Различные формы проявления языка тела в отдельности

И что они значат

Осанка

*Хорошая непринужденная осанка: в основе лежит высокая вос­приимчивость и открытость окружающему, способность к немед­ленному использованию внутренних сил, свобода от какого-либо ог­раничивающего принуждения, следовательно, естественное доверие к себе и чувство безопасности.

*Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке, хотят отстраниться. Боль­шая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя), также при неловком старании быть корректным.

*Постоянная натянутость и внешняя жестокость при известной холодности проявлений и способах защиты, отличающихся закосте­нелостью: очень чувствительные натуры, которые пытаются скрыть­ся за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно). Выраженные индивидуалисты чаще всего показывают такой защи­щенный панцирь.

*Плохая, вялая осанка: снаружи и внутри: «Повесить нос».

*Сутулая спина: смирение, покорность, угодничество. Это харак­терное духовное состояние, которое подтверждается также харак­терным выражением лица, известно каждому.

Плечевой пояс и верхняя часть тела.

*Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более или менее склоненная голова, «втянутая в плечи»): чувство угрозы и следующее из этого защитное поведение: известная беспомощность, хронический страх, нервозность, идущая из эмоциональных глубин неуверенности, бо­язливость (прежде всего при слабом напряжении). Становится по­нятным либо из особой ситуации, либо, если сохраняется постоянно,

- это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пре­бывания в состоянии запуганности, например, при постоянной бояз­ни родителей или супруга (домашнего тирана).

*Плечи, спадающие вперед, - чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.

*Сжимание плеч вперед-наружу - при сильном страхе, ужасе.

*Свободное опускание плеч - наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

*Отжимание плеч назад - чувство силы, собственных возможнос­тей, активности, предприимчивости, решимости действовать, неред­ко переоценка себя.

*Попеременное поднимание и опускание плеч — невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.

*Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, по­стоянный большой остаток воздуха в легких):

«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, актив­ность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.

«-» (особенно если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.

*Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вды­хание, постоянно в легких лишь минимальное количество воздуха)

- во многом идентично с положением, когда плечи спадают вперед:

«+»: внутренний покой, известное равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.

«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пас­сивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).

*Руки упираются в бедра: потребность в усилении и упрочении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство, острые локти торчат в стороны как оружие. Вызов, бравада от наивной до злобной формы (часто у детей и у военного начальства известного стиля!). Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усилива­ется при широко расставленных ногах и оттянутой назад или при­поднятой голове.

*Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь обо что-либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: непос­редственно - это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах; опосредованно - стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Голова

*Полностью поднятая (выпрямленная) голова: выраженное само­чувствие - уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы. Полная открытость и внимание к окружающему миру из-за интен­сивных отношений с ним. Готовность к действию, склонность к ак­тивному вмешательству и открытому, уверенному взаимодействию с миром.

*«Высоко нести голову», полная противоположность «терять го­лову».

*Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова: взгляд сверху дает критическую дистанцию, критическую бдительность. Также личностное дистанцирование, отсутствие близости, самопревозне­сение или высокомерие, «высоко задирает нос».

*Запрокидывание головы назад: активная готовность или жела­ние деятельности, вызов по отношению к другим. Соответственно смелый, вспыльчивый, мужественный, неколеблющийся или ждущий господства из-за самопревознесения, «высоко метит»!

*Прежде прямо державшаяся голова медленно скользит назад, в расслабленную позу и остается там: перевешивает инертная, пас­сивная установка, стремление к покою, мечтательному отношению к жизни, полной наслаждения, самоотдачи впечатлениям.

*Склоненная набок (направо или налево) голова (расслабленные мышцы шеи): отказ от собственной активности, полная открытость собеседнику или сопереживаемой сцене, внутреннее участие, стрем­ление идти навстречу вплоть до покорности. Часто наблюдается при флирте, при сопереживании, в кино при чувствительных, трогатель­ных сценах и т.п.

*Качание головой из стороны в сторону: на всем протяжении - без напряжения - нерешительность, в основе - скепсис и осторожность, часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных угол­ках рта.

*Расслабленно свисающая вниз голова: тотальная нехватка готов­ности к напряжению, безволие. Типично при состоянии апатии. От­сутствие подъема, надежды. «Повесить голову».

*Наклоненная голова с наклоненным, идущим вниз взглядом: при общей слабости напряжения отдача собственной активности, под­чинение, покорность. (Кивок головой как жест согласия.)

*«Пустой» взгляд, уставленный при этом в какую-то определен­ную точку: смущение, стеснение, стыд, плохие знания, недостаток самоуверенности и уверенности. При этом часто «собачий», с при­знанием вины, взгляд снизу,вверх. При твердом ведении взгляда в игру вступают известная скрытность, коварство, незаметное под­глядывание снизу.

*Если глаза открыты, но взгляд ни на чем не сконцентрирован: вдумчивость, раздумывание, как бы ищет что-то вдали.

*Напряженно наклоненная голова, со сконцентрированным взгля­дом снизу: заряженная напряженностью активность, готовность или желание борьбы, стремление стать в оппозицию, агрессивность, не­редко соединенные с упрямством, твердолобостью.

*Полностью обращенное к партнеру лицо со взглядом прямо на него: полная отдача на позитивной основе, принципиальное согла­сие, то есть никаких резервных или задних мыслей, внутреннее при­нятие другого, свободное выражение, готовность к соответствую­щим действиям.

*Вытянутая вперед голова, особенно при сконцентрированном взгляде: глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру, то есть ин­тенсивная отдача, напряженное внимание. Как позитивная, так и негативная, даже враждебная установка.

*Отворачивание лица в сторону от партнера: отворачивание от него на негативной основе, отклонение, нередко превосходство. Если лишь на мгновение: мгновенное самостоятельное обдумывание.

*Боковой взгляд: то есть отворачивание лица от партнера при со­храняющемся контакте глаз, или соответственно частичное отво­рачивание головы от партнера, находящегося сбоку, - при прочих признаках инертности - из-за лени, стремления к покою. Часто из-за осторожности или недоверия, приводящего к скрытому наблюдению, очень отчетливо видно при суженном взгляде. Иногда при демонст­ративном пренебрежении другими из-за чувства превосходства (ис­кусственное самоощущение для сверхкомпенсации).

Наши рекомендации