Диагностика личностных свойств и индивидуальности
Александровская Э. М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела (методические рекомендации). Л.: ЛНИПНИ. 1985.33 с. Приведены результаты модификации и стандартизации вопросника по 12 факторам на школьниках 8-12 лет.
Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9— 11 лет. МД-решетка Шмальта. М.: КогитоЦентр. 1998. Изложены теоретические основы, процедура проведения и обработка результатов теста мотивации достижения детей 9—11, известного также как МД-решетка Шмальта. Описаны психометрические характеристики теста. Приведены данные стандартизации теста на российской выборке.
Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 3. Метод определяет степень принятия индивидом ответственности за происходящее с ним.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994. 144 с. Представлены данные, касающиеся разработки и применения методики многостороннего исследования личности. Описывается структура методики, дается оценка различных типов профилей, излагаются основы полученных результатов в зависимости от ведущих шкал профиля и их сочетаний. Издание дополнено данными о применении методики у подростков и юношей.
Беспалько И. Г. Методика Роршаха и ее использование в психодиагностике. М.: Фолиум, 1994. 32 с. Дается теория теста, правила применения, технология заключения и опыт использования в практике психодиагностики. Для школьных психологов.
Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентации личности // Методы психологической диагностики. Вып. 2 / Ред. Воронин А. Н. М., 1994. Описана методика (опросник), позволяющая определить ориентацию личности на ту или иную идеальную ценность (перечень включает 11 ценностей).
Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев, 1979. 176 с. Описан метод Роршаха, рассмотрены вопросы валидности и надежности этого метода, вопросы использования в клинике.
ВассерманЛ. И., ЕрышевО. Ф., КлубоваЕ. Б. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности. Метод, пособие. СПб., 1995.
ВассерманЛ. И., Горъковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. М.: Фоли-ум, 1994. 56 с. Описана методика «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (сокращенно АДОР). Тест позволяет раскрыть специфику воспитательной практики родителей с точки зрения подростков 13-18 лет. Голынкина Е. А., Исурина Г. Л. Гиссенский личностный тест. М.: Фоли-ум. 1994. 32 с. Представлен оригинальный личностный опросник, адаптированный в Институте им. В. М. Бехтерева. Предназначен для медико-социально-психологических исследований микрогрупп, в частности, семьи, в целях оценки адаптивности поведения и эфффективности психокоррекции. Детский апперцептивный тест (CAT). Дополнение к детскому апперцептивному тесту (CAT-S): Руководство к применению. Обнинск, 1992.23 с. Детский апперцептивный тест (в английской транскрипции CAT) представляет собой проективный метод исследования личности ребенка путем изучения «динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей». Тест был разработан Леопольдом Беллаком и Соней Беллаком для анализа доминирующих проблем ребенка, его мотивов и личностных особенностей. Имеет максимальную эффективность при обследовании детей в возрасте от 3 до 10 лет.
Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов. Кировоград, 1989. Приведена методика Т. И. Пашуковой (разработанная на основе теста А. Мех-рабиана) для диагностики эмоциональной отзывчивости у школьников.
Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Метод, пособие / Ред. Л. И. Вассерман. М.: Фо-лиум, 1994. 64 с. Краткое руководство по применению ПДО - известной методики определения типа акцентуаций характера у подростков.
Ивашов А. Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопр. психологии. 1991. № 5. В основе методики положения транзактного анализа Э. Берна.
Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики). Л.: ЛГПИ, 1981. 87 с. Освещены методы измерения двигательных качеств с помощью портативной аппаратуры.
Калин В. К. Уровень риска принимаемых решений как показатель отношений личности // Личность, коллектив и проблемы воспитания. Саратов, 1975. Вып. 1. Предложен адаптированный вариант методики амер. психологов Н. Когана и М. Уоллэча для изучения принятия решения в условиях риска и неопределенности.
Клаучек М. В., Деларю В. В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний // ПЖ, 1997. № 2. Приведен текст анкеты внушаемости.
Ключникова Г. А. Методика изучения самооценки школьников // ВП, 1984, №1.
Козюля В. Г. Применение теста СМОЛ для исследования подростков. Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994. 64 с. Приведена методика сокращенного многофакторного опросника для обследования личности подростков. Предназначена для выявления особенностей личности подростков, акцентуации характера, психопатии, различных психосоматических расстройств и патологических реакций. Получаемые результаты позволяют выявить подростков с деви-антным поведением повышенной криминальной активности.
Коржова Е. Ю. Методика «Психологическая автобиография» и возможности ее применения в клинической психологии // Обозрение психиатрии... 1995, №4. С. 205-213.
Корнилова Т. В., Парамей Г. В., Еникополов С. Н. Апробация методики А. Л. Эдвардса «Список личностных предпочтений» на российских выборках // ПЖ, 1995, № 2. Мотивация достижения, агрессия, готовность к риску.
Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин, 1981. Предложена адаптация шкалы риска (RSK) Г. Шуберта, измеряющая тенденцию субъекта к риску в условиях физической опасности.
Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности -новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / /ПЖ. Т. 20, 1999, №2. С. 103-114.
Кузнецов О. Я, Лебедев А. В., Лебедев В. И., Лукичев Н. А. Социально-перцептивный интуитивный тест и его применение /Психол. журн., 1986. Т. 7. № 1. Описан опыт интерпретации данных известного проективного теста Сонди.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992.
Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. Изд. 2 стереотипное. М.: Смысл, 2000. Руководство по методике ТАТ с подробными инструкциями по работе с испытуемыми, развернутыми схемами интерпретации, описанием и анализом конкретных случаев.
Либин А. В., Либин В. В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (психографический тест предпочтений ТиГР): Методическое руководство. М., 1994. 106 с. Руководство к оригинальному формализованному проективному тесту, основанному на выявлении стратегий предпочтения семантики основных геометрических форм в процессе создания конструктивных рисунков фигуры человека. Тест предназначен для диагностики особенностей стиля человека, рассматриваемого как интегральный формально-динамический параметр индивидуальности.
Личко А. £., Иванов Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. М.: Фолиум, 1994. 64 стр. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатии, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей. Представлен усовершенствованный вариант теста с новыми шкалами для диагностики и дифференциальной диагностики акцентуаций характера, групп риска алкоголизации, наркотизации и депрессии у подростков.
Маршцук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. Описан целый ряд конкретных методик диагностики личностных свойств и психических состояний.
Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. М.: Смысл, 1996. 158с. Перевод классического руководства по одной из популярных методик клинической диагностики личности.
Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М, 1994.64 с. Нейропсихологическая методика диагностики и коррекции младших школьников в связи со школьной неуспеваемостью «ДИАКОР» предназначена для обследования состояния слухоречевой, зрительной и двигательной памяти у школьников 1-4 классов и проведения коррекционной работы, направленной на улучшение этих видов памяти, а также для выявления детей с иррегулярностью психического развития и минимальными мозговыми дисфункциями.
Нагибина Н. Л. Методика диагностики типов восприятия музыки //Методы психологической диагностики. Вып. 2 / Ред. Воронин А. Н. М., 1994. Описана проективная методика, направленная на выявление основных стратегий решения задачи по восприятию и запоминанию музыкального материала. В качестве тестовых заданий использовались отрывки (около одной минуты) джазовой и классической музыки.
Немчин Т. А. Изучение состояний тревоги у больных неврозами при помощи опросника // Вопр. соврем, психоневрологии. Л., 1966. Т. 38. Приведена шкала тревожности MAS Дж.Тейлора и результаты ее адаптации.
Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. Представлен опросник Д. Кейрси, разработанный на основе методики Майерс-Бригс. Описан опыт использования методики авторами.
Парамей Г. В. Опросник А. Л.Эдвардса «Список личностных предпочтений»: принцип построения и применение // ПЖ, 1998, № 5.
Пашнев Б. К. Новая проективная психодиагностическая методика «тест двенадцати животных» // ПЖ, 1998, № 3.
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования /Под ред. А. Е. Личко, Н. Я. Иванова. Л.: ЛНИПИ им. В. М. Бехтерева, 1976. 102 с. Методика определения типов психопатий и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Петрова Е. Ю. Психологические типы юнга. Методические материалы к тренингу индивидуального стиля с приложением опросника Кейси и практикума. ООО «Мебиус», 1997. 56с. Представлен опросник D. Keirsey (состоит из 70 утверждений) для определения психологического типа по четырем парным признакам.
Пиктограмма как метод изучения личности (метод, рекомендации) в норме и психических заболеваниях. Л.: Ин-т им. В. М. Бехтерева, 1984. 20 с.
Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000.
Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977. 296 с. Представлены стандартизированные методики для исследования свойств личности, психических процессов и нейродинамики, в том числе «шкала тревоги» Тейлора, ориентировочная анкета В. Смекала и М. Кучера (вариант опросника М. Басса) для определения направленности личности.
Орлов Ю. М., Шкуркин В. И,, Орлова Л. П. Измерение потребности в общении с помощью опросника // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории: Сборник трудов. М., 1974. Методика в форме опросника, включающего 33 пункта.
Реан А. А. Практическая психодиагностика личности: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с. Рассматриваются такие личностные феномены, как мотивация, ответственность, самоотношение, дисгармоничность характера. Детально обсуждаются методы изучения этих личностных феноменов, приводятся результаты эмпирических исследований.
Романова Е. С', Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с. Методы: «Рисунок семьи», «Рисунок человека из геометрических фигур», «Дерево», «Свободный рисунок», «Картина мира», «Автопортрет», «Дом-дерево-человек».
Романова Т. Л. Опросник «Психологические затруднения» //Психол. журн. 1992. Т. 13. №2. Предложена методика экспресс-диагностики, позволяющая определить уровень субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей (неудовлетворенность собой, общением, семейными отношениями, отношениями с детьми).
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Под ред. Л. А. Петровской. М, 1990. 368 с. В девятой главе помещен перевод опросника описания уверенности в себе Рейзаса.
Русалов В. М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI / Психол. журн., 1987. Т. 8. № 1. Разработан модифицированный вариант теста Г. Айзенка с более высокими психометрическими показателями, чем предшествовавшие варианты адаптации.
Русалов В. М., Гусева О. В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэттелла (8 PF)/Психол. журн. 1990. Т. П.№ 1. В вопроснике Кэттелла (форма А) выделено восемь шкал, являющихся гомогенными при использовании его в русской популяции. В новом варианте 70 вопросов.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. Приведен адаптированный вариант методики М. Рокича для диагностики ценностных ориентации личности, шкала импульсивности В. А. Лосенкова.
СобчикЛ. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. М., 1990. 74 с. Методическое руководство к адаптированному тесту MMPI.
СобчикЛ. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 2. Метод цветовых выборов. М., 1990. 88 с. Методическое руководство к модифицированному цветовому тесту М. Люшера (восьмицветному).
СобчикЛ. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000. 219 с. Практическое руководство содержит подробное описание стандартизированного метола исследования личности СМИЛ, являющегося адаптированным вариантом теста MMPI. Подробно излагается техника проведения тестирования и обработки данных, а также интерпретации результатов обследования, основанная на многолетнем опыте использования методики в разных областях практической психологии.
Степанов А. Н., Соломин И. Л., Калугин С. В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. СПб., 1994. Представлена методика для выявления профессиональных склонностей клиентов службы занятости и их представлений о собственных профессиональных способностях. Материал методики включает опросник «Ориентация» и классификацию профессий.
Тарабрина Н. В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностранная психология. Т. 2, № 2 (4). Описана методика «Исследование фрустрации с помощью рисунков» С. Розенцвейга.
Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) // Психол. журн., 1992. Т. 13. № 1. Методика распознавания внутренних конфликтов в мотивационной сфере личности.
Фетискин Н. П. Методика изучения монотоноустойчивости // Психол. журнал, 1991. № 2 (Опросник ИМУЛ).
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. Пер с англ. / Под ред. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько. М., 1987. 236 с. Метод субъективного шкалирования на основе теории личностных конструктов Дж. Келли, предполагает использование ЭВМ.
Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 14 с.
Херсонский Б. Г. Пиктограмма, как метод исследования личности (Монография). М.: Фолиум, 1994. 96 стр. Дается история и теория метода, материалы к практической работе с иллюстрациями и примерами рисунков и заключений.
Хорошилов Б. М. Методические средства изучения представлений о динамических объектах / Вестн. ЛГУ. 1984. № 17. С. 128-130. Содержится перечень требований к методикам изучения представлений.
Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Шварцера Р. и Ерусалема М. // Иностр. психология, 1996. № 7. Приводятся статистические данные, полученные в ходе разработки русской версии шкалы само-эффективности (эффективность собственных действий). Сравниваются психометрические показатели русской версии с немецкой, китайской и испанской.
Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей). Тюмень. Описаны тесты «Сказка» и «Деревня», рассмотрены приемы анализа детских рисунков «Человек», «Рисунок семьи», «Дерево».
Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997. 140 с. (Серия «Практикум». Вып. 1). Приводятся новые методы диагностики волевой сферы личности. В частности, представлена русская версия опросника Ю. Куля «Шкала контроля за действием» (НАКЕМР-90). Методика предназначена для определения индивидуальных диспозиций - «Ориентация на действие» либо «Ориентация на состояние», которые выступают в роли устойчивых механизмов личностной саморегуляции.
Шмелев А. Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (Тезаурус личностных черт). М.: МГУ, 1988. 208 с. Тезаурус содержит словарные статьи двух типов (по сходству и по контрасту) для 350 ключевых слов - наиболее частотных и относительно семантически самостоятельных.