Урок 24. как простить обиду?
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ ?
Приветствие.
Обсуждение.Бывает ли так,что одна и та же ситуация одного человека
обижает, а другого - нет? Можно ли привести такие примеры из жизни?
«Психоанализ» обиды показывает, что если вас задели, обратите внима-ние на больные точки своей души, а не на обидчика. Эту закономерность иллю-стрирует известный афоризм: «Слабые не умеют прощать;способностьпрощать – качество, присущее сильным».
!!! Упражнение «Письмо обидчику».
Попытаемся простить кого-то из своих обидчиков, неважно, кто это: ма-ма, лучшая подруга или случайная бабушка, которая накричала на тебя в трол-лейбусе. Для этого мы напишем своему обидчику письмо. В нем, конечно, мы сперва скажем этому человеку все, что мы про него думаем, а потом попытаем-ся оправдать и простить его. И не забудем это тоже упомянуть в своем письме.
q А я ни с кем никогда не ссорюсь. Просто не общаюсь. Максим В.
q Маша! Прости меня, пожалуйста, за то, что я назвала
тебя дурой. Ты моя лучшая подруга, я не хотела тебя оби-деть. Я просто разозлилась, что ты сказал мне сама знаешь про что. Но давай помиримся!
Наташа А.
Если у кого-то из ребят возникают трудности, ему необходимо помочь
«повертеть» выбранную им ситуацию с разных сторон.
. Индивидуальная работа в тетрадине проводится.
☺ Завершение занятия.
УРОК 25. АХ, ЧЕМ Я ВИНОВАТ?
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для понимания подростками психологического содержа-ния чувства вины и стыда, а также их проективной разрядки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? Обсуждение.Бывают ли люди,которым никогда не бывает стыдно,которые
никогда не чувствуют себя виноватыми? Если да, то что это за люди? В каких ситуациях мы чувствуем стыд, вину? Составляется «Копилка ситуаций»: не вы-полнил просьбу родителей, осмеяли одноклассники, не ответил на простейший вопрос учителя и т.д.
Выясняется, что стыд и вина – эмоции довольно частые, но очень непри-ятные. Возникают они в тех случаях, когда мы сделали что-то несоответствую-щее правилам поведения в обществе или требованиям окружающих людей. Здесь можно повспоминать ситуации, в которых эти требования нам казались сомнительными, которые можно перечислить под рубрикой «Ах, чем я вино-ват?»
Требования – это ужасно! Всегда ли мы должны им следовать? Очень хо-чется ответить: «Мы никому ничего не должны!». Это так?
!!! Упражнение «Сказка».
Организуется работа в маленьких группах. Необходимо написать сказку о том, что было бы, если бы в один прекрасный день все люди потеряли чувство вины и стыда.
Ребят обязательно нужно предупредить, что сказки придется зачитывать.
По окончании работы сказки действительно зачитываются. Как правило, они скорее похожи на абсурдно грустные истории с печальным финалом. В об-суждении предлагается совместными усилиями привлечь в сказку волшебные средства и довести ее сюжет до хэппи-энда.
В одной стране люди однажды взяли и потеряли стыд. Стали ходить по улицам голые и врать направо и налево. И никому не было стыдно. Только к ним перестали приезжать туристы – уже туристам было стыдно. Но люди в той стране жили нормально и не стеснялись. В на страну наложили между-народные санкции.
Миша Л., Кристина Т., Маша Б.
Волшебство так или иначе всегда позволяет вернуть людям то, что было утрачено. И что теперь сделать, чтобы наладить жизнь? Конечно, попросить прощения!
. Индивидуальная работа в тетради:
q Есть ли такие люди, у которых мне есть за что попросить прощения? Что бы
я им сказал?
q Мне на за что просить прощения Максим В.
q Я бы попросила прощения у родителей за вчерашний день, но они не поймут. Поэтому не буду (наверное).
Катя П.
Завершение занятия.
УРОК 26. ЧТО ТАКОЕ ЭМПАТИЯ?
Цели занятия для специалистов:
q Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций .
q Создание условий для тренинга эмпатических навыков.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ ?
Приветствие.
Обсуждение.С помощью чего люди могут понимать друг друга?Зачем
нужна эмпатия? Поскольку этот термин никому в классе незнаком, можно уст-роить «догадалки», зачитав стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла», одно на-звание которого уже вдохновляет ребят на внимательное слушание:
Сверчок горевал, свою участь кляня:
«Не сплю я, бессонница мочит меня!».