Классификация психодиагностических

МЕТОДИК

Учебные вопросы:

1. Типы диагностических методик.

2. Методики высокого уровня формализации.

3. Малоформализованные методики

ВОПРОС №1

ТИПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на две группы:

1. методики высокого уровня формализации и

2. методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся:

- тесты,

- опросники,

- проективная техника и

- психофизиологические методики.

Для них характерна:

1) жесткая регламентация процедуры обследования:

- точное соблюдение инструкций,

- строго определенные способы предъявления стимульного материала,

- невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.),

2) стандартизация:

(наличие норм или других критериев оценки результатов),

3) надежность и валидность

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

К Малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как:

- наблюдения,

- опросы,

- анализ продуктов деятельности.

СУТЬ:Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными.

Так,сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

ВОПРОС № 2

МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ

Как уже говорилось выше, они включают в себя четыре главных класса методик:

- тесты(которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов), - опросники,

- проективныетехники и

- психофизиологическиеметодики (имеются в виду только те, которые разра­ботаны в школе Б.М. Теплова).

Обычно в___ западных пособиях все методики определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, а книги по диагностике называются книгами по тестологии.

Однако по своей психологической сущности тесты и,например, опросники очень несходны между собой.

Методики проективного характера представляют также особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных.

Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их следует отделить друг от друга по названию.

Особое место должны занять в классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

ТЕСТЫ

Тесты(в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления.

Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации:

1. форма

2. содержание и

3. цель психологического тестирования.

ФОРМА психологического тестирования

По форме тесты могут быть:

- индивидуальные и групповые;

- устные и письменные;

- бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные;

- вербальные и невербальные (практические).

А) Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты.

СУТЬ:Индивидуальные тесты характеризуются тем, что взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.

Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика.

Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:

- возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями),

- слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др.

- Кроме того, психолог, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, может
по ходу эксперимента заменить один тест другим.

Индивидуальная диагностика необходима при работе:

- с детьми младенческого и дошкольного возраста,

- в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д.
- Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт

экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности.

Для индивидуального тестирования нужно, как правило, много времени. Оно предъявляет высокие требования к уровню квалификации экспериментатора. В этом отношении индивидуальные тесты менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты позволяютпроводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Одно из главных преимуществгрупповых тестов:

массовость испытаний.

— Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации.

— При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента.

— Обработка результатов обычно носит более объективный характер.

— Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

— Еще одно преимущество группового тестирования — относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2—4 тыс. человек.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования:

- Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его и заручиться его согласием сотрудничать.

- Любые случайные состояния испытуемого, такие как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, го­раздо труднее выявить в групповом тестировании.

- В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого,
желательно, дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты.

СУТЬ:Различаются по форме ответа.

Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты,

- письменными— групповые.

Суть: Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других — он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы).

Суть: В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов.

Письменные ответы также могут носить:

- открытый или

- закрытый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.

Различаются по материалу оперирования.

1. Бланковые тесты(другое широко известное название — тесты «Карандаш и бумага») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста).

Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор пока они не износятся.

Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

2. В предметных тестахматериал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п.

Наиболее известные из них — кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского—Сахарова. Предметные тесты в основном проводятся индивидуально.

3. Аппаратурные тестытребуют применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны:

- приборы для исследования времени реакции (реактометры,рефлексометры),
- устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления.

- В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства.

- С их помощью моделируются различные виды деятельности (например водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ори­ентированной на определенный критерий.

- В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

4. Компьютерные тесты проводятся в форме диалога испытуемого и ЭВМ.

■ Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавитатуры; таким образом протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе.

■ Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям,

■ При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно:

- время выполнения заданий теста,

- время получения правильных ответов,

- количество отказов от решения и обращения за помощью,

- время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения,

- время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д.

Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты.

Различаются по характеру стимульного материала.

1. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

СУТЬ:Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например творческих).

(2)В невербальных тестахматериал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают:

- речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции.

- Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена.

- Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования.

- Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования.

- Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

- В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

1. Тесты интеллекта.Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

СУТЬ:Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

По форме тесты интеллекта могут быть:

- групповыми и индивидуальными,
- устными и письменными,
- бланковыми,

- предметными и компьютерными.

3. Тесты способностей. Предназначены для оценки возможностей индивида в: - овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять:

- общие и

- специальные способности.

Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способностирассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер:

- (индивидуальный и групповой,

- устный и письменный,
- бланковый,

- предметный,
- аппаратурный и т.д.).

3. Тесты достижений(тесты объективного контроля успешности — школьной, профессиональной, спортивной). Предназначены для оценки:

- степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки.

Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

4. Тесты личности.Предназначены для оценки:

- эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных),

- а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях.

Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик:

- тестов,
- опросников и

- проективной техники.

Подробно тесты интеллекта, способностей, достижений и личности будут рассмотрены в последующих наших лекциях.

Наши рекомендации