Стили взаимодействия родителей с детьми в функционально-несостоятельных семьях
№ | Стиль семьи | Характеристика | Следствие |
Попустительско-снисходительный стиль | Родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы сами такими же были». | Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. | |
Позиция круговой обороны | Родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. | Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию. |
Демонстративный стиль | Родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет «бандитом» и прочее. | Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям. | |
Педантично-подозрительный стиль | Родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения. | Дети не доверяют родителям и больше стараются общаться в кругу сверстников, доверяя им все самое тайное и сокровенное. | |
Жестко-авторитарный стиль | Присуще родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. | Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных. |
Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин. В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. Американские психологи, исследовавшие условия семейного воспитания детей с нервно-психическими заболеваниями, пришли к выводу, что для этих семей характерно однотипное поведение матерей, которые в отношениях с детьми придерживались принципа жесткого доминирования и тотального контроля, свои браки считали неудачными, проповедовали жертвенное отношение |
Увещевательный стиль | Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. | Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову», возникают ситуации из известной басни Крылова «А Васька слушает, да ест». От социального педагога в данном случае нужна твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей. | |
Отстраненно-равнодушный стиль | Семьи, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. | Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушное отношение матери. Такие подростки с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе. |
Я л
Н я
О о
X &
Се 5
II
CQ
>я
I
о
У немолодых родителей или одинокой женщины по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается.
У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье.
В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез до умилительно ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая твердая последовательная линия поведения воспитателя, психолога.
к семье, к детям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям.
Одним из факторов, влияющих на девиантное поведение подростка, является система наказаний и поощрений.
Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
На девиантное поведение подростка также оказывает влияние уровень благополучия семьи.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.
Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. В результате страдает не только семья и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие,весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин семейного неблагополучия:
1) причины макросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал;
2) причины психолого-педагогического характера, связан
ные с внутрисемейными отношениями и воспитанием де
тей в семье;
3) причины медико-психологического характера (физически
или психически больные родители, неблагоприятная на
следственность у детей, наличие в семье детей-инвали
дов).
Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, нами не рассматривается в силу их особой специфики.
Если рассматривать проблему беспризорности и отнести её к одному из видов отклоняющего поведения, тогда можно добавить следующие причины.
Среди причин социально-экономического характера можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; нерешенная жилищная проблема и новые коллизии с жильем в связи с его приватизацией; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.
К социально-экономическим причинамможно отнести: длительное нарушение трудового уклада жизни, деформирующее быт людей, экономический кризис, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.
Социально-политические причинысвязаны с общим кризисом семьи: увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель (или опекун), ухудшением морально-психологического климата в отношениях между родителями, что приводит к грубому обращению с детьми, частым физическим наказаниям, а порой и сексуальным домогательствам со стороны взрослых.
Среди психолого-педагогическихи медико-психологическихпричин семейного неблагополучия необходимо отметить, в первую очередь, нарастание отчуждения между детьми и родителями.
Нередко, родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом на внесемейные интересы.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и считают, что главная их задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание — дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Инерция таких взглядов и представлений продолжает сохраняться.
Другой немаловажной проблемой в семейном воспитании является отчуждение между родителями и ребенком,которое приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, где основной средой его обитания и референтной для него группой становится компания таких же сверстников.
Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются сверхзанятость родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др.
Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводят его в состояние психической деприва-ции.
Провоцируют и стимулируют семейные конфликты пьянство одного или обоих родителей, а также грубость, переходящая в жестокость в отношениях между супругами и в их отношении к детям.
Усугубляют семейное неблагополучие, а следовательно, и снижают воспитательный потенциал семьи дефекты воспитания в семье.В дополнение к вышеназванным можно добавить:
1) Неприятиеребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями, которое часто вызвано нежелательностью или преждевременностью его появления на свет либо несоответствием его пола ожиданиям родителей.
2) Непониманиезакономерностей и своеобразия личност
ного развития ребенка и несоответствие требований и
ожиданий родителей его возможностям и потребностям.
3) Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая
выражается в недостаточном учете ситуации, момента, в
заданности и запрограммированности требований, в от
сутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку
собственного мнения, в резкой смене отношения к нему в
различные периоды его жизни (недостаток заботы сменя
ется ее избытком, и наоборот).
4) Аффективность- чрезмерность родительского раздра
жения, недовольства, беспокойства, тревоги по отноше
нию к детям, что создает в семье эффект суматошности,
хаотичности, всеобщего возбуждения.
5) Тревожностьи страхза детей, которые приобретают на
вязчивый характер и лишают родителей жизнерадостно
сти и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным
запретам и предостережениям, что заражает детей таким
же беспокойством и приводит к расстройствам нервной
системы.
6) Гиперсоциальность,когда родители пытаются строить
воспитание по определенной (пусть и позитивной) задан
ной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка,
предъявляя требования без надлежащего эмоционального
контакта, отзывчивости и чуткости.
Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенными факторами выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.
Этот вывод позволяет выделить следующие типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья- наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений.
Аморальная семья- семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).
В конфликтной и аморальной семье положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.
Педагогически несостоятельная семья- семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.
Асоциальная семья- семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.
Любой тип семейной дезорганизации изначально формирует личностные и поведенческие отклонения у детей. Отечественные психологи выделяют три рода причин школьных неудач (в каком бы порядке их ни ставили): социальные, психологические, педагогические.
Школа
Среди институтов социализации, обусловливающих усвоение детьми и подростками социального опыта, особое место занимают массовые учебно-воспитательные заведения и, прежде всего, общеобразовательные школы, прямое назначение которых обучать детей, давать им знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, для разносторонней социальной активности.
Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации, нормы и ценности которого трансформируются в систему внутренней регуляции учащихся помимо целенаправленных педагогических усилий, благодаря стихийному функционированию социально-психологических механизмов социализации. Иными словами, школа на протяжении всего взросления формирует личность.
Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности, личностным подходом преподавателей и администрации.
Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу; не заинтересованы в получении знаний: прогуливающие, срывающие уроки. Почему же это происходит не со всеми подростками, а только с частью из них?
Здесь важно обратиться к начальной школе, где складывается отношение к учебному процессу, к школе в целом, к учителям и одноклассникам. Опросы учителей первоклассников подтверждают, что 98% детей приходят в школу и учатся первые недели с огромным желанием и удовольствием. Значит, что-то в школьной атмосфере повлияло на диаметрально противоположенное отношение (не только школа, но и другие социальные институты связаны с этой переменой).
Анализируя контингент подростков, которых сами учителя относят к «трудным», можно выделить следующие группыс похожими историями возникновения проблемы:
1) «Он» (ученик) имеет пробелы, так как проболел, не смог
догнать товарищей, семья не помогла; как следствие по
лучил плохую оценку, не захотел (или не смог) исправить,
стал «плохим» учеником; обида, начал получать замеча
ние от учителей за разговоры на уроках (или только при
сутствовать либо прогуливать их), основной отметкой
становится «тройка» с чередующимися «двойками», по
прошествии некоторого времени получает название
«трудный».
2) «Он» находится в конфликте с учителем, плохо себя ве
дет, как следствие получает плохие оценки, не желает по
сещать школу (или в лучшем случае уроки данного пре
подавателя), что проявляется уже в общей неуспеваемо
сти, и вновь мы слышим от учителей - «трудный».
3) «Он» хорошо знает предмет (иногда за рамками школьной
программы), но его не спрашивают (учить ведь всех на
до), не желают выслушать его точку зрения, пропадает
стимул заниматься. Всю энергию и знания ученик на
правляет на деятельность, в которой он востребован, а по
предмету получает «два», обида на всех учителей в целом,
общая неуспеваемость, и снова «трудный».
Весьма часто все эти факторы действуют одновременно, но, если мы хотим понять причины школьных сбоев, неудач, надо изу-
чать их во взаимодействии и воздействие каждого фактора в отдельности.
Причины социальные
Многочисленные статистические данные ясно показывают, что дети, вышедшие из низших социальных слоев, более подвержены школьным неудачам.
В самом деле, препятствия, которые ставят перед человеком географические, социальные, экономические и культурные условия, - всё это факторы, которые влияют на школьные успехи подростков: бедность, плохие бытовые условия мешают развивать свои интеллектуальные и языковые возможности, подчеркивается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми ценностями, что приняты в школе; в округе, где находится школа, доминирует уровень соответствующего социального класса...
Успехи в школе в большой мере зависят от социальной среды.
С другой стороны, позиция родителей в отношении школы, интерес, который они испытывают к образованию своих детей, играет основополагающую роль в мотивах, побуждающих ребенка хорошо работать в классе.
Причины психологические
Психологические факторы, которые не обязательно связаны с социально-экономическими условиями, тоже имеют очень большое значение.
Действительно, чувство уверенности в себе, степень стабильности семейного очага, физические и умственные недостатки ребенка, его собственный ритм, его мотивации, успехи и поражения, через которые он уже прошел, - таковы некоторые факторы, которые надо учитывать, исследуя причины плохих результатов детей в школе.
Так, очень часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями.
Эффективное чувство уверенности, которое ребенок получает в семье, - вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.
Причины педагогические
В свое время А.С. Макаренко отмечал, что одной из главных задач педагога, воспитателя является организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологического комфорта всем детям и особенно трудновоспитуемым, так как неблагоприятный климат в школьном коллективе может быть одной из причин появления девиантного поведения учащихся.
Причиной неблагоприятного климата может служить авторитарный педагогический стиль.
У авторитарного учителя растет число изолированных учащихся, которые испытывают психологический дискомфорт, престижную неудовлетворенность в коллективе класса и вынуждены искать товарищей на стороне, чтобы в уличных дворовых компаниях в асоциальных формах поведения реализовать потребность общения и самоутверждения.
Таким образом, тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают педагогически запущенные учащиеся в коллективе класса в результате своей изолированности и престижной неудовлетворенности среди одноклассников, усугубляется императивными, авторитарными педагогами, что служит дополнительным неблагоприятным социально-психологическим фактором отчуждения от школы и снижения ее влияния на формирование личности трудновоспитуемых учащихся.
Кроме того, авторитарный педагогический стиль приводит к деформации структуры формальных и неформальных отношений, в изоляции оказывается классный актив, в результате чего затрудняется процесс формирования коллектива, он утрачивает свои воспитательные возможности.
Нечто подобное происходит и в классах с попустительским отношением учителя, где органы самоуправления фактически устранились от выполнения своих обязанностей по сплочению коллектива. Без правильного педагогического руководства и влияния законы коллективной жизни в классе могут подменяться жестокими законами группового конформизма, направленного на подавление отдельной личности, а это в свою очередь является еще одной причиной девиации.
Взаимное влияние, образующееся между учителем и учеником, может быть в разной степени целенаправленным (сознательным) и стихийным (бессознательным), или аффективным. В первом случае субъект ставит перед собой задачу изменить что-либо в характеристике, поведении, мотивах, установках, устранить или усилить проявление отдельных сторон личности и т.п. Именно такое влияние, как правило, имеют в виду, говоря о целенаправленном психолого-педагогическом воздействии.
Одновременно происходит и бессознательное влияние педагога на школьника, в результате которого возникает подражание, копирование, эмоциональное «заражение», сопереживание и т.п. Дети копируют поведение, привычки и манеры учителя, а также реакции негативного характера. К аффективным проявлениям «взаимодействия» мы относим аутизм - погружение ученика в мир собственных переживаний, уход от внешнего мира, замкнутость, пассивность. Это тяжелое нарушение психического развития, пик которого достигает в 5-7 лет и старше. Нарушаются социальная и психологическая адаптация, взаимоотношения с людьми. Появляются нервозность и агрессивность. Такой ученик больше подвержен девиантным поступкам. Выход из такого состояния ребенок часто находит в суициде (самоубийстве).
По данным специального исследования, до 92% суицидов у подростков прямо или косвенно связаны с неблагополучно сложившимися отношениями в школе с учителями (классом) или в семье. Другим аффективным проявлением являются фобии (чувство страха). Страх возникает у школьника в ситуациях предвосхищения встречи с учителем, который недоброжелательно, предвзято (несправедливо), грубо относится к данному ученику, его успехам в учебе. Это такое состояние, когда ученик постоянно ждет неблагополучия, испытывает напряжение, волнение, бессонницу, страх.
Большое, если не сказать во многом определяющее, влияние оказывает социальная среда на формирование социальной направленности девиантного поведения.
Социальная среда является многофакторным образованием. Это обусловливает многообразие особенностей существования и функционирования в ней личности. Многофакторность социальной средыхарактеризуется высокой социальной значимостью для личности подростка, направленной на формирование у него жизненных притязаний, авторитета, статусно-ролевых взаимоотноше-
ний, позиций, диспозиций, поведения и др. Притязание на социальное признание является важной потребностью подросткового возраста, определяющей успешность его развития и воспитания. Характерно, что личность может явно не ощущать влияния этих факторов, являясь в то же время источником и контрагентом конфликтов и девиацией в социальной среде.
Социальная среда и личность подростка находятся, таким образом, в двустороннем взаимодействии, влияя друг на друга, видоизменяя и трансформируя друг друга в процессе этого взаимодействия. Причем это влияние бывает как позитивным (социальное творчество - social creation), так и негативным (социальная патология - social pathology). Наиболее ярким примером проявления жизненных притязаний подростка в современных условиях, характеризующим его социальную среду, является девиантный паттерн (deviation pattern), наблюдаемый именно в социальной среде.
Социальная среда «диктует» личности подростка свой набор норм существования; личность же старается следовать (или не следовать) этим нормам и правилам. Допускается изменять алгоритм действий и поступков, не изменяя при этом сути социальных норм среды. Иначе будет нарушен гомеостаз (gomeostasis) социальной среды, приводящий и личность, и социальную среду к некоему дисбалансу. В личностном плане этот дисбаланс выражается в стрессе по поводу неудовлетворенности притязаний, в социальном (средовом) - в аномии (anomie), конфликтах и девиантном поведении. И то и другое дестабилизирует социальное взаимодействие, нарушает привычный процесс социализации.
Социально вредные, негативные отклонения в поведении ребенка и подростка коренятся, как правило, в нарушениях процесса социализации, то есть усвоения им социальных ценностей, социальных норм и целей существования и своего развития в обществе. По мнению некоторых исследователей, на человека действует более 200 факторов, вызывающих социально негативные последствия. На самом деле их существует больше, так как многие так называемые положительные факторы могут способствовать развитию социально негативных форм девиантного поведения, например позитивное само по себе стремление индивидуализации развития человека может при наличии определенных обстоятельств обернуться социальным эгоизмом, являющимся основой для разного рода преступлений или преступного поведения в отношении других людей.
6. Субъективные причины
Анализ причин девиантного поведения только с их объективной стороны не дает полного представления об этом явлении. Необходимо учитывать и некоторые личностные особенности развития подростка, его характер, темперамент, т.е. причины сугубо субъективные.
Знание психологических закономерностей развития ребенка, изложенных ниже, поможет создать основу для недопущения появления девиации.
Во-первых,каждый возрастной этап развития ребенка не сводится к чисто количественно измеряемым изменениям в сознании и поведении учащихся, а приводит к качественным переменам в психике. Поэтому дети подчас лучше понимают друг друга, чем их взрослые воспитатели. Дети далеко не всегда похожи на своих родителей. Решить проблему помогает чтение психологической и педагогической литературы и постоянное наблюдение за школьником. В противном случае возникают трудности в общении с ребенком.
Своеобразно решается отечественными учеными, во-вторых,проблема движущих сил психического развития. Понимая развитие как саморазвитие, отечественные психологи видят проявление этих движущих сил в разрешении внутренних противоречий личности. Что это за противоречия? Чаще всего говорят о противоречии между имеющимся уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения. Указывают также на противоречия между тем, какой ребенок в настоящее время, и каким его хотят видеть взрослые; между тем, кто он есть, и каким хочет стать; между приобретенными знаниями и возрастными возможностями и т. д. Воспитателю необходимо выявлять эти противоречия в сознании ребенка и помогать успешному их разрешению. Без этого не может быть развития, отбора и воспитания потребностей ребенка.
Психическое развитие ребенка, в-третьих,идет противоречиво. Это хорошо показал Д.Б. Эльконин на примере усвоения ребенком общественного опыта: его потребностно-мотивационная сфера и операционно-техническая возможности не только взаимодействуют друг с другом, но и вступают в борьбу. В результате то одна, то другая стороны выступают на первый план на том или ином этапе развития.
Для психического развития детей характерно, в-четвертых,наличие не только эволюционных, спокойных жизненных периодов, но и возрастных кризисов. При их возникновении ребенок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорожденного, 1 года, 3, 7, 13 и 17 лет. Таким образом, в период возрастного кризиса ребенок часто становится трудновоспитуемым. Показательным примером может являться подростковый возраст, который почти на всем его протяжении многие психологи считают критическим. Новый тип отношений с подростком требует от взрослого признания его права на относительно большую самостоятельность и независимость (в поведении, в планировании времени, в организации деятельности), постепенно освобождая от мелочной опеки, излишнего контроля, назойливого руководства. Но не может быть и речи об отмене руководства вообще. В руководстве он особенно нуждается. Но надо отказываться от категорических распоряжений и приказов как основного метода общения.
Уже краткое изложение основных закономерностей психического развития ребенка, подростка и юноши показывает, что многие трудности в их поведении могут быть поняты, устранены или значительно облегчены, если будут приняты во внимание особенности развития на каждом возрастном этапе.
Также нельзя не сказать о роли биологическогои социального факторовв психическом развитии человека. Отечественные психологи, как и большинство зарубежных исследователей, считают, что ребенок не является слепой игрушкой в руках биологических и социальных начал. Напротив, ребенок активен. Движущие силы его психического развития, как говорилось выше, связаны с возникновением и разрешением внутренних противоречий. Однако нельзя снимать со счетов важность социального и природного факторов для психического развития. Значение биологического фактора в отечественной психологической науке в течение многих лет преуменьшалось. Сейчас это положение меняется. Взгляды на этот счет близки к выводам многих зарубежных исследователей. Как этот вопрос решается в отношении «трудных» детей? Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков и молодежи не наследуются. Исключения из этого правила связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отстало-
стью. Это, в частности, болезни, вызванные нарушением обмена веществ, ряд пороков, связанных с хромосомными заболеваниями (синдром Дауна).
Для наиболее полного изучения психического развития ребенка нужно также знать его характер и особенности формирования характера.
В «Психологическом словаре» дается следующее определение: «Характер (от греческого character - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах». Для профессионального руководства процессом воспитания детей очень важно правильно распознавать характер школьника.
Немного о формировании характера. Это поможет нам понять, как и в каком направлении можно воздействовать на людей с заостренными чертами личности. Что же влияет решающим образом на становление и изменение характера?
Ученые полагают, что решающее влияние на формирование характера имеют внешние факторы. К ним относится, прежде всего, воздействие общественных отношений.
В любом обществе существуют слабохарактерные личности, а порой и люди с антиобщественной направленностью. Вот почему для формирования характера требуется и специальное целенаправленное воздействие, т. е. воспитание. Оно имеет решающее значение для приобретения нужных черт характера.
О чем нужно помнить при воспитании характера? О большом влиянии на характер мировоззрения, сознательного усвоения требований морали и общественных норм поведения.
Многое в воспитании характера значит пример окружающих, очень важно найти свой индивидуальный подход к каждому воспи-туемому. Внешние обстоятельства, социальная среда и воспитание в конечном счете определяют формирование характера. Но действуют они на человека, преломляясь через особенности его внутреннего мира (накопленный и осмысленный жизненный опыт, сложившиеся свойства личности и т.д.). Поэтому эффект внешнего воздействия во многом зависит от внутренней позиции человека.
Большое влияние на характер оказывают часто переживаемые человеком психические состояния (например, состояние радо-
сти и душевного подъема или, наоборот, тоски и упадка). Повторяясь, они нередко закрепляются, становятся чертами характера. Поэтому для выработки нужной черты характера школьника надо ставить его в такие ситуации, в которых он пережил бы соответствующее психическое состояние, а потом закрепил бы его как постоянное свойство личности. Например, ленивого ученика можно сделать прилежным, если часто ставить его в ситуации, когда бы он достигал успехов в деятельности, испытывал от этого чувство радостного удовлетворения и поэтому изменил бы свое отношение к труду.
На возникновение недостатков