Понятие «идентичность»: теоретические и методологические основания

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…..3

Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ……..6

1.1. Понятие «идентичность»: теоретические и методологические основания....6

1.2. Образа времени и временная идентичности…………………………………11

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ………………………19

2.1. Методы и организация исследования………………………………………..19

2.2. Особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов…………………………………………………………………………...24

2.3. Особенности самоотношения у студентов…………………………………..29

2.4. Статистический анализ результатов исследования…………………………37

Заключение………………………………………………………………………...43

Библиография……………………………………………………………………..44ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………51

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………52

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………………67

ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………………69

Введение

Понятие временной идентичности вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как до конца не осуществленной возможности в условиях многообразной и постоянно меняющейся социокультурной действительности. Временная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении. При этом значимыми становятся требования, предъявляемые человеком к самому себе и его представления о самом себе и своем социальном окружении. В этой области решения задач, связанных с разнообразными социальными контекстами и одновременно всерьез затрагивающих сферу Я.В контексте разработки проблематики «возможного» начаты исследования временной идентичности. Проблема идентичности является одной из наиболее обсуждаемых в науках о человеке. Сама идея включения в анализ «Я» - концепции и идентичности временных составляющих не нова. Однако исследования последнего десятилетия не только продолжили и развили ее, но и сделали одной из центральных во всей проблематике, связанной с «Я».

Время связывает все структуры нашей действительности: производительность труда измеряется временем, затраченным на производство продукта, товара; любая профессиональная деятельность — рабочего на конвейере, летчика, ученого и т. д. имеет свой ритм, темп, скорость; все социальные процессы происходят во времени — социальные изменения то медленны (эпохи стабильности), то стремительны. Время — это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм, ее периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. Время является определенной мерой скорости, продуктивности и т. д.; вместе с тем происходят растраты, т. е. уничтожение времени, виной которых незаметно являемся мы сами. Итак, время — это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные структуры самых различных процессов и явлений. Объединяя все эти временные структуры и явления, можно сказать: время необходимо включает в себя энергетический аспект, время — это энергия нашей жизни. Проблема времени становится специфической в XX в., и действительность приобретает новую временную представленность. Отношение к времени, его изучению и овладению им становится актуальным не только в философии, но и в естественных науках. К изучению времени наряду с психологами, философами и социологами обращаются также физики, биологи, математики. Время теперь не только объект теоретических изысканий, но и средоточие бытия человека, проявляется острая зависимость от него, понимание его причастности к человеческой жизни.

В новом отношении ко времени, в обострении человеческого время-ощущения и самоопределения собственного бытия во времени заключается специфика изучения времени сегодня. В нынешнюю эпоху с резкими изменениями социальных событий, отмеченную высокими скоростями и чрезвычайно расширенными во времени и пространстве коммуникациями, мировоззренческая задача овладения временем переходит в ранг прикладных и актуальных. Требуется новый подход к его изучению и к систематическим исследованиям места времени в структуре человеческой деятельности и бытия в целом. Проблема временной перспективы занимает сегодня особое место в психологических исследованиях человеческого поведения, мотивации личности, когнитивных аспектов Я-концепции, динамических параметров, изучаются разнообразные характеристики и параметры временной перспективы. Наличие в структуре Я-концепции определенных временных модусов традиционно для психологических исследований личности. В работах У. Джемса в понятии Я-концепции присутствует не только актуальная самопрезентация, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, своего идеального Я.

Несмотря на интерес исследователей к проблеме изменения временной перспективы в кризисные периоды развития (изучение временной трансспективы субъекта и ее возрастных изменений, связанных с разным ощущением течения времени, которое может субъективно ускоряться и замедляться, сжиматься и растягиваться, было показано в исследованиях Л.В. Бороздиной и И.А. Спиридонова, А.К. Болотовой и В.А. Штроо, Т.В. Березиной), а также в экстремальных жизненных ситуациях, эта область остается пока малоизученной и представляет собой изолированные друг от друга теоретические обобщения о психологии времени, разрозненные эмпирические факты и их обыденные интерпретации о «сгущении, сокращении, замедлении, ускорении», требующие дальнейшей тщательной проверки.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Выводы по второй главе.

Результаты методики Зимбардо: у девушек (3,1) более выражена степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований, чем у юношей (2,9), более выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни (3,6>3,5), более выражена степень ориентации на будущее, которая выражает наличие у личности целей и планов на будущее (3,3>3,2), более выражена степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию (3,6>3,1), более выражена степень фаталистического, беспомощного и безнадежного отношения к будущему и жизни (3>2,5), более выражена степень отношения к трансцендентному будущему (3,4>2,9).

Результаты методики МИС: у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша) по шкале «Открытость» выявлены высокие значения, средние значения – у 82,5% студентов (20 девушек и 13 юношей), низкие значения – 5% студентов (1 девушка и 1 юноша). По шкале «Самоуверенность» высокие значения показали 12,5% студентов (5 девушек), средние значения – 87,5% студентов (20 девушек и 15 юношей), низкие значения не обнаружены. По шкале «Саморуководство» высокие значения выявлены у 25% студентов (6 девушек и 4 юноши), средние значения – 70% студентов (13 девушек и 5 юношей), низкие значения – 5% студентов (1 девушка и 1 юноша). По шкале «Отраженное самоотношение» высокие значения выявлены у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша), средние значения – 82,5% студентов (20 девушек и 13 юношей), низкие значения – 5% студентов (1 девушка и 1 юноша). По шкале «Самоценность» высокие значения выявлены у 30% студентов (9 девушек и 3 юноши), средние значения – 65% студентов (14 девушек и 12 юношей), низкие значения – 5% студентов (2 девушки). По шкале «Самопринятие» высокие значения выявлены у 30% студентов (9 девушек и 3 юноши), средние значения – 65% студентов (15 девушек и 11 юношей), низкие значения – 5% студентов (1 девушка и 1 юноша). По шкале «Самопривязанность» высокие значения выявлены у 12,5% студентов (4 девушки и 1 юноша), средние значения – 72,5% студентов (15 девушек и 14 юношей), низкие значения – 15% студентов (6 девушек). По шкале «Внутренняя конфликтность» высокие значения выявлены у 15% студентов (5 девушек и 1 юноша), средние значения – 77,5% студентов (17 девушек и 14 юношей), низкие значения – 7,5% студентов (3 девушки). По шкале «Самообвинение» высокие значения выявлены у 22,5% студентов (5 девушук и 4 юноши), средние значения – 60% студентов (14 девушек и 10 юношей), низкие значения – 17,5% студентов (6 девушек и 1 юноша).

Статистический анализ показывает, что существуют статистически значимые различия в оценке девушками и юношами позитивного прошлого (U=105, p≤0.05) и фаталистического настоящего (U=106, p≤0.05). Существует значимая связь между отраженным самоотношением студентов и негативным прошлым (r=–0,36; p<0,05), внутренней конфликтностью студентов и негативным прошлым (r=0,52; p<0,01), самоценностью студентов и гедонистическим настоящим (r=0,34; p<0,05), самопринятием студентов и гедонистическим настоящим (r=0,58; p<0,01), самоценностью студентов и позитивным прошлым (r=0,31; p<0,05), отраженным самообвинением студентов и позитивным прошлым (r=–0,32; p<0,05).

Заключение

В результате эмпирического исследования было выявлено, что значения показателей методик Зимбардо показывают, что они находятся в пределах значений, которые являются средними. Отметим, что у студентов девушек показатели оценивания отношения личности к окружающей действительности вообще, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам, выше, чем у юношей. Статистически значимые различия найдены в оценке девушками и юношами позитивного прошлого (U=105, p≤0.05) и фаталистического настоящего (U=106, p≤0.05).

У студентов преобладает средний уровень показателей МИС. Для девушек характерно присутствие низких показателей самопривязанности и внутренней конфликтности.

Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между самоотношением личности и отношением к окружающей действительности вообще, а также к своему опыту и грядущим перспективам, была доказана по результатам расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Так, негативное отношение к прошлому влияет на отраженное самоотношение (r=–0,36; p<0,05), внутреннюю конфликтность (r=0,52; p<0,01), гедонистическое настоящее влияет на самоценность (r=0,34; p<0,05), самопринятие (r=0,58; p<0,01), позитивное отношение к прошлому влияет на самоценность (r=0,31; p<0,05), отраженное самообвинение (r=–0,32; p<0,05).

Библиография

1. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты: Автореф. дис. … докт. филос. наук. Ростов-н/Д, 1999.

2. Середа Л.В. Персональная идентичность в современном обществе: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997.

3. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001.

4. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. Обнинск, 1993.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М., 1996.

6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Моногр. М., 2000.

7. Berger P. L., Luckman T. The social structure of reality. Alien lane. L., 1967.

8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

9. Тард Г. Механизмы защиты // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрест. Самара, 2000.

10. Хесле В. Травма и трагедия // Вопр. филос. 1994. № 10.

11. Kohut H. The analysis of the self. N.Y., 1971.

12. Лэйнг Р. Я и другие / Пер. с англ. М., 2002.

18. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 239 с.

13. Белинская Е. П. Временные аспекты «Я» -концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140 – 147.

16. Вечканова Е. М., Неяскина Ю. Ю. Особенности временной перспективы личности при различных типах актуального смыслового состояния // Вестник КРАУНЦ. (Серия: Гуманитарные науки). 2011. № 2(18). С. 168 –178.

4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. 2 изд. М.: Смысл, 2008. 267 с.

20. Лэйнг, Р. «Я» и другие / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 60 с.

15. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.608 с.

17. Серый A. B., Карась Д. В. Уровень напряженности защитных механизмов личности в зависимости от типа актуального смыслового состояния // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 29 – 34.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. 342 с.

19. Waterman A. S. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and review of research // Development psychology. 1982. V. 18. № 3. P. 341 – 358.

21. Головаха Е. И., КроникА. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

22. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.,1960.

23. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

24. Гуревич А. Я. Представления о времени в средневековой Европе// История и психология. М., 1971.

25. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Психологический журнал. 1994. № 4.

26. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.

27. Палей И. М., Магун В. С. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов//Социальная психология. Л., 1970.

28. Опросник временной перспективы Зимбардо [Источник: Сырцова, А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологический журнал. – 2008. – №3. – С. 101-109.].

29. Методика исследования самоотношения (МИС) [Источник: Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. – 671 с.].

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Опросник МИС

Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте «+», если не согласны, то «-». Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.

1.Мои слова довольно редко расходятся с делами.

2.Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

3.К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

4.У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

5.Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

6.Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это не противиться собственной судьбе.

7.У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

8.Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

9.Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.

10.Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.

11.Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.

12.Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

13.В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

14.Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

15.У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

16.Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

17.Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

18.Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

19.Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.

20.Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

21.В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.

22.Иногда я сам себя плохо понимаю.

23.Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

24.Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

25.Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

26.Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

27.Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

28.Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29.Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

30.Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

31.Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.

32.Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.

33.В целом меня устраивает то, какой я есть.

34.К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

35.Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

36.Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

37.Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

38.Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.

39.Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

40.Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

41.Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.

42.Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43.То, что со мной случается,- это дело моих собственных рук.

44.Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

45.Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

46.Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

47.У меня нередко возникает сомнения: а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

48.Я не способен на измену даже в мыслях.

49.Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.

50.Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

51.Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

52.Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

53.Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

54.Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

55.Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

56.Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

57.Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

58.Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

59.Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

60.Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

61.В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

62.Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

63.Быть снисходительным к собственным слабостям - вполне естественно.

64.Я убедился, что глубокое проникновение в себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.

65.Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

66.У меня бывают такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.

67.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

68.Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.

69.Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

70.Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

71.Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.

72.Можно сказать, что я себе нравлюсь.

73.Я человек надежный.

74.Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

75.Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.

76.Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

77.Близким людям свойственно меня недооценивать.

78.У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.

79.Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

80.Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.

81.Порой мне кажется, что я какой-то странный.

82.Я не склонен пасовать перед трудностями.

83.Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

84.Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.

85.Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

86.Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

87.Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

88.Если я искренне и обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

89.Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

90.Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.

91.Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».

92.Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

93.Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.

94.В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

95.Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.

96.Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

97.Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

98.Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

99.Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

100.Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.

101.Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.

102.Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

103.Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

104.Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.

105.Я сам создал себя таким, каков я есть.

106.Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

107.Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

108.Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

109.Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.

110.Уверен, что в жизни я на своем месте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица первичных данных опросника временной перспективы и опросника временной перспективы Трансцендентного будущего

Зимбардо

Пол Возраст Факультет Негативное прошлое Гедонистическое настоящее Будущее Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее Трансцендентное будущее
Ж ФАМИ 3,6 3,86 3,88 3,88 3,9
М ФАМИ 3,3 3,2 3,55 2,66 3,1
Ж ФАМИ 2,5 2,93 4,61 3,44 2,22 2,8
Ж ФАМИ 3,5 3,33 3,07 4,22 3,11
Ж ФАМИ 3,2 3,15 2,88 3,33 3,6
М ФАМИ 4,2 6,2 3,69 3,22 3,9
М ФАМИ 3,8 4,06 3,84 3,33 2,44 3,7
Ж ФАМИ 2,8 3,2 2,61 3,88 3,66 3,8
Ж ФАМИ 4,2 3,73 3,07 3,44 2,77 2,2
М ФАМИ 2,5 2,53 2,44 1,11 1,4
М ФАМИ 3,2 4,06 2,76 4,11 2,5
Ж ФАМИ 2,9 3,4 3,69 3,22 3,5
М ФАМИ 4,5 3,2 3,38 4,6
М ФАМИ 2,3 3,66 2,69 2,33 2,3
М ФАМИ 2,9 3,06 3,22 3,22 3,2
М ФАМИ 2,8 2,88 2,22
М ФП 2,3 3,4 3,46 3,44 2,33 3,2
Ж ФП 2,1 4,53 3,38 4,66 3,44 3,9
Ж ФП 3,2 3,6 4,38 3,33 2,11 2,9
М ФП 2,3 4,33 2,92 2,22 2,88 1,6
Ж ФП 2,1 3,06 2,84 2,22 3,88 4,1
Ж ФП 3,5 3,6 3,61 3,88 3,8
Ж ФП 3,4 3,6 3,15 4,11 3,11 3,2
Ж ФП 3,53 4,55 1,66 3,7
Ж ФП 2,73 2,76 3,66 4,5
Ж ФП 3,6 3,53 3,15 2,88 1,88 2,3
М ФП 3,66 1,84 2,33 3,4
Ж ФП 2,6 3,93 2,84 2,77 2,77 3,2
Ж ФП 3,1 3,8 2,92 4,33 2,77 3,3
Ж ФП 2,6 3,6 3,07 2,88 3,44 3,3
Ж ФП 3,5 4,06 3,3 4,33 3,66 4,3
М ФП 4,1 2,26 3,84 2,55 1,77 2,4
М ФП 2,7 3,4 3,3 3,44 2,66 3,1
М ФП 1,7 2,66 3,15 3,44 1,55 4,2
Ж ФП 3,2 3,93 3,76 4,11 2,88 2,3
Ж ФП 2,7 4,2 3,84 3,44 2,44 3,9
Ж ФП 2,9 4,13 3,07 3,22 2,4
Ж ФП 3,8 3,33 3,3 3,66 3,8
Ж ФП 3,5 3,46 3,23 3,22 2,88
Ж ФП 3,6 3,3 3,22 3,22 2,5

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица первичных данных опросника МИС

Пол Возраст Факультет Открытость Самоуверенность Саморуководство Отраженное самоотношение Самоценность Самопринятие Самопривязанность Внутренняя конфликтность Самообвинение
Ж ФАМИ
М ФАМИ
Ж ФАМИ
Ж ФАМИ
Ж ФАМИ
М ФАМИ
М ФАМИ
Ж ФАМИ
Ж ФАМИ
М ФАМИ
М ФАМИ
Ж ФАМИ
М ФАМИ
М ФАМИ
М ФАМИ
М ФАМИ
М ФП
Ж ФП
Ж ФП
М ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
М ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
М ФП
М ФП
М ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП
Ж ФП

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…..3

Глава 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ……..6

1.1. Понятие «идентичность»: теоретические и методологические основания....6

1.2. Образа времени и временная идентичности…………………………………11

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ………………………19

2.1. Методы и организация исследования………………………………………..19

2.2. Особенности системы отношений личности к временному континууму у студентов…………………………………………………………………………...24

2.3. Особенности самоотношения у студентов…………………………………..29

2.4. Статистический анализ результатов исследования…………………………37

Заключение………………………………………………………………………...43

Библиография……………………………………………………………………..44ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………51

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………52

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………………67

ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………………69

Введение

Понятие временной идентичности вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как до конца не осуществленной возможности в условиях многообразной и постоянно меняющейся социокультурной действительности. Временная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении. При этом значимыми становятся требования, предъявляемые человеком к самому себе и его представления о самом себе и своем социальном окружении. В этой области решения задач, связанных с разнообразными социальными контекстами и одновременно всерьез затрагивающих сферу Я.В контексте разработки проблематики «возможного» начаты исследования временной идентичности. Проблема идентичности является одной из наиболее обсуждаемых в науках о человеке. Сама идея включения в анализ «Я» - концепции и идентичности временных составляющих не нова. Однако исследования последнего десятилетия не только продолжили и развили ее, но и сделали одной из центральных во всей проблематике, связанной с «Я».

Время связывает все структуры нашей действительности: производительность труда измеряется временем, затраченным на производство продукта, товара; любая профессиональная деятельность — рабочего на конвейере, летчика, ученого и т. д. имеет свой ритм, темп, скорость; все социальные процессы происходят во времени — социальные изменения то медленны (эпохи стабильности), то стремительны. Время — это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм, ее периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. Время является определенной мерой скорости, продуктивности и т. д.; вместе с тем происходят растраты, т. е. уничтожение времени, виной которых незаметно являемся мы сами. Итак, время — это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные структуры самых различных процессов и явлений. Объединяя все эти временные структуры и явления, можно сказать: время необходимо включает в себя энергетический аспект, время — это энергия нашей жизни. Проблема времени становится специфической в XX в., и действительность приобретает новую временную представленность. Отношение к времени, его изучению и овладению им становится актуальным не только в философии, но и в естественных науках. К изучению времени наряду с психологами, философами и социологами обращаются также физики, биологи, математики. Время теперь не только объект теоретических изысканий, но и средоточие бытия человека, проявляется острая зависимость от него, понимание его причастности к человеческой жизни.

В новом отношении ко времени, в обострении человеческого время-ощущения и самоопределения собственного бытия во времени заключается специфика изучения времени сегодня. В нынешнюю эпоху с резкими изменениями социальных событий, отмеченную высокими скоростями и чрезвычайно расширенными во времени и пространстве коммуникациями, мировоззренческая задача овладения временем переходит в ранг прикладных и актуальных. Требуется новый подход к его изучению и к систематическим исследованиям места времени в структуре человеческой деятельности и бытия в целом. Проблема временной перспективы занимает сегодня особое место в психологических исследованиях человеческого поведения, мотивации личности, когнитивных аспектов Я-концепции, динамических параметров, изучаются разнообразные характеристики и параметры временной перспективы. Наличие в структуре Я-концепции определенных временных модусов традиционно для психологических исследований личности. В работах У. Джемса в понятии Я-концепции присутствует не только актуальная самопрезентация, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, своего идеального Я.

Несмотря на интерес исследователей к проб

Наши рекомендации