Методика «Графический диктант»

Методика направлена на выявление умения вниматель­но слушать и точно выполнять указания взрослого, пра­вильно воспроизводить на листе бумаги заданное направ­ление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенны­ми на нем четырьмя точками (рис. 6). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата прове­дения обследования, в случае необходимости дополнитель­ные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постарать­ся, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду гово­рить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо на­чинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая ка­рандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытя­ните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь

Методика «Графический диктант» - student2.ru

(называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клет­ку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске проводится соот­ветствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?».

После того как даны предварительные объяснения, пе­реходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:

♦ Начинаем рисовать первый узор. Поставьте каран­даши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте ли­нию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бу­маги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные па­узы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обяза­тельно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправ­ляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно вы­полнить инструкцию. При рисовании последующих узо­ров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и на­чинали новый узор с нужной точки. В случае необходимо­сти он одобряет робких детей, однако никаких конкрет­ных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятель­ного продолжения узора, проверяющий говорит:

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. При­готовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка верх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка на­право. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоя­тельное продолжение узора, проверяющий говорит:

«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставь­те их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внима­ние! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клет­ки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продол­жайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка после­днего узора:

«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Вни­мание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клеткя налево - слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голо­сом). Одна клетка вниз. Три клет­ки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Все диктуемые узоры приведе­ны справа.

Рис. 6. Образцы узоров

Наши рекомендации