Цели и задачи контрольной работы
Целью написания контрольной работы является подготовка будущих специалистов к теоретическому анализу и практической реализации полученных знаний, овладение психологической составляющей профессиональной деятельности в экстремальной ситуации, формирование и развитие профессионально важных качеств.
Задачами написания контрольной работы являются:
· расширить и систематизировать у обучающихся знания по экстремальной психологии;
· расширить теоретические и практические знания в области экстремальной психологии, их систематизация, закрепление и применение при решении конкретных задач профессиональной деятельности;
· выработать навыки самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, нормативных правовых актов и обобщению опубликованных данных, формулированию выводов по конкретной теме;
· выявить степень усвоения слушателями основного содержания курса «Экстремальная психология».
При написании контрольной работы обучающийся должен показать:
· общетеоретическую подготовку в области экстремальной психологии;
· знание основных психологических феноменов дисциплины, умение использовать их на практике;
· умение работать с источниками, подбирать научно-методический материал по теме;
· умение систематизировать, анализировать, обобщать и научно излагать изученный материал, делать самостоятельные выводы и обобщения.
Структура КОНТРОЛЬНОЙ работы
Контрольная работа выполняется в виде реферата. Все темы рефератов посвящены актуальным проблемам экстремальной психологии, которые отражены в программе курса. Полное раскрытие темы составляет содержание и главную задачу выполнения данного вида учебного задания.
Текст контрольной работы состоит из нескольких частей:
1) титульный лист;
2) план (содержание) работы, который как можно более подробно детализируется слушателем;
3) вводная часть, где автор отмечает актуальность и важность темы, отмечает необходимость решения поднимаемой проблемы, указывает в общих чертах информационную базу, использованную им при написании работы;
4) основная часть, в которой раскрывается суть проблемы, проводится исследование;
5) заключение, в котором автор подводит итоги работы, формулирует выводы, характеризует практическую значимость освоенной им темы для изучения предмета в целом, указывает на нерешенные проблемы, затронутые в тексте;
6) список литературы, использованной при написании контрольной работы.
Общие ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа включена в учебный план, устанавливаются сроки ее выполнения и представления. Поэтому слушателям необходимо после начала изучения курса уточнить все необходимые вопросы, связанные с их работой над этим видом задания.
Приступая к написанию работы, необходимо внимательно изучить настоящие рекомендации.
Работа над контрольной работой осуществляется в несколько этапов:
1) выбор темы реферата;
2) уяснение содержания темы, теоретических вопросов, затрагивающихся в данной теме;
3) подбор необходимой литературы, изучение источников;
4) составление плана контрольной работы;
5) написание текста работы;
6) оформление контрольной работы;
7) представление работы в учебное заведение.
С первых дней работы над темой надлежит четко планировать время, отводимое на каждый из указанных этапов. Это позволит своевременно собрать и проанализировать материал, глубоко и всесторонне представить проблему во всех ее взаимосвязях и взаимообусловленностях. Рекомендуется составить график выполнения контрольной работы. Он должен предусматривать равномерное распределение времени между этапами. Следует четко уяснить сроки и порядок представления выполненной работы. Требуется глубокое осмысление темы, предусмотренной вариантом. Прежде, чем приступить к работе над текстом, необходимо тщательно продумать проблему, изучить соответствующую часть программы курса, ознакомиться и проанализировать нужные разделы учебников, записи в конспектах лекций, рассмотреть учебно-методические материалы. После этого требуется составить план текста, который раскрывал бы структуру данной проблемы, и приступить к его написанию.
Необходимо изучить соответствующие главы учебников, монографий, статей и т.п.
Во время работы над контрольной работой, обучающийся обязан:
· Подобрать и изучить литературные источники и научные материалы по теме, составить библиографию.
· Оформить работу в соответствии с требованиями для сдачи её к защите.
· Быть готовым к защите контрольной работы (собеседованию, выступлению перед группой, ответам на вопросы).
Рекомендации по работе с литературой
При написании контрольной работы необходимо привлечение большого количества источников. Следует выяснить, в составе какой темы изучается данная проблема, с какими другими темами она связана. Необходимо подробно ознакомиться с этими разделами, установить их соподчиненность и взаимоотношения применительно к теме данной конкретной контрольной работы.
Весь необходимый материал обучающийся подбирает самостоятельно, опираясь на список основной литературы, рекомендованный в данных методических рекомендациях. Поиски необходимой литературы нужно продолжить в библиографических отделах библиотек. Здесь можно найти указания на учебную литературу, научные и научно-популярные издания по тематике реферата. Материалы, посвященные проблемам суицидологии печатаются в специализированных периодических изданиях.
По результатам работы с научным источником, требуется записать его библиографические атрибуты (фамилию автора, заглавие и выходные данные литературного источника), внимательно изучить содержание.
Ознакомившись с необходимой литературой, можно приступать к составлению плана текста.
При написании работы не должно осуществляться дословное механическое переписывание рекомендованной литературы. Целесообразно излагать формулировки и определения близко к первоисточникам, интерпретируя их в своем понимании сути вопроса. В ответах на теоретические вопросы работы приветствуется использование практического материала.
Список использованной литературы приводится в следующей последовательности согласно ГОСТ 7. 1 – 2003:
·Конституция, кодексы, законодательные акты, законы, указы, постановления.
·Монографии, учебные пособия, справочники, журнальные и газетные статьи, располагаемые в алфавитном порядке по фамилиям их авторов или заглавиям книг и статей (если авторов более четырех).
5. Требования к объему контрольной работы, оформлению и стилю изложения
Контрольная работа оформляется в соответствии с требованиями, которые предъявляются к научным текстам на правах рукописей.
Объем работы составляет 17-19 страниц в расчете на машинописный текст через 1 интервал, напечатанный на листах формата А4.
Работа выполняется рукописным или машинописным способом.
ПОЛЯ: верхнее/нижнее – 2,0; левое – 3,0; правое – 1,5;
ШРИФТ: Times New Roman – 14, интервал по тексту – 1.0; нумерация страниц вверху по центру.
1. Первым является титульный лист, который оформляется в соответствии с требованиями университета (см. приложение 1).
2. На второй странице излагается план работы (содержание) с указанием страниц.
3. На третьей странице излагается текст работы, который начинается с введения, где автор отмечает актуальность и важность темы (см. раздел 2 данных рекомендаций).
4. В концеработы приводятся список использованной при написании реферата литературы и, если необходимо, приложения.
5. В приложении и в тексте могут указываться использованные методики, а также графики, таблицы, рисунки и др. Таблицы, рисунки (графики, диаграммы и пр.), содержащиеся в тексте контрольной работы должны иметь номера и заголовки, определяющие их содержание, а также оформляться по правилам.
Оформление рисунков и таблиц:
а) рисунки необходимо выполнять в любом из общепринятых графических редакторов (форматы: jpg и tiff), под рисунком ставится:
Рисунок 1-далее следует название рисунка и пояснения;
б) если в тексте не одна таблица, то их следует пронумеровать (сначала пишется Таблица 1, на той же строке название таблицы и далее следует сама таблица (см. Приложение Б, В);
в) если в тексте одна таблица или один рисунок, то их нумеровать не следует;
г) таблицы должны иметь «вертикальное» построение. В приложении приведены примеры правильного построения, названий таблиц и рисунков.
д) в тексте ссылки на таблицы и рисунки делаются следующим образом: рис. 2, табл. 4, если всего один рисунок или одна таблица, то слово пишется целиком: таблица, рисунок.
При необходимости привлечения текстов использованных источников необходимо придерживаться следующих правил:
- тексты цитат переписываются абсолютно точно, с сохранением имеющейся пунктуации; цитируемые слова заключаются в кавычки;
- если цитата не дается в дословном повторении, а приводится в пересказе или обучающийся только ссылается на мнение автора, то она не берется в кавычки; в данном случае в подстрочной сноске перед названием источника указывается так[1].
При оформлении работы следует обращать внимание на точность цитат, ссылок, место и год издания.
Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению справочно-библиографического аппарата. Примеры такого оформления можно найти в перечнях литературы, помещенных в печатных изданиях, вышедших после 1995 г. Например:
Литература:
1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие: – М.: Академия, 2013. – 320 с.
2. Аверьянов В.Т.Снижение рисков и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности в ЧС // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2011. – № 1 [17]. – С. 33-40.
6. На последнем листе необходимо поставить дату написания работы и подпись автора. Все страницы должны быть пронумерованы.
Текст контрольной работы должен быть написан в научном стиле, который позволяет наиболее глубоко выразить содержание поднимаемой проблемы. Следует располагать его части в логической последовательности. Язык должен быть научным, содержать специальную терминологию. Полностью исключаются просторечия, бытовые обороты, повторы, неточное использование слов.
Выполнение указанных требований влияет на оценку контрольной работы и оценку на зачете.
Выполнение контрольной работы служит допуском к сдаче зачета во время зачетной сессии.