Понятие о профессиональных и любиteльckиx тестах в
ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Психология относится к тем областям человеческого знания, которые привлекают к себе внимание многих. Люди в быту и в повседневной практике постоянно сталкиваются с "проблемами человека". И нет на земле людей, которые не имели бы психологических проблем. Поэтому обращение к психологии становится занятием не только интересным и любопытным, но и довольно популярным, иногда даже модным. Чаще всего обращаются к тестам.
Этому также есть объяснение. В психологии используются понятия, которые в обиходе звучат постоянно: память, воображение, внимание... Кто из нас не знает этих терминов? Разумеется, каждый понимает и истолковывает их по-своему. Это создает видимость простоты и доступности психологической науки, особенно ее практического раздела — психодиагностики. Многие начинают заниматься психологией на любительских началах и, не освоив глубин психологической теории, нередко становятся дилетантами, активно утверждающими себя в качестве профессионалов.
Пожалуй, в этом не было бы никакой беды (имеют же люди хобби, например в нумизматике, филателии и др.), если бы подобные любители не вмешивались в функциональную ткань психики (своей иди других людей). Ведь от такого вмешательства больше вреда, чем пользы,
Психологическая же практика до настоящего времени не защищена правовыми нормами, как, например, медицина, и допускает возможность некомпетентных действий. Хотя, возможно, некомпетентное хирургическое (т. е. скальпелем) вмешательство в отдельных случаях будет менее вредным для человека, чем непрофессиональное психологическое (т. е. словом) вмешательство в его душу.
Исходя из реальной оценки положения дел и упреждая некомпетентную инициативу в своей профессиональной области, психология вынуждена защищаться, и, прежде всего, в методиках психодиагностики. Поэтому и существуют две категории тестов: профессиональные и любительские.
Термин "тест"(от англ. test — проба, испытание) обозначает метод диагностики, использующий стандартизованную систему вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений. Применяются тесты для эталонного измерения индивидуальных различий между людьми.
Тест, созданный для измерения одного свойства психики, называется гомогенным,а тест, созданный для измерения совокупности различных проявлений психики, связанных общими чертами или свойствами, — гетерогенным.Как первый, так и второй тесты можно встретить и в открытых (любительских) и в закрытых (профессиональных) методиках.
Любительские тестысоздаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкцией, стимулъным материалом (заданием, алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации).Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении, какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, ее организации и закономерностей. Эти тесты отражают наиболее общие, наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении. Вместе с тем они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие Опираясь только на материалы любительских тестов-, нельзя выйти на глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься, обратить, внимание на что-то типичное в его поведении, образе жизни, характере и пр. Поскольку любительские тесты не обладают необходимыми показателями валидности и надежности, их применение в профессиональной практике требует дополнений и уточнений со стороны научных экспертных методов диагностики.
Следует отметить, что профессиональная психодиагностика исходит из двух ситуаций обращения к психологу: ситуации клиента и ситуации экспертизы.
В первом случае (ситуация клиента) человек обращается к тестам либо ради интереса, либо нуждаясь в помощи психолога. Он по своей воле и желанию идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имея сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять менее жесткие требования относительно его защищенности от искажений
Во втором случае (ситуация экспертизы) человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать "экзамен", а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так чтобы выглядеть в максимально выгодном для себя свете. Профессиональная психодиагностика всегда связана с процедурой экспертизы.
Экспертные методы психодиагностики основаны на теории, профессиональном опыте, интуиции диагноста Эти методы оказываются незаменимыми везде, где нет шаблона, нет образца, отсутствуют стандартизированные условия & проявлений изучаемых явлений. Они эффективны по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся внешнему наблюдению (субъективные переживания, личностные смыслы), по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям психики, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель.
Но если профессиональные методики применяет диагност-психолог соответствующей квалификации, то они выступают объективным средством индикации субъективного содержания индивидуальной психики людей. Не следует забывать, что глубокий экспертный анализ - необходимый этап, предшествующий разработке всякой стандартизованной процедуры диагностики. По мере стандартизации психодиагностической процедуры обследования профессиональные методики подвергаются также и верификации. Следовательно, предмет профессиональной психодиагностики с неизбежностью предполагает теоретические основания метода (концепт и методический прием), способ разработки эмпирического (опытным путем) обоснования, исследовательские данные по репрезентативности, надежности, валидности шкалы тестовых измерений.
В научных сообщениях, которые доступны широкому читателю, полное содержание профессиональных., или закрытых, методик (П-метадик)? как правило, не обсуждается, а также не раскрываются полный текст заданий- ключи, тестовые нормы, детальные инструкции, анализ, интерпретации. Эта информация дается лишь косвенно с использованием ссылок на рекомендуемую специалистам инструктивную и методическую литературу.
Если в печати приводятся любительские, или открытые, методики (0-методики), то они исчерпывающе описываются, что дает возможность непрофессионалам не нанести ущерб конкретным людям или психодиагностическому инструментарию.
Таким образом, эти методики психодиагностики можно разграничить следующим образом:
6 вопрос: