Итоговая оценка результатов обследования
По каждой из трех методик, входящих в настоящий комплекс, на основе суммарного балла (СБ) определяется
уровень выполнения ребенком задания. Выделены 5 уровней выполнения каждого задания (табл.3).
Таблица 2
Значения СБ, соответствующие разным уровням выполнения заданий
Уровень | Условные очки | Графический диктант | Методика образец и правило | Лабиринт |
I | 0-1 | 0-2 | 0-13 | |
П | б | 2-4 | 14-22 | |
Ш | 5-10 | 4-6 | 23-28 | |
IV | 11-13 | 29-36 | ||
V | 14-16 | 8-12 | 37-44 |
Итоговая оценка выполнения ребенком комплекса диагностических заданий представляет собой сумму условных очков, полученных за выполнение методик. Она может колебаться в пределах от 0 до 36 очков. С помощью табл. 4 по итоговой оценке определяется уровень сформированности компонентов учебной работы.
Таблица 3
Значения итоговой оценки, соответствующие
Разным уровням сформированности компонентов
Учебной работы детей 6, 7, 8 лет
Возраст ребенка Итоговая оценка | 6 лет поступление в школу | 7 лет конец 1 кл. -начало 2 кл. | 8 лет конец 2 кл. |
0-12 | особо низкий | особо низкий | особо низкий |
13-18 | Низкий | особо низкий | особо низкий |
19-23 | ниже среднего | низкий | особо низкий |
24-30 | средний | ниже среднего | низкий |
31-33 | выше среднего | средний | ниже среднего |
34-35 | высокий | выше среднего | средний |
особо высокий | высокий | выше среднего |
Приведем пример работы с таблицами. Предположим, ребенок шести лет получил по методике «Графический диктант» СБ = 7, по методике «Образец и правило» — СБ = 3 и по методике «Лабиринт» — СБ = 14.
По табл. 2 определяем соответствующие уровни и условные очки. Для «Графического диктанта» это IIIуровень, 9 очков (так как число 7 попадает в соответствующий интервал 5-10). Для «Образца и правила» СБ-3 — это II уровень, 6 очков. Для «Лабиринта» число 14 попадает также в интервал, соответствующий II уровню, 6 очкам. Итоговая оценка составляет 9 + 6 + 6 = 21. По табл. 3 устанавливаем, что 21 очко характеризует уровень сформированности компонентов учебной работы ниже среднего (попадая в интервал 19-23 очка).
Диагностика личностной готовности
Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важным показателем личностной готовности к школьному обучению является сформированность ее мотивационного компонента. В мотивационной сфере старшего дошкольника и младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.
Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1) собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
2) широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);
5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой);
6) мотив учения высокой отметки (отметка).
В основу методики «Мотивы учения»(разработка — М.Р. Гинзбург) положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция
Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.
Рис. 3. Стимульный материал к методике «Мотивы учения»
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не. мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком — женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком — фигура ребенка сидящего за партой (учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рис. 3 — схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком — две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу: у взрослого — портфель в руках, а у ребенка — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком — схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком — схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках.
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
— Кто по-твоему, из них прав? Почему?
— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
Методика «Беседа о школе»
Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада — хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».
1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше
всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?».
Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже бывало или случалось, а про то, что могло бы случится, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.
2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?
3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) — договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?
7—8. Представь, что есть две школы — школа А и школа Б.
7. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры — не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко — по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
8. В школе А от первоклассника строго требуют1 чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?
9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам — дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».
Классификация ответов
Все ответы разделяются на две категории — А и Б.
А
Вопрос I: уроки грамоты, счета — занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск».
Вопрос 3: учебные занятия — высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8: выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности — уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также вне-учебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.
Вопрос 2: согласие на «отпуск».
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе — приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.
Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
Изучение эмоционального отношения к школе]
Подготовить 22 карточки с прилагательными антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.
Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».
Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.
Обработка данных. Подсчитывают (общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл. 4).
Таблица 4 Протокол методики «Эмоциональное отношение к школе»
Возраст детей | Характеристика | |||||
Дошкольник | Школьник | |||||
+ | - | отказ | + | - | отказ | |
Детский сад (6 лет) 1-й класс (6 лет) 1-й класс (7 лет) |
Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к младшему школьному, посещающих детский сад и школу.
Немаловажным показателем личностного развития будущего первоклассника является характеристика его самооценки как одного из компонентов самосознания.
Методика «Какой Я?»
предназначена для определения самооценки ребенка 6—7 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самоооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
10баллов — очень высокий
Таблица 5
Протокол методики «Какой я»
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1. | Хороший | ||||
2. | Добрый | ||||
3. | Умный | ||||
4. | Аккуратный | ||||
5. | Послушный | ||||
6. | Внимательный | ||||
7. | Вежливый | ||||
8. | Умелый (способный) | ||||
9. | Трудолюбивый | ||||
10. | Честный |
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.