приходят к внезапному осознанию непрочности жизни. Такое открытие может опустошить людей, не склонных или неготовых столкнуться со своим страхом смерти, но оно может стать освобождающим для тех, кто готов принять факт своей смертности, так как полное принятие смерти может освободить их для того, чтобы насладиться каждым мгновением жизни.
Однако для многих людей, переживающих духовный кризис, это осознание становится болезненным и настолько неожиданным, что может подтолкнуть к абсурдному, казалось бы, решению - уйти из жизни. Вот почему представляется важным проведение психотерапевтической работы с людьми, находящимися в состоянии
сиходуховного кризиса, с целью интеграции их отношения ксмерти.
1.4. Разновидности девиантного поведения
Страхи и навязчивости
Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10-20 минут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы, у ребенка появляется критическое отношение к ним. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1-1,5 месяца). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в семье и т.п.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью и раздражительностью.
При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят.
В противном случае они могут принять затяжное течение (от нескольких месяцев до года и более), и тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты.
^ Страхи появляются в форме навязчивостей, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией и болезнью, боязнь острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. С возрастом зникает страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, провождающихся неспособностью связно изложить материал хорошей подготовленности. Нередко тревожно-навязчивое жидание и страх приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие.
Навязчивые движения и действия также могут быть довольно разнообразными. В школьном и младшем школьном возрасте часто встречаются элементарные навязчивые тики (мигание, наморщива-ние лба и носа, подергивание плечами, шмыгание носом, хмыкание и т.п.). К навязчивым действиям близко примыкают вредные привычные действия (сосание пальцев, кусание ногтей, выщипывание волос и др.). Они не всегда носят навязчивый характер, и борьба с ними преимущественно сводится к применению мер психолого-педагогического воздействия.
У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ритуалов. Навязчивый страх заразиться сопровождается частым мытьем рук, навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запретов (например, не ходить в кино или не смотреть телевизор по определенным дням, не садиться в автобус или трамвай, у которого в номере имеется определенная цифра). Нередко у подростков появляются ритуалы (на контрольные работы и экзамены ходить в «счастливых» рубашках, носках и т.п.) и ритуальные предметы (тесьма на шее со «счастливой» безделушкой, «счастливый» карандаш или ручка и т.п.). Возможны и навязчивые мысли, навязчивый счет (окон в домах, машин, встреченных на улице мужчин и женщин и др.), навязчивое повторение одних и тех же слов. Как правило, навязчивости возникают на фоне различных тяжелых для ребенка переживаний, а также у детей, имеющих определенные черты характера: боязливость, тревожность, мнительность и т.д.
Дисморфобии
В более зрелом (подростковом) возрасте могут появляться иные страхи дисморфобии. Под этим понимается необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек.
Нередко подросток находит дефекты в лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и т.п.). Иногда это недостатки в фигуре (небольшой или слишком высокий рост, полные бедра, узкие плечи, чрезмерная худоба или полнота, тонкие ноги и т.д.).
Мысли о своей воображаемой дефективности занимают цен-ьное место в переживаниях подростка и определяют весь сте-тип его поведения. Он часами может рассматривать себя в зер-Vе находя все новые и новые недостатки. Подросток начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. В школе старается сидеть на задней парте, быть ближе к стене, очень неохотно выходит отвечать к доске, на переменах также стремится уединиться. Иногда, чтобы прикрыть воображаемый дефект в области лица, отращивает длинные волосы носит рубашки с высоким воротником. На улице закрывает лицо надвинутой на глаза шапкой или шарфом.
Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят подростка к врачу-косметологу с просьбой устранить физический дефект (укоротить нос, ликвидировать горбинку, «исправить» уши и т.п.). Эти школьники должны быть проконсультированы у психиатра.