Различные формы проявления языка тела в отдельности
И что они значат
Осанка
*Хорошая непринужденная осанка: в основе лежит высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, свобода от какого-либо ограничивающего принуждения, следовательно, естественное доверие к себе и чувство безопасности.
*Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке, хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя), также при неловком старании быть корректным.
*Постоянная натянутость и внешняя жестокость при известной холодности проявлений и способах защиты, отличающихся закостенелостью: очень чувствительные натуры, которые пытаются скрыться за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно). Выраженные индивидуалисты чаще всего показывают такой защищенный панцирь.
*Плохая, вялая осанка: снаружи и внутри: «Повесить нос».
*Сутулая спина: смирение, покорность, угодничество. Это характерное духовное состояние, которое подтверждается также характерным выражением лица, известно каждому.
Плечевой пояс и верхняя часть тела.
*Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более или менее склоненная голова, «втянутая в плечи»): чувство угрозы и следующее из этого защитное поведение: известная беспомощность, хронический страх, нервозность, идущая из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (прежде всего при слабом напряжении). Становится понятным либо из особой ситуации, либо, если сохраняется постоянно,
- это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например, при постоянной боязни родителей или супруга (домашнего тирана).
*Плечи, спадающие вперед, - чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.
*Сжимание плеч вперед-наружу - при сильном страхе, ужасе.
*Свободное опускание плеч - наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.
*Отжимание плеч назад - чувство силы, собственных возможностей, активности, предприимчивости, решимости действовать, нередко переоценка себя.
*Попеременное поднимание и опускание плеч — невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.
*Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких):
«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.
«-» (особенно если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.
*Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, постоянно в легких лишь минимальное количество воздуха)
- во многом идентично с положением, когда плечи спадают вперед:
«+»: внутренний покой, известное равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.
«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).
*Руки упираются в бедра: потребность в усилении и упрочении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство, острые локти торчат в стороны как оружие. Вызов, бравада от наивной до злобной формы (часто у детей и у военного начальства известного стиля!). Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усиливается при широко расставленных ногах и оттянутой назад или приподнятой голове.
*Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь обо что-либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: непосредственно - это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах; опосредованно - стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.
Голова
*Полностью поднятая (выпрямленная) голова: выраженное самочувствие - уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы. Полная открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним. Готовность к действию, склонность к активному вмешательству и открытому, уверенному взаимодействию с миром.
*«Высоко нести голову», полная противоположность «терять голову».
*Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова: взгляд сверху дает критическую дистанцию, критическую бдительность. Также личностное дистанцирование, отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие, «высоко задирает нос».
*Запрокидывание головы назад: активная готовность или желание деятельности, вызов по отношению к другим. Соответственно смелый, вспыльчивый, мужественный, неколеблющийся или ждущий господства из-за самопревознесения, «высоко метит»!
*Прежде прямо державшаяся голова медленно скользит назад, в расслабленную позу и остается там: перевешивает инертная, пассивная установка, стремление к покою, мечтательному отношению к жизни, полной наслаждения, самоотдачи впечатлениям.
*Склоненная набок (направо или налево) голова (расслабленные мышцы шеи): отказ от собственной активности, полная открытость собеседнику или сопереживаемой сцене, внутреннее участие, стремление идти навстречу вплоть до покорности. Часто наблюдается при флирте, при сопереживании, в кино при чувствительных, трогательных сценах и т.п.
*Качание головой из стороны в сторону: на всем протяжении - без напряжения - нерешительность, в основе - скепсис и осторожность, часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных уголках рта.
*Расслабленно свисающая вниз голова: тотальная нехватка готовности к напряжению, безволие. Типично при состоянии апатии. Отсутствие подъема, надежды. «Повесить голову».
*Наклоненная голова с наклоненным, идущим вниз взглядом: при общей слабости напряжения отдача собственной активности, подчинение, покорность. (Кивок головой как жест согласия.)
*«Пустой» взгляд, уставленный при этом в какую-то определенную точку: смущение, стеснение, стыд, плохие знания, недостаток самоуверенности и уверенности. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу,вверх. При твердом ведении взгляда в игру вступают известная скрытность, коварство, незаметное подглядывание снизу.
*Если глаза открыты, но взгляд ни на чем не сконцентрирован: вдумчивость, раздумывание, как бы ищет что-то вдали.
*Напряженно наклоненная голова, со сконцентрированным взглядом снизу: заряженная напряженностью активность, готовность или желание борьбы, стремление стать в оппозицию, агрессивность, нередко соединенные с упрямством, твердолобостью.
*Полностью обращенное к партнеру лицо со взглядом прямо на него: полная отдача на позитивной основе, принципиальное согласие, то есть никаких резервных или задних мыслей, внутреннее принятие другого, свободное выражение, готовность к соответствующим действиям.
*Вытянутая вперед голова, особенно при сконцентрированном взгляде: глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру, то есть интенсивная отдача, напряженное внимание. Как позитивная, так и негативная, даже враждебная установка.
*Отворачивание лица в сторону от партнера: отворачивание от него на негативной основе, отклонение, нередко превосходство. Если лишь на мгновение: мгновенное самостоятельное обдумывание.
*Боковой взгляд: то есть отворачивание лица от партнера при сохраняющемся контакте глаз, или соответственно частичное отворачивание головы от партнера, находящегося сбоку, - при прочих признаках инертности - из-за лени, стремления к покою. Часто из-за осторожности или недоверия, приводящего к скрытому наблюдению, очень отчетливо видно при суженном взгляде. Иногда при демонстративном пренебрежении другими из-за чувства превосходства (искусственное самоощущение для сверхкомпенсации).