Лк.6. Психопрофилактика и психогигиена как направление в деятельности практического психолога (1 ч.)

1. Психопрофилактика и психогигиена в работе практического психолога.

2. Виды психопрофилактических программ.

Вопрос 1. Психогигиена и психопрофилактика – два взаимосвязанных направления. Психогигиена - область практической психологии, в рамках которой разрабатываются формы и методы специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и соматических заболеваний и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного, учебного и пр.). Психопрофилактика - система предупредительных мер, призванная обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации.

Задачами психопрофилактики являются: снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и количества психосоматических заболеваний; содействие успешному функционированию человека.

В частности, профилактика предполагает:

1) помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему («новичкам»);

2) создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации;

3) подготовку членов коллектива к изменениям и введению новых подходов в работу.

Вопрос 2. Образовательные профилактические программы (антиалкогольные, антинаркотические и антиникотиновые) являются самыми распространёнными в настоящее время и имеющими довольно длительную историю. Основным местом их реализации является школа (или другое учебное заведение), поэтому и агентами образовательной профилактики являются учителя, школьные психологи, сами ученики и их родители, также вовлечённые в процесс обучения своих детей.

Богатый опыт их проведения (более столетия) показал, что их эффективность зависит от того, как подаётся информация и какими методами. Так, программы акцентирующие внимание на негативных последствиях наркотизма оказались малоэффективными, а программы делающие акцент на обучении «адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения аддиктивных веществ и др.» показали свою эффективность.

Основные модели обучающих программ первичной профилактики

Целевой группой для образовательных превентивных программ является учащаяся в школах, колледжах, институтах и других образовательных учреждениях молодёжь. Наибольшую эффективность в учреждениях образования показали поведенческие программы, построенные по принципу формирования жизненных навыков — ФЖН. Их основными принципами являются всесторонность — ориентация на «целостного человека на протяжении определённого времени»; участие родителей в превентивной работе; тренинг учителей для освоения новых методов антинаркотического преподавания; сотрудничество различных ведомств и организаций; культурная релевантность (адекватность); оценка эффективности; связь программы с обществом; непрерывность обучения, т. к. эффективность программ прямо коррелирует с их продолжительностью, последовательностью и содержанием, качественные программы предусматривают от 45 до 100 уроков или последовательные курсы на протяжении нескольких лет.

Тренинг жизненных, социально-психологических навыков (навыки социальной компетентности) является одним из основных компонентов профилактики зависимости. Программы ФЖН обязательно включают обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связей с семьёй и другими значимыми взрослыми, решению проблем, критическому мышлению, принятию решений, осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им, постановке целей, оказанию помощи окружающим. Участие детей в общественной жизни предоставляет учащимся позитивные ролевые модели. Дети должны приобрести оптимум знаний, чтобы самостоятельно мыслить и строить своё поведение.

Кроме программ формирования жизненных навыков, в системе образования активно используются различные программы обучения здоровому образу жизни. Осуществляются они путём введения в учебные планы таких дисциплин, как «Валеология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Эти программы осуществляются по нескольким стратегическим моделям:

Медицинская модель. Эта модель часто называется профилактической, она полностью построена на информировании школьников о вреде аддиктивного поведения и является чисто когнитивной. Эффективность подобных программ оценивается невысоко, но здесь большую роль играет способ подачи информации, т. к. традиционное запугивание показало свою слабую эффективность.

Образовательная модель. Она сходна с медицинской, но базируется на положении, что решение должно быть принято на основе достоверной информации лично подростком. Здесь акцент делается на обучении навыкам принятия решений, но они базируются больше на личностных и социальных аспектах (отношение к поведению и нормативные представления), чем на факторах связанных с возможной болезнью.

Радикально-политическая модель. Она включает в себя образовательную модель, но добавляет внешнее содействие становлению здорового образа жизни. Упор делается на усилении такого качества как уверенность в себе, чтобы отказаться от предложений «попробовать», здесь используются методы, вытекающие из теории социального научения.

Модель самоусиления. В её рамках объединены достоверная информация медицинской (профилактической) модели, навыки принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, а также дающие психологическую поддержку и стимулирующие здоровый образ жизни социального окружения усилия, которые обеспечивает радикально-политическая модель. Эта модель наиболее эффективна, т. к. носит комплексный характер.

Программы функциональных эквивалентов направлены в основном на организацию досуга молодёжи. Основная их задача заключается в разработке альтернатив для потенциально опасного аддиктивного поведения. В соответствии с этой программой необходимо проводить такие превентивные мероприятия, которые в развитии несовершеннолетних становятся функциональным эквивалентом потребления наркотиков. В рамках этих программ проводятся акции, затрагивавшие жизнь всех слоёв общества — радио и телепередачи, выставки, кино и музыкальные проекты. Пассивному потреблению наркотиков противопоставляется активное проведение свободного времени. Спортивные, развлекательные и воспитательные мероприятия по идее должны заменять аддиктивное поведение, и удерживать молодёжь от соблазна употребления наркотиков. Но за организацией подобных мероприятий скрывается неясность в отношении вопроса воздержания от употребления наркотиков — в то время как одни проекты целенаправленно объединяют потребителей наркотиков, в большинстве других проектов, воздержание от их употребления является основным условием участия в них. Это приводит к тому, что именно те несовершеннолетние, которые находятся под угрозой наркомании, отстраняются от участия в превентивных мероприятиях. Как следствие, под сомнение попадает сам принцип функциональной эквивалентности.

Семейные профилактические программы тесно связаны со школьными программами профилактики зависимостей. Их агентами выступают семьи, поскольку целевой группой для семейных профилактических программ являются семьи целиком — родители и дети. Семейные профилактические программы предназначены как для детей, так и для их родителей. Они включают образовательный компонент с информацией о наркотиках (согласованной с той, которую получают их дети в школе). Подобные программы рассчитаны на семьи, имеющие детей в возрасте от детского сада до окончания школы, и направлены на усиление защитных факторов. Кроме всего прочего, такие программы обеспечивают доступность консультативных служб для семей, принадлежащих к группе риска.

Наши рекомендации