Анализ методов исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе
Для исследования социально-психологического климата на предприятии «DOMODEDOVO ASSET MANEGMENT» были использованы следующие методы исследования:
Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию[14, с. 12] (Таблица 1.)
Таблица 1
№ | Сотрудник | Возраст | Пол | Должность | Стаж работы | Образование |
Н.С.И. | ж | специалист | 1 год | неполное высшее | ||
А.С.Р. | м | специалист | 7 месяцев | высшее | ||
П.С.М. | ж | специалист | 2 месяца | высшее | ||
А.М.К. | ж | специалист | 3 года | высшее | ||
Н.С.П. | ж | начальник | 7 лет | высшее | ||
С.А.И. | ж | специалист | 5 лет | высшее | ||
Ф.Р.М. | м | специалист | 1 год | высшее | ||
М.Р.О. | м | специалист | 2 года | высшее | ||
Е.Р.О. | м | начальник | 3 года | высшее | ||
И.Н.Д. | ж | специалист | 3,5 года | высшее | ||
Р.З.Х. | ж | начальник | 6 лет | высшее | ||
В.Е.С. | м | директор | 5 лет | высшее | ||
Н.С.О. | м | специалист | 5 лет | неполное высшее | ||
Е.Н.З. | ж | специалист | 1 год | высшее | ||
А.С.Л. | ж | специалист | 1,5 года | высшее | ||
Т.М.С. | м | специалист | 6 месяцев | высшее | ||
Н.Г.Д. | ж | специалист | 6 месяцев | высшее | ||
Т.Ю.Л. | ж | специалист | 6 лет | высшее | ||
Ю.М.К. | м | специалист | 3 месяца | неполное высшее | ||
А.Р.Д. | ж | специалист | 1,5 года | высшее | ||
К.Д.Ш. | ж | специалист | 4 года | высшее | ||
В.А.М. | ж | специалист | 3 года | высшее | ||
С.В.Ф. | м | специалист | 8 месяцев | высшее | ||
Н.К.У. | м | начальник | 3 года | высшее |
Социально-демографические характеристики определились следующим образом:
1) Возраст сотрудников:
· От 20 до 24 - 8 человека
· От 25 до 37 - 16 человек
2) Пол сотрудников: в коллективе 14 женщин и 10 мужчин.
3) распределение по должностям:
· директор –1 человек
· специалист – 19 человек
· начальник – 4 человека
4) стаж работы
· От 2 до 8 месяцев – 6 человек
· От 1 до 2 лет – 6 человек
· От 3 до 7 лет – 12 человек
5) образование у сотрудников определяется следующим образом:
· высшее – 21 человек;
· неполное высшее – 3 человека.
Также использовались такие методы исследования как опрос и анкетирование.
Опрос — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.[11]
Анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. [12]
В своей курсовой работе я использовала такие методы исследования социально-психологического климата как:
· методика выявления степени интеграции «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова)
· изучение психологического климата коллектива (Т.П. Галкина )
· Методика «Зрительно-аналоговая шкала» (разработана В.А. Хащенко);
Охарактеризуем каждую из методик:
1.методика выявления степени интеграции «СПСК» - социально-психологическая самооценка коллектива (методика Немова) (Приложение 1)
Эта методика позволяет исследовать всю систему отношений в малой группе и сказать о том, насколько данная группа психологически развита как коллектив. Кроме того, с помощью этой методики можно графически представить систему отношений, существующих в группе, выделить среди этих отношений наиболее и наименее развитые.
Методика позволяет оценить отношения:
Ответственности, коллективизма, сплочённости, контактности, открытости, организованности, информированности [12, с. 7].
2.изучение психологического климата коллектива (Т.П. Галкина)
(Приложение 2)
Методика позволяет оценить, как проявляются свойства психологического климата в группе. В таблице приведено по тринадцать свойств, свойства слева характеризуют социально-психологический климат как благоприятный, свойства справа как неблагоприятный, респондент должен выбрать в каждой строке то свойство, которое характерно его группе [13, с. 27].
3.Методика «Зрительно-аналоговая шкала» (разработана В.А. Хащенко) (Приложение 3)
Применяется для изучения единства мнений членов малых производственных групп о группе членства по следующим показателям: «сработанность», «совместимость», «успешность». Методика представляет собой три неградуированные шкалы от 0 до 100. Обработка полученных данных предполагает их измерение с помощью линейки и вычисления среднегрупповых показателей по каждой шкале [15, с. 32].