Выполнение словесных поручений

На столе в беспорядке лежат карандаши. Проверяю­щий говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в ко­робку и положи коробку на полку». После выполнения за­дания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат ка­рандаши? Откуда ты их взял?».

Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Проверяющий говорит: «Возьми каранда­ши и убери их в ящик». Затем задаются те же вопросы.

3. Изменение существительных по числу
Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты дол­жен ответить карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лам­па, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.

Если, изменяя слово «книга» (первое из названных про­веряющим), ребенок обнаруживает недостаточно четкое по­нимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и т. п.), следует вновь дать образец правильного ответа: «кни­га — книги».

Рассказ по картинкам

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой — умывается, на третьей — завтракает, на четвертом — идет в школу). Проверяю­щий просит ребенка разложить картинки в нужном поряд­ке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Оценка результатов

На основе выполнения описанных заданий заполняет­ся третий пункт протокола. Выполнение каждого из зада­ний оценивается знаками « + », «±» или «-».

В задании 1 знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «—» — неправильный (знак «±» не ис­пользуется).

В задании 2 знаком «+» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, зна­ком «-» невыполнение ни полной, ни упрощенной инструк­ции. Промежуточные результаты отмечаются знаком «±»

В задании 3 знак «-» ставится и том случае, когда ре­бенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол — столы), искажен­ные формы множественного числа (город — городы, ребе­нок — ребенки, ухо — ухи) и т. п. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи харак­терны ошибки типа «браты»,«окны» и т. п., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «-» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок. Проме­жуточные результаты (3-6 ошибок) отмечаются знаком «±»

В задании 4 знаком «+» отмечается правильное распо­ложение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последователь­ности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается — умывается — идет в школу» дана последовательность «при­ходит из школы — умывается — ужинает — ложится спать»). Знак «±» ставится в случае, когда ребенок логич­но выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, знак «—» — когда последовательность кар­тинок случайна.

Итоговый уровень развития мышления и речи оцени­вается как «высокий», если выполнение всех четырех заданий оценено знаком «+»; как «низкий» — если выпол­нение трех или всех четырех заданий оценено знаком «-», а также если два задания оценены знаком «-», а осталь­ные два знаком «±». В промежуточных случаях уровень оценивается как «средний».

Методика «Образование представления»

Собирание разрезных картинок

Ребенку предлагают сложить картинку из частей, ле­жащих так, как показано на рис. 1.

Проверяющий говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (рис. 2 ). В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.

Выполнение словесных поручений - student2.ru

Рис. 1-2. Стимульный материал к Методике «Образование представления»

Оценка результатов

Собирание разрезной картинки оценивается знаком «+» в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая (более простая) — верно, то ставится знак «±». Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «-».

Выполнение словесных поручений - student2.ru Методика «Анализ образца»

На столе перед ребенком выкладывается из спичек фи­гурка человека так — чтобы образец (рис. 3) не соответ­ствовал детскому стандартному варианту (рис. 4).

Выполнение словесных поручений - student2.ru

Рис. 3-5. Стимульный материал к методике «Анализ образца»

Сначала проверяющий спрашивает: «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это — человек, то ему сооб­щают это. Если же он считает, что получился самолет, то возражать не обязательно. Далее проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внима­тельно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человеч­ка». Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики внимание ребенка не следует обращать ни на какие осо­бенности исходной фигуры, говорится только — «внима­тельно посмотри».

В большинстве случаев наблюдаются те или иные от­клонения, например, спички выложены головками к цент­ру, ноги широко расставлены.

Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», — и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти ис­править конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспери­ментатор дает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» —

«Голова». — «Посмотри, у тебя также?» и т.д. То есть, проверяющий, не называя частей образца, побуждает ре­бенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается — прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» — «Тапочки». После этого проверяющий молчит, а ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.

Детям, которые сразу же построили фигуру, точно со­ответствующую образцу, можно дополнительно предложить более сложную конструкцию — «кроватку» (рис. 5). Вос­произвести такой образец сразу без ошибок ребенку обыч­но не удастся, поскольку он асимметричен, и эта асиммет­рия не имеет функционального объяснения. Однако взрос­лый настаивает на том, чтобы все было сделано в точности, как у него. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как в основном задании.

Оценка результатов

При высоком уровне готовности к школе ребенок спо­собен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу: вполне допустимы ука­занные выше часто встречающиеся отклонения. Показа­телем среднего уровня готовности является умение ис­править свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмот­ри, что у него на ногах». Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправит ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «что у человека на ногах» ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одина­ково ли стоят фигурки, «у твоего человечка ноги широ­ко раздвинуты, а у моего сдвинуты», он. отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправ­лять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.

При любых результатах выполнения второго задания уровень готовности считается неплохим, если в первом за­дании ребенок все сделал правильно.

Методика «Одномоментное восприятие количества»

На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Про­веряющий говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколь­ко буду брать я»,— затем берет одну спичку, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъяв­ления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества). Потом ребенку предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется. Одновременно ре­бенка спрашивают: «Сколько у тебя спичек?». Иногда дети сразу называют число, иногда предварительно пересчиты­вают спички. Если ребенок затрудняется ответить, тогда задается дополнительный вопрос: «У тебя столько же, сколь­ко у меня, или нет?» Если ребенок начинает сомневаться в том, что у него столько же, то это проявление тревожности (к готовности к школе не относится). Если же в ответ на дополнительный вопрос ребенок говорит: «Столько же» — и только после этого соображает, что у него тоже 4, то это отрицательно характеризует его готовность, так как он не сомневался, что взял столько же, следовательно, он не тре­вожный, тем не менее быстро ответить на вопрос не смог.

После этого и взрослый, и ребенок кладут свои спички обратно в кучу. Далее проверяющий берет и показывает 3 спички, и вся процедура повторяется. Потом показывает 2, 4 и 5 спичек.

Далее предлагается комплекс, который включает три диагностические методики, выявляющие те показате­ли психического развития детей 6—7 лет, которые наибо­лее важны для успешного обучения в школе. В совокупно­сти эти методики позволяют охарактеризовать:

1) уровень развития предпосылок учебной деятельнос­ти: умение внимательно и точно выполнять последователь­ные указания взрослого, самостоятельно действовать по его
заданию, ориентироваться на систему условий задачи, пре­одолевая отвлекающее влияние побочных факторов (мето­дики «Графический диктант» и «Образец и правило»);

2) уровень развития наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом (методика «Лабиринт»).

Все методики проводятся фронтально. Желательно, что­бы при их проведении присутствовал ассистент (его функ­ции может выполнять учитель). Методики «Образец и пра­вило» и «Лабиринт» могут использоваться при индивиду­альном обследовании, методика «Графический диктант» — только фронтально, поскольку она направлена на умение ребенка следовать указаниям взрослого, адресованным груп­пе учащихся или классу в целом.

Система оценки результатов разрабатывалась, исходя из качественных особенностей выполнения задания, харак­терных для того или иного количественного показателя — суммарного балла (СБ).

Наши рекомендации