Урок 24. как простить обиду?

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ ?

Приветствие.

Обсуждение.Бывает ли так,что одна и та же ситуация одного человека

обижает, а другого - нет? Можно ли привести такие примеры из жизни?

«Психоанализ» обиды показывает, что если вас задели, обратите внима-ние на больные точки своей души, а не на обидчика. Эту закономерность иллю-стрирует известный афоризм: «Слабые не умеют прощать;способностьпрощать – качество, присущее сильным».

!!! Упражнение «Письмо обидчику».

Попытаемся простить кого-то из своих обидчиков, неважно, кто это: ма-ма, лучшая подруга или случайная бабушка, которая накричала на тебя в трол-лейбусе. Для этого мы напишем своему обидчику письмо. В нем, конечно, мы сперва скажем этому человеку все, что мы про него думаем, а потом попытаем-ся оправдать и простить его. И не забудем это тоже упомянуть в своем письме.

q А я ни с кем никогда не ссорюсь. Просто не общаюсь. Максим В.

q Маша! Прости меня, пожалуйста, за то, что я назвала

тебя дурой. Ты моя лучшая подруга, я не хотела тебя оби-деть. Я просто разозлилась, что ты сказал мне сама знаешь про что. Но давай помиримся!

Наташа А.

Если у кого-то из ребят возникают трудности, ему необходимо помочь

«повертеть» выбранную им ситуацию с разных сторон.

. Индивидуальная работа в тетрадине проводится.

☺ Завершение занятия.

УРОК 25. АХ, ЧЕМ Я ВИНОВАТ?

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для понимания подростками психологического содержа-ния чувства вины и стыда, а также их проективной разрядки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? Обсуждение.Бывают ли люди,которым никогда не бывает стыдно,которые

никогда не чувствуют себя виноватыми? Если да, то что это за люди? В каких ситуациях мы чувствуем стыд, вину? Составляется «Копилка ситуаций»: не вы-полнил просьбу родителей, осмеяли одноклассники, не ответил на простейший вопрос учителя и т.д.

Выясняется, что стыд и вина – эмоции довольно частые, но очень непри-ятные. Возникают они в тех случаях, когда мы сделали что-то несоответствую-щее правилам поведения в обществе или требованиям окружающих людей. Здесь можно повспоминать ситуации, в которых эти требования нам казались сомнительными, которые можно перечислить под рубрикой «Ах, чем я вино-ват?»

Требования – это ужасно! Всегда ли мы должны им следовать? Очень хо-чется ответить: «Мы никому ничего не должны!». Это так?

!!! Упражнение «Сказка».

Организуется работа в маленьких группах. Необходимо написать сказку о том, что было бы, если бы в один прекрасный день все люди потеряли чувство вины и стыда.

Ребят обязательно нужно предупредить, что сказки придется зачитывать.



По окончании работы сказки действительно зачитываются. Как правило, они скорее похожи на абсурдно грустные истории с печальным финалом. В об-суждении предлагается совместными усилиями привлечь в сказку волшебные средства и довести ее сюжет до хэппи-энда.

В одной стране люди однажды взяли и потеряли стыд. Стали ходить по улицам голые и врать направо и налево. И никому не было стыдно. Только к ним перестали приезжать туристы – уже туристам было стыдно. Но люди в той стране жили нормально и не стеснялись. В на страну наложили между-народные санкции.

Миша Л., Кристина Т., Маша Б.

Волшебство так или иначе всегда позволяет вернуть людям то, что было утрачено. И что теперь сделать, чтобы наладить жизнь? Конечно, попросить прощения!

. Индивидуальная работа в тетради:

q Есть ли такие люди, у которых мне есть за что попросить прощения? Что бы

я им сказал?

q Мне на за что просить прощения Максим В.

q Я бы попросила прощения у родителей за вчерашний день, но они не поймут. Поэтому не буду (наверное).

Катя П.

Завершение занятия.

УРОК 26. ЧТО ТАКОЕ ЭМПАТИЯ?

Цели занятия для специалистов:

q Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций .

q Создание условий для тренинга эмпатических навыков.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ ?

Приветствие.

Обсуждение.С помощью чего люди могут понимать друг друга?Зачем

нужна эмпатия? Поскольку этот термин никому в классе незнаком, можно уст-роить «догадалки», зачитав стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла», одно на-звание которого уже вдохновляет ребят на внимательное слушание:

Сверчок горевал, свою участь кляня:

«Не сплю я, бессонница мочит меня!».

Наши рекомендации