Затруднения в вербализации чувств
- Первая причина заключается в том, что нередко мы сообщаем не совсем то, что имеем в виду, потому что у нас не хватает слов в активном словаре.
- Вторая причина в том, что говорить о чувствах не принято. В обществе существуют конвенциональные нормы, содержащие запрет на разговоры о чувствах и желаниях.
- Третья причина сокрытия чувств - в ощущении, что человек, знающий наши чувства и сокровенные желания, обретает магическую власть над нами.
- Четвертая причина того, что люди не выражают свои желания и чувства словесно, заключается в том, что они могут их не замечать, игнорировать. Дело в том, что некоторые из чувств социально не одобряются.
Необходимость выражения чувств
Выражать истинные чувства необходимо, чтобы быть правильно понятым.
Выражать желания и чувства необходимо для того, чтобы другие могли принять их во внимание.
Выражение эмоций — важный способ вернуть утраченное душевное равновесие.
Выражать чувства необходимо для того, чтобы руководствоваться ими в своих оценках и выборах.
Техники эмпатического слушания можно разделить на две большие группы:
1. Эмоциональное присоединение к состоянию партнера – мы не просто наблюдаем за его невербальными реакциями, а пытаемся их повторить, выступая своего рода «зеркалом». Идея состоит в том, что, копируя телесный компонент его эмоций, мы можем в некоторой степени ощутить его настроение и эмоциональное состояние.
2. Вербализация его чувств – суть заключается в назывании чувств собеседника словами, мы обращаем внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства, например: печаль, гнев, радость и т. д., следим за его невербальными проявлениями, присоединяемся к ним и стремимся понять, что он чувствует и что бы чувствовали мы, окажись на его месте. Вербализация чувств может исполняться четырьмя способами:
1) категоризация чувств;
2) описание состояния;
3) описание желаний;
4) использование метафор.
ПРАКТИКУМ
Цель работы: изучение роли эмпатического слушания в установлении взаимопонимания. Апробирование техник эмпатического слушания.
Упражнение:проводится в парах. Один участник – рассказчик, второй слушатель. Задача первого состоит в том, чтобы рассказать свою историю, задача второго – использовать техники рефлексивного слушания и вербализации чувств. Оба участника должны побывать в обеих ролях.
Рефлексия:находясь в роли рассказчика, я испытала приятное чувство комфорта, рассказывать историю было не сложно, слушатель полностью передал те чувства, которые я испытывала, и даже те, наличие которых я старалась не выдать. Будучи в роли слушателя, я старалась следить за проявлениями языка телодвижений своего собеседника, представляла себя на месте рассказчика, и, задав себе вопрос: «А что я почувствовала бы в данной ситуации?», правильно определила его чувства.
В целом, при выполнении данного упражнения я чувствовала себя наиболее комфортно, чем при выполнении остальных упражнений. Я считаю, что данное слушание очень полезно. Создается впечатление, что тебя понимают и слушают, что благоприятно сказывается на рассказчике. Данный метод будет эффективен в медицине, школьному психологу в общении с детьми, учителями.
РЕФЛЕКСИЯ ПО ПЕРВОМУ ДНЮ
Впервый день тренинга я узнала, что для того, чтобы помочь человеку, не обязательно после выслушивания его рассказа, давать ему какие-либо рекомендации. Помощью может быть как раз сам процесс слушания. Главное – это правильно организовать процесс слушания, следить за своими невербальными проявлениями, задавать правильные вопросы. Я считаю, что это требует большого труда. О себе я узнала, что мне не хватает способности «читать между строк». Мне следует тренироваться в умении распознавать несказанных слов, скрытых чувств.
День 2.
Передача обратной связи в общении
Любое наше поведение в процессе общения не только представляет собой акт передачи информации собеседнику, но и обязательно влияет на его поведение. Информация о текущем состоянии объекта и о том, в котором он оказался после нашего воздействия называется обратной связью.
Можно выделить три основных способа осуществления целенаправленного психологического влияния на поведение другого человека:
- манипуляция – вызвать требуемое поведение в такой манере, чтобы у объекта осталась иллюзия, что это его собственное решение;
- призыв – открыто формулирует предписание в более или менее категоричной форме и раскрывает интересы коммуникатора перед партнером;
- обратная связь – извещает человека о том, к каким последствиям приводит его поведение, с тем чтобы он принял самостоятельное решение: продолжать действовать в том же духе или изменить поведение.
Критика – высказывание неодобрения – в общении выполняет различные функции: наказание виновного, доказательство собственного превосходства, выражение гнева (разрядка собственного напряжения), изменения поведения критикуемого.
В формировании негативной оценки принимают участие три эго-состояния:
1. Взрослое эго-состояние формулирует содержание своей претензии на основе логики и здравого смысла и предполагает непосредственное аргументированное указание на содержание претензии.
2. Родительская составляющая претензии дополнительно нагружает ее оценкой. Оценка основана на убеждениях Родителя о том, что хорошо, а что плохо.
3. Спонтанная Детская реакция первична и естественна. Детская составляющая критики — это непосредственное эмоциональное реагирование на поведение оппонента.
· Ребенок в ребенке.
Когда мы непосредственно и без оглядки на производимое впечатление проявляем чувства – мы находимся в Детском Ребенке. Это эго-состояние в трансактном анализе часто называют Свободным Ребенком, выражая их, мы не ставим перед собой никаких дополнительных целей: не стремимся кому-то понравиться или насолить. Такие чувства называют аутентичными.
Известный американский психотерапевт Вильям Шуте, обсуждая важность открытости в человеческих отношениях, предложил выделить несколько уровней правды:
1) Минус первый уровень (самообман). Человек не позволяет знать о своих чувствах ни себе, ни партнеру, это все, что мы предпочитаем не знать о себе или зная, притворяться перед другими.
2) Нулевой уровень (умолчание). Человек чувствует нечто важное, но не выражает этого, используя множество рационализации (умственных оправданий): «Это бестактно», «Это недипломатично» и т.д. Это — шаг по направлению к правде.
3) Второй уровень («По отношению к тебе я чувствую...»). Человек выражает свое отношение, реакцию на оппонента, не объясняя, что ее вызвало. Фокус внимания перемещается с оппонента на то, какие он вызвал чувства.
4) Третий уровень («Потому что...»). Человек объясняет, какие события (событие) вызвали это чувство. Это рациональный уровень, причина чувств осознается. Это уровень объяснения и оправдания.
5) Четвертый уровень («Я чувствую, что ты меня...»). Человек чувствует отношение другого человека к себе и рассказывает ему об этом.
6) Пятый уровень («Я боюсь, что я...»). Человек сознает свои опасения относительно себя самого. Вместо того чтобы подозревать других людей в дурном отношении к себе, человек выражает опасение по поводу присутствия у себя дурных характеристик и не выражает неодобрения в адрес других.
· Родитель в ребенке.
Детский Родитель состоит из впечатлений относительно родительского поведения и чувств. Если, например, родители бранят и наказывают ребенка за то, что он сосет палец, грызет ногти или громко разговаривает, то для того, чтобы не навлечь на себя их гнев, ему приходится уступать их требованиям, признать это поведение плохим. Такая реакция ребенка направлена на адаптацию к родительским требованиям, поэтому соответствующее ему эго-состояние называется Адаптированный Ребенок.
Маленький ребенок может наблюдать, делать некоторые выводы и поступать в соответствии с накопленными данными. Э. Берн называл Детского Взрослого Маленьким Профессором за то, что он остро чувствует и хорошо понимает оттенки отношений между людьми, эмпатически улавливает скрытый смысл высказываний, однако детская неприязнь к человеку может быть решением Маленького Профессора. К возникновению необоснованной неприязни приводят:
1. Процесс неосознаваемого сравнения. Неприязнь к человеку может возникать в результате сравнения его качеств или его поведения с каким-то эталоном. Мы можем изменять свои оценки, произвольно меняя эталоны. Негативное отношение к объекту может возникать в результате некорректного сравнения его с другим объектом.
2. Несоответствие других людей нашим ожиданиям. Маленький Профессор считает: «Мне этого хочется, и поэтому мне это должны дать». Он пытается манипулировать людьми, проявляя хитрость: он пускает в ход свое обаяние, прикидывается беспомощным или обижается. Если объект не поддается на манипуляцию, то он становится мишенью для критики.
3. Третий источник неприязни к человеку — стремление Маленького Профессора избежать некой Ужасной Катастрофы, которая может произойти, если партнер будет вести себя определенным образом. Именно это стремление будет приводить к неприязни, в то время как само оно не осознается.
Таким образом, присутствующая в критике Детская неприязнь, в соответствии с принципом комплементарности, провоцирует Родительскую позицию в критикуемом. Скорее всего, он отвергнет справедливость претензии. Снижению уровня враждебности критики способствует осознание Детского происхождения неприязни. Взрослое вмешательство в процесс оценивания человека поможет вам существенно пересмотреть свои оценки.
ПРАКТИКУМ
Цель работы: Изучение источников неприязни к человеку, являющемуся объектом критики. Изучение техник уменьшения неприязни.
Упражнение 1: каждый участник самостоятельно составляет перечень черт в поведении какого-либо человека, который ему не нравится. Затем каждый участник по очереди зачитывает получившийся список, но вместо «мне не нравится в ком-либо …» произносит «мне не нравится в себе…». Затем происходит групповое обсуждение.
Рефлексия: составляя список качеств человека, который мне не нравится, я старалась выделить те качества, которые мешают мне с ним взаимодействовать. Было несколько неприятно и некомфортно писать о другом человеке не самые хорошие вещи, и было сложно признаться, что я на самом деле чувствую некую неприязнь к человеку N. На втором этапе, когда мы зачитывали свои получившиеся списки как бы своих качеств, было, откровенно говоря, неприятно. Я начала задумываться о том, что, может быть, этот человек не так уж и плох, а я преувеличила? Также я поняла, что каждое качество, внесенное мной в список, в той или иной степени есть и у меня самой. Я считаю, что данное упражнение стоит чаще проводить самостоятельно. Возможно, оно поможет снять негатив, обернуться на себя и собственное поведение, посмотреть на ситуацию свежим взглядом.
Упражнение 2: каждый участник самостоятельно, не советуясь с остальными, выбирает в окружающей обстановке какой-либо предмет, который по той или иной причине ему не нравится. По очереди участники становится конкретизаторами, а остальные также по очереди называют тот предмет, который был выбран: «мне не нравится А». Конкретизатор задает вопросы по типу: «что тебе не нравится в А?» Ответ: «в А мне не нравится Б». «Что тебе не нравится в Б?» и т.д. Затем происходит групповое обсуждение.
Рефлексия: при выполнении этого упражнения у меня не возникло абсолютно никаких сложностей, с опорой на вопросы я успешно уточнила свою претензию, по объекту от абстрактного выражения до конкретной характеристики, которая мне не нравилась в выбранном мной предмете. Считаю, что это упражнение также будет полезно для самостоятельного использования. Оно помогает работать в определенном направлении - на устранение неприятного фактора или изменение своего отношения к нему, при этом сохраняя адекватную реакцию на предмет в целом.
РОДИТЕЛЬСКОЕ НЕОДОБРЕНИЕ
Необходимо различать Родительское эго-состояние и Детского Родителя. Находясь в Родительском эго-состоянии, мы убеждены в правильности своих оценок, а Детский родитель нас вынуждает что-то любить или не любить, хо теть или не хотеть. Родитель же все время хочет «как лучше» и содержит в себе образцы родительской заботы.
Модальные операторы
Родитель обычно оперирует терминами «надо», «должен», «обязан», «недопустимо» и т. д. — такие слова называют модальными операторами необходимости и долженствования. Модальные операторы долженствования воспринимаются как уместные либо в том случае, когда Родительские эго-состояния собеседников содержат идентичные убеждения, либо если они предварительно дали друг другу какие-то обещания.
Распоряжения
Еще одна особенность родительской критики — использование приказов, запретов, предписаний. Родительская позиция предполагает право на распоряжение человеком, который сам не в состоянии справиться с ситуацией. Человек в такой позиции убежден, что он прав и справедлив, а его партнер — не прав и обладает множеством негативных характеристик.
Оценочные слова
Родительская оценка в критике может принимать форму различных оценочных эпитетов. Синонимичные слова и выражения часто имеют разные оценочные оттенки. Использование в критическом сообщении выражений, имеющих сильную оценочную составляющую, только повышает сопротивление.
Чтение мыслей
Критикующий подвергает оценке мысли и чувства человека, которые он не может воспринимать непосредственно. Высказывание: «Мне не нравится, что вы не хотите работать!» может вызвать естественную ответную реакцию: «А откуда вы знаете, чего я хочу, а чего не хочу?!»
Язык критики
Вероятность сопротивления критике повысится, если в ней будут присутствовать следующие элементы Родительской позиции:
• интерпретации, выводы вместо описания;
• обилие распоряжений, запретов, оценок;
• неясное выражение истинных чувств, желаний и намерений;
• неконгруэнтность вербального и невербального компонентов сообщения.
ПРАКТИКУМ
Цель работы: изучение источников оценочной составляющей критического высказывания.
Упражнение: Каждый участник вспоминает человека, в поведении которого ему что-то не нравится. Представляя, что этот человек сидит на пустом стуле, каждый участник по очереди высказывает ему критическое замечание, начиная его со слов: «Ты должен» или «Ты не должен»
После того, как выскажутся все, вместо модального оператора «должен» используется выражение «мне хотелось бы, чтобы ты…». Когда участники выскажутся, упражнение выполняется в третий раз. Каждый повторяет свое высказывание из предыдущей попытки, но дополняет его аргументацией.
Рефлексия: при выполнении этого упражнения у меня возникла трудность в том, что мне было сложно начинать разговор со слов «ты должен». У меня возникал вопрос: могу ли я так обращаться к собеседнику, и если могу, то на каком основании? Слушая, как другие говорят «должен», я чувствовала себя в ущемленной позиции, и в некоторых случаях хотелось сопротивляться говорящему, делать наоборот.
Когда мы стали начинать свои реплики со слов «мне хотелось бы, чтобы ты» и аргументировать высказывание, мне было проще воспринимать услышанное, однако возникало некоторое сомнение в обязательности выполнения требования.
Я считаю, что использование данной техники может значительно облегчить предъявление требований к окружающим в обыденной жизни, если сформировать у себя навык ее использования.