Лк.3. Психологическая диагностика как направление в деятельности практического психолога (1 ч.)
1. Психологическая диагностика как направление деятельности практического психолога, ее задачи.
2. Методы и методики психологической диагностики. Банк диагностических методик.
3. Этапы проведения диагностики. Построение диагностической программы. Требования к заключению.
Вопрос 1. Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально- психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти функции выполняются для решения практических задач и объединяются понятием «постановка психологического диагноза». Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает «распознавание», «обнаружение». Согласно современному общенаучному преставлению, по термином «психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
Практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений (диагнозов), с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к констатации этих психологических «переменных».
Общие задачи психодиагностического исследования 1.Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те или иные психические свойства или особенности поведения. 2.Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, его выражение в качественных и количественных единицах. 3.Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. 4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости изучаемых свойств у разных людей. Психодиагностические задачи могут различаться в зависимости от того, в каких частных областях психологом ставится диагноз. Задачи определяются также ограничениями в использовании методов и характеристиками ситуации. Выделяют два типа ситуаций: ситуация клиента и ситуация экспертизы. Задачи могут также дифференцироваться с точки зрения дальнейшего использования результатов диагностики.
Вопрос 2. Чешский психолог Й. Шванцер предлагает более простую классификацию, из-за чего, она чаще применяется в практической деятельности психолога. Автор выделяет группы психодиагностических методов, опираясь на следующие основания: используемый материал, количество получаемых показателей, правильность решений, психическая активность испытуемых, форма ответов.
Классификация психодиагностических методов (Й. Шванцер)
Критерии классификации Методы
Используемый материал -вербальные -невербальные -тесты типа «бумага и карандаш»
Количество получаемых показателей -простые -сложные
Правильность решений -тесты с «правильными решениями» -тесты с возможностью различных ответов
Психическая активность испытуемых -интроспективные (анкета, беседа) -экстраспективные (наблюдение) -проективные (проекция внутренних конфликтов на стимульный материал) -исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие)
Форма ответов -устные –письменные
Банк диагностических методик имеет следующие рубрики:
1. Название методики. 2. Автор методики. 3. Контингент испытуемых. 4. Предмет диагностики: - в терминах рубрикатора; - в терминах авторов методики. 5. Операциональный статус методики. 6. Психометрические показатели методики. 7. Сопряженные практические задачи (области использования). 8. Компетентность исполнителя. 9. Комплектность, состав методики. 10. Оборудование. 11. Теоретические положения. 12. Ход работы. 13. Обработка результатов. 14. Интерпретация результатов.
Вопрос 3. 1. Предварительная подготовка. - Различение клиента и заказчика. - Формулирование цели обследования. Сложности формулирования у заказчика. - Заключение соглашения. - Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. - отсутствие шумов, музыки, посторонних. - Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов. 2. Установление контакта и мотивация испытуемых. - Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство. - Мотивация может быть разной, основная цель – заинтересовать испытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости. - Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лишние вопросы («спросите потом»). - Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах. 3. Сбор данных в соответствии с задачей исследование (собсбвенно обследование). 4. Обработка, интерпретация и анализ данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации. 5. Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания заключения.
Требования к программе психодиагностического обследования В системе комплексной психодиагностики особое внимание уделяется проблеме создания программы методик. 1. Программа методик должна быть узкоспециализированной (т.е. направленной на решение конкретной задачи), но разносторонней, т.е. направленной на объективное измерение состояния индивида (или группы) в конкретный момент. 2.Программа методик должна состоять из следующих элементов: –инструкции для испытуемого; –содержания самого теста или группы тестов; –ключа к расшифровке полученных результатов; –инструкции по интерпретации результатов тестирования; –методику обучения для тестолога или специалиста-смежника; 3. Критерии. При подборе методик в программу, в первую очередь, необходимо выбрать критерии, по которым можно судить об эффективности обследования. Можно выбрать несколько нетрудоемких методик, адекватных избранным исходным критериям. 4. Для исследования конкретного индивида часто приходится изменять не только состав методик в психодиагностической программе, но и корректировать методику проведения самого теста или разрабатывать новый. Нужно проверить эту новую методику на валиность, надежность и т.д. Таким образом, выбор программы обследования (оптимально от 4 до 5 тестов) определяется целями и задачами, учитывается интеллектуальный уровень развития испытуемого, его психические состояния и отношение испытуемого к самому процессу тестирования. Для решения узкоспециальной задачи программа состоит из 4-5 методик. При комплектовании методик в программу следует учесть последующий эффект применения методик. Не следует на первых этапах применять методики высокой степени открытости т.к. это вызывает негативизм у клиента и срабатывают механизмы психологической защиты. Необходимо постепенное наращивание глубины диалога с испытуемым, укрепление доверия и установления обратной связи.
Требования к заключению.
Каждое заключение обычно составляется как ответ на поставленный заказчиком вопрос. Примерный алгоритм заключения 1. Описание проблем, жалоб индивида (например, на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания, утомляемости). 2. Описание плана и программы диагностики. 3. Краткое описание специфики работы испытуемого с методиками (уровень сопротивления, защитные реакции, заинтересованность в исследовании, критичность в самооценке). Чем сохраннее личность, тем обычно глубже выражена эмоциональная реакция на диагностику в целом. Безучастное отношение к факту тестирования наблюдается при глубокой депрессии и существенных отклонениях от нормы. 4. Ответ на конкретный вопрос заказчика. Эта часть заключения излагается в виде отдельных положений, доказывающих или опровергающих исходную гипотезу, и иллюстрируется данными тестирования. 5. В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при тестировании. Резюме ни в коем случае не должно содержать суждение о диагнозе, т.к. психотерапевтический диагноз может быть лишь итогом общего клинического изучения субъекта.