Итоговая оценка результатов обследования

По каждой из трех методик, входящих в настоящий комплекс, на основе суммарного балла (СБ) определяется

уровень выполнения ребенком задания. Выделены 5 уров­ней выполнения каждого задания (табл.3).

Таблица 2

Значения СБ, соответствующие разным уровням выполнения заданий

Уровень Условные очки Графический диктант Методика образец и правило Лабиринт
I 0-1 0-2 0-13
П б 2-4 14-22
Ш 5-10 4-6 23-28
IV 11-13 29-36
V 14-16 8-12 37-44

Итоговая оценка выполнения ребенком комплекса ди­агностических заданий представляет собой сумму услов­ных очков, полученных за выполнение методик. Она мо­жет колебаться в пределах от 0 до 36 очков. С помощью табл. 4 по итоговой оценке определяется уровень сформированности компонентов учебной работы.

Таблица 3

Значения итоговой оценки, соответствующие

Разным уровням сформированности компонентов

Учебной работы детей 6, 7, 8 лет

Возраст ребенка Итоговая оценка 6 лет поступление в школу 7 лет конец 1 кл. -начало 2 кл. 8 лет конец 2 кл.
0-12 особо низкий особо низкий особо низкий
13-18 Низкий особо низкий особо низкий
19-23 ниже среднего низкий особо низкий
24-30 средний ниже среднего низкий
31-33 выше среднего средний ниже среднего
34-35 высокий выше среднего средний
особо высокий высокий выше среднего

Приведем пример работы с таблицами. Предположим, ребенок шести лет получил по методике «Графический дик­тант» СБ = 7, по методике «Образец и правило» — СБ = 3 и по методике «Лабиринт» — СБ = 14.

По табл. 2 определяем соответствующие уровни и ус­ловные очки. Для «Графического диктанта» это IIIуровень, 9 очков (так как число 7 попадает в соответствующий интервал 5-10). Для «Образца и правила» СБ-3 — это II уровень, 6 оч­ков. Для «Лабиринта» число 14 попадает также в интервал, соответствующий II уровню, 6 очкам. Итоговая оценка состав­ляет 9 + 6 + 6 = 21. По табл. 3 устанавливаем, что 21 очко характеризует уровень сформированности компонентов учеб­ной работы ниже среднего (попадая в интервал 19-23 очка).

Диагностика личностной готовности

Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важным показателем личностной готовнос­ти к школьному обучению является сформированность ее мотивационного компонента. В мотивационной сфере стар­шего дошкольника и младшего школьника начинают доми­нировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не при­нимать поставленной перед ним учебной задачи.

Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

1) собственно учебно-познавательный мотив, восходя­щий к познавательной потребности (учебный);

2) широкие социальные мотивы, основанные на пони­мании общественной необходимости учения (социальный);

3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, на­пример, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);

5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой);

6) мотив учения высокой отметки (отметка).

В основу методики «Мотивы учения»(разработка — М.Р. Гинзбург) положен принцип «персонификации» мо­тивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Экспе­римент проводится индивидуально. После прочтения каж­дого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция

Итоговая оценка результатов обследования - student2.ru
Итоговая оценка результатов обследования - student2.ru

Итоговая оценка результатов обследования - student2.ru

Итоговая оценка результатов обследования - student2.ru

Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если экс­перимент проводится с девочкой, то в рассказе фигуриру­ют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.

Итоговая оценка результатов обследования - student2.ru

Рис. 3. Стимульный материал к методике «Мотивы учения»

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не. мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком — женская фигура, склонив­шаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ре­бенка с портфелем в руках (внешний мотив).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывает­ся карточка с рисунком — фигура ребенка сидящего за партой (учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно играть». Вык­ладывается карточка с рис. 3 — схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком — две схематические фигурки взрос­лого и ребенка, изображенные спиной друг к другу: у взрос­лого — портфель в руках, а у ребенка — игрушечный авто­мобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком — схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисун­ком — схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ре­бенку следующие вопросы:

— Кто по-твоему, из них прав? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явствен­но, ему напоминают содержание рассказа, соответствую­щее картинке.

Методика «Беседа о школе»

Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада — хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше
всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекатель­ное, любимое в школе?».

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это бу­дут истории не про то, что с тобой уже бывало или случа­лось, а про то, что могло бы случится, потому что случа­лось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты ска­зал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг ска­жет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не по­слушалась тебя и поступила по-своему) — договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал зани­маться в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил маль­чика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ва­ших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?

7—8. Представь, что есть две школы — школа А и школа Б.

7. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки ри­сования, музыки, физкультуры — не каждый день. А в шко­ле Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко — по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

8. В школе А от первоклассника строго требуют1 чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень стара­тельно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее уче­ние. Выбирай сам — дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».

Классификация ответов

Все ответы разделяются на две категории — А и Б.

А

Вопрос I: уроки грамоты, счета — занятия, по содержа­нию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск».

Вопрос 3: учебные занятия — высказывания, описыва­ющие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.

Вопрос 8: выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности — уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также вне-учебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на «отпуск».

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисова­ние, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе — приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетель­ствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержа­тельный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Изучение эмоционального отношения к школе]

Подготовить 22 карточки с прилагательными антони­мами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — весе­лый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 6-7 лет, посещающими детский сад и 1-й класс школы, в конце учебного года. Перед ребенком ставят 2 коробочки и дают следующую инструкцию: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или до­школьнику, в ту коробочку и положи карточку».

Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.

Обработка данных. Подсчитывают (общее число поло­жительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, ха­рактеризующих дошкольника и школьника. Полученные результаты оформляют в таблицу (табл. 4).

Таблица 4 Протокол методики «Эмоциональное отношение к школе»

Возраст детей Характеристика
Дошкольник Школьник
+ - отказ + - отказ
Детский сад (6 лет) 1-й класс (6 лет) 1-й класс (7 лет)            

Делают выводы об общем эмоциональном отношении к школе детей переходного возраста от дошкольного к млад­шему школьному, посещающих детский сад и школу.

Немаловажным показателем личностного развития бу­дущего первоклассника является характеристика его са­мооценки как одного из компонентов самосознания.

Методика «Какой Я?»

предназначена для опреде­ления самооценки ребенка 6—7 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предостав­ляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самоооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

10баллов — очень высокий

Таблица 5

Протокол методики «Какой я»

№ п/п Оцениваемые качества личности Оценки по вербальной шкале
да нет иногда не знаю
1. Хороший        
2. Добрый        
3. Умный        
4. Аккуратный        
5. Послушный        
6. Внимательный        
7. Вежливый        
8. Умелый (способный)        
9. Трудолюбивый        
10. Честный        

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольни­ка высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на не­которые вопросы (например, послушный, честный) мо­гут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «чест­ный всегда», можно предположить, что он не всегда дос­таточно критичен к себе. Адекватность самооценки мож­но проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным ка­чествам.

Наши рекомендации