Условия, провоцирующие реакцию обвинения
Американский психолог Джеффри Рубин описывает условия, повышающие вероятность реакции обвинения в конфликтном взаимодействии:
1. Особенно часто обвинения в адрес второй стороны возникают у первой стороны, когда вторая своими действиями вредит ее интересам.
2. Осуждение будет более суровым, если обнаружится, что вторая сторона могла предвидеть опасность своих действий для первой. В таких случаях первой стороне кажется, что ей нанес ли ущерб не случайно, а специально.
3. Действия второй стороны также будут чаще вызывать осуждение, если они воспринимаются как предпринятые ею самостоятельно, а не под давлением обстоятельств.
4. Действия, совершенные под нажимом, тоже могут вызывать обвинение, если считается, что вторая сторона вполне могла противостоять нажиму.
5. Особенно резко осуждаются действия, нарушающие социальные нормы или нетипичные для поведения другой стороны.
Таким образом, если мы совершаем действия, которые могут быть истолкованы каким-то человеком как вредоносные, преднамеренные, произвольные и нарушающие известные нам правила, следует ожидать, что он рассердится и предъявит нам обвинения. Чтобы этого не происходило, можно избегать совершения таких действий.
Конфликтное взаимодействие как игра
Если посмотреть на навязчиво повторяемые шаблоны не как на бессмысленные действия, а как на игру, то они приобретают психологический смысл. У деятельности всегда есть цель, которой служит ее конечный результат. Если результат не достигнут или достигнут слишком большой ценой — деятельность неэффективна. Смысл деятельности определяется ее целью, а точнее, тем, для чего человеку нужно достичь этой цели.
Игра — это серия скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Внешне она похожа на деятельность.
Главный игрок, как правило, представляет свои действия как рациональное движение к цели, о которой он заявляет вслух. Однако затем он совершает действия, приводящие его к совершенно другому результату. Поскольку эта поведенческая последовательность в его жизни часто повторяется с самыми разными людьми, у не предвзятого наблюдателя создается впечатление, что игроку нужно именно то, что он получил в итоге, а не то, что декларировал как свою цель. В результате своих манипуляций игрок получает то, что ему нужно на самом деле, — выигрыш(психологическую выгоду).
ПРАКТИКУМ
Цель работы: изучение репертуара манипуляционных действий, провоцирующих критику со стороны партнера.
Упражнение: участники по очереди вспоминают и озвучивают способы, с помощью которых они вызывают у партнеров по общению негативные эмоции в свой адрес и которые делают их мишенью для критики. Остальные члены группы внимательно выслушивают. Задача группы – составить перечень выявленных провокаций и частот их встречаемости.
Рефлексия: в ходе данного упражнения я поняла, что чаще провоцирую окружающих на критику в свой адрес невербальными средствами, и происходит это осознанно.
АССЕРТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ
Замена иррациональных убеждений более конструктивными может оказать существенную помощь в сохранении спокойствия и уверенности в себе в ситуации восприятия критики. Особенно важно выделить следующие убеждения:
1. Никто из нас не безупречен, всем людям свойственно ошибаться.
2. Любой человек имеет право высказать свое неудовольствие, если ему что-то не нравится в поведении другого.
3. Для того чтобы разобраться в сущности его претензии, ее нужно выслушать.
4. Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь для себя хоть какую-нибудь пользу, любую критику можно использовать для своего блага.
Ассертивность
Можно выделить ряд различий между внешними проявлениями робости, агрессивности и уверенности.
Признаки робкого поведения:
Человек, ведущий себя неуверенно, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях. Он мучается от того, что не может применить свои способности. Он не может противостоять манипуляциям оппонента, уступая ему и страдая по этому поводу. При малейшей критике начинает оправдываться или извиняться. Неудачи ослабляют его самооценку. Иногда пытается манипулировать людьми, вызывая у них жалость. Голос у него обычно тихий, жалобный, иногда — «плачущий». Темп речи — часто высокий, словно боится, что его перебьют, контакт глаз с партнером отсутствует. Поза закрытая, напряженная, неудобная, он пря чет руки, у него часто напряжены мышцы шеи, плечевого пояса, спины.
Признаки агрессивного поведения: Агрессивный человек добивается своего в ущерб другим, он не признает их права и справедливые требования. Речь содержит множество прямых или скрытых угроз, оценок. Часто морализирует, в большом количестве употребляет слова «дол жен», «обязан», «надо», использует прямые указания, приказы. Взгляд прямой, тяжелый, «сверлящий», поза — агрессивная. Голос обычно громкий, часто повышается (сказывается напряжение в голосовых связках). Агрессия иногда проявляется в сарказме, иронии, ровных, спокойных речах, раздражающих оппонента.
Неуверенные и агрессивные действия отличаются друг от друга лишь на первый взгляд, но реально они имеют много общего. Реагируя на трудную ситуацию социального взаимодействия, многие люди испытывают робость. Их Неблагополучный Ребенок, «проигрывая» ранние детские решения испытывает желание спрятаться или покорно соглашается с критикой. Для того чтобы выглядеть уверенно, эти люди передают исполнительную власть своему Ограничивающему Родителю, который агрессивно и требовательно выдвигает претензии партнеру. Вместо робости они демонстрируют защитную агрессию. Однако такое поведение также не является уверенным — ведь оно имеет вынужденный, защитный характер. Робость и агрессия помещаются на од ном полюсе, в то время как уверенность находится на другом. Для того чтобы в ситуации обвинения вести себя уверенно, нужно помнить: и бегство, и оправдание, и агрессия являются признаками неуверенности.
Такое уверенное поведение, которое позволяет одно временно и отстоять свои права, и не нарушать права партнера, называется ассертивным. Такой человек выглядит спокойно, его речь выразительна и вразумительна, темп речи равномерный, взгляд пря мой, есть контакт глаз с партнером.