Структура мотивации человека
Общую структуру мотивации человека позволяет понять простая схема, изложенная в соответствующей статье Краткого психологического словаря (Мотивация, 1985). Автор этой статьи А.Г. Асмолов очертил область психологии мотивации как область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как три уровня мотивации.
Первая группа факторов — это источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня — всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени как к мотивации, так и к личности.
Вторая группа факторов — это факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается одно, а не другое направление деятельности в конкретной ситуации. Здесь уже речь идет о факторах собственно мотивационных, но не личностных в узком смысле слова, потому что определение направленности действия в конкретной ситуации завязано на конкретные особенности текущей ситуации, на то, что происходит здесь и теперь и что нельзя вывести из глобальной иерархии потребностей и ценностей личности. Для меня на первом месте в иерархии ценностей может быть, допустим, любовь, но сейчас, здесь и теперь, я иду есть, пить кофе и т.п. Не в каждом конкретном случае побеждает главный мотив в общей иерархии. Конкретная ситуация характеризуется уникальной динамической констелляцией причин и детерминант поведения.
Третья группа факторов, третий уровень мотивационных процессов — это те факторы, которые обеспечивают собственно регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива. Когда направление деятельности определилось, мы должны ещё проанализировать, что помогает деятельности не отклониться от своего пути. Сам мотив — это половина дела, это стартовая точка; мотив порождает свои вторичные регуляторы, которые помогают деятельности не отклониться от курса и позволяют довести деятельность до конца. Сюда относятся цели, установки, эмоциональные процессы, то есть то, что сопровождает течение деятельности, все то, что входит в ёмкое понятие регуляции. Эмоциональные процессы служат сигналами на этом пути. Ориентируясь на эмоции, я вношу коррективы в мой путь к предмету потребности. Установки — ещё одна группа факторов, которые тоже выступают в роли регуляторов. Они являются концентратами ранее полученного мной опыта моих действий в мире. Мой опыт, варианты действий сохраняются аккумулированными в виде установок. Установки тоже включаются в систему мотивационной регуляции деятельности, придают ей стабильность.
Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регуляции деятельности.
Первый уровень — источники мотивации — общая область с психология личности, второй уровень — то, что происходит здесь и сейчас, конкретный выбор направленности деятельности, — это специфическая тема психологии мотивации, а третий уровень — что ведет деятельность на пути к достижению желаемого, когда этот выбор произошел, — это уже психология деятельности. Психология мотивации сливается с психологией деятельности и фактически превращается в более широкую область психологию регуляции.
Далее курс строится именно по функциональной логике регуляции. Сначала мы рассмотрим разные подходы к источникам мотивации, потом обратимся к процессам, влияющим на выбор направленности деятельности в конкретной ситуации, потом обратимся к регуляторам, таким как эмоции, установки, целеполагание и т. д. Наконец, затронем процессы самого сложного высшего уровня, процессы рефлексивной саморегуляции и самодетерминации, когда человек на определенных отрезках берет на себя управление собственной мотивацией. Речь идет о процессах воли, о процессах выбора, о психологических механизмах свободы и ответственности.
И последнее, что важно помнить — разные авторы в одни и те же слова вкладывают часто совершенно разный смысл. Трехуровневая схема помогает понимать эти различия. Скажем, мотив понимают совершенно по-разному. У В.К. Вилюнаса (1986) это структура второго, ситуативного уровня. У Х. Хекхаузена (1986) мотив — это структура высшего уровня, устойчивая личностная диспозиция, которая в конкретной ситуации порождает ситуативный процесс мотивации. У А.Н. Леонтьева, когда он говорит о соотношении мотива и цели, мотива и деятельности (Леонтьев, 1971) мотив — это структура второго уровня, то, что формируется здесь и теперь и побуждает текущую деятельность. Но когда он говорит о структуре личности (Леонтьев, 1977), в слово «мотив» он уже вкладывает другое содержание, относящееся к первому, высшему уровню. Таким образом, в области психологии мотивации употребление даже самых базовых понятий очень разное; важно отличать само слово от его содержания.
Литература
Бунге М. Причинность: место принципа причинности в современной науке. М.: Изд-во иностр. лит., 1962.
Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. М.: Педагогика, 1983, Т. 3.
Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2 тт. М.: Мысль, 1971. Т.2. С. 5—209.
Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 4. 1996. С. 35—44.
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156—176.
Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 1. 1997 б. С. 20—27.
Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. Ж., т. 21, 2000, №1, с.15-25.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
Мотивация // Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М: Политиздат, 1985, с. 190-191.
Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Искусство любить / под ред. Д.А.Леонтьева. СПб.: Азбука, 2001.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х тт. / под ред.Б.М.Величковского. М.: Педагогика, 1986.
Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е, перераб. изд. / под ред. Д.А.Леонтьева, Б.М.Величковского. СПб: Питер-пресс; М.: Смысл, 2003.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1998.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
Adler A. What life should mean to you. London: Allen and Unwin,1980.
D'Andrade, R. G. Schemas and motivation // D'Andrade R. G., Strauss C. (Eds.). Human Motives and Cultural Models. Cambridge: Cambridge University Press, 1992, pp. 23-44.
Frankl V.E. Fore-runner of existential psychiatry // J. of Individual Psychology, 1970, v. 26, N 1, p. 12.
Murray H. Explorations in personality. N.Y.: Cambridge University Press, 1938.
Nuttin J. Motivation, planning, and action: a relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University press; Hilisdale (N.J.): Lawrence Eribaum Associates, 1984.
Nuttin J. Future time perspective and motivation. Leuven: Leuven University press; Hilisdale (N.J.): Lawrence Eribaum Associates, 1985.
[1] Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н.Леонтьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, № 4. 1979. С. 25—41.