Психологические особенности осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания
Люди, совершившие преступления, которые отбывают наказания в виде лишения, ограничения свободы имеют особенности. Так же между собой преступники отличаются, это выражается внешне в поведенческих реакциях, занимаемых ролей, статусов. Например, одни осужденные изначально взаимодействуют с администрацией, а другие отрицают все установленные порядки и нормы, что выражается в систематическом нарушении режима содержания. Мы изучаем группу осужденных мужчин, нарушающих режим и как это связано с их эмоциональной и волевой сферой, для этого рассмотрим их психологические особенности.
Преступником является отчужденная личность, бессознательно ощущающая немалую дистанцию между собой и людьми, социальными институтами и общественными ценностями. Лишение свободы представляет собой исключительную и особую среду обитания, искусственное помещение в которую на долгое время с учетом замкнутой однополой среды создает особые и неповторимые условия. В указанных условиях личность меняется в сторону стойких прежних и новых сугубо криминогенных установок. Структура преступности в местах лишения свободы включает: побеги из мест лишения свободы, дезорганизация деятельности учреждений, незаконное приобретение наркотических средств – 9%, преступления против здоровья и жизни – 6%, кражи и иные правонарушения незначительной общественной опасности.
В среде осужденных сформировались свои нормы, традиции, правила общения, своя субкультура, в связи с чем осужденные осознают себя членами особого общества «мы», имеющего свои интересы, противопоставленные «им», т. е. людям, живущим в условиях свободы. Это является основой для консолидации данного сообщества, имеющего свои особые интересы и ценности и вырабатывающего особые меры по защите этих интересов и сплочению самого общества. Принудительное включение в особую социально-психологическую среду, невозможность добровольного выхода из нее, общезначимость некоторых основных ценностей заставляют всех осужденных придерживаться норм, выработанных сообществом, хотя ориентация на само сообщество и степень идентификации себя с ними могут быть различны, что возможно приводит к неоднократным нарушениям установленного режима.[9]
Лица совершающие нарушения ставятся на профилактический учет. На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные:
- склонные к совершению побега;
- лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
- организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;
- склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;
- признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;
- склонные к совершению суицида и членовредительству;
- организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;
- склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;
- изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;
- отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;
- склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;
- склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.[10]
В режиме проявляются правовые ограничения человека, находящегося в пенитенциарном учреждении. Изменяется социальный статус, гражданский статус, престиж в обществе, в семье, в бывшем окружении, это находит отражение в сфере потребностей, ценностных ориентаций, жизненных планах и перспективах осужденных. Многие осужденные считают, что исправительное учреждение является их домом и они перестают строить планы. У осужденных отсутствуют многие возможности, они не могут реализовать их в пределах пенитенциарного учреждения, в связи с этим у них утрачиваются высшие потребности. Поэтому нельзя допустить, что бы физическая изоляция осужденных превратилась в социальную. Чем более прочными и разносторонними являются связи осужденного с внешней социальной средой, тем меньше степень противопоставления «мы» и «они», тем меньше влияние на его поведение норм асоциального сообщества. Поэтому в пределах, установленных нормами права, должны максимально расширяться связи осужденных.[11]
Детальная регламентация поведения осужденных значительно снижает активность личности в условиях изоляции и воспроизводит иждивенческие настроения. Многие становятся инертными, равнодушными ко всему происходящему, пассивные. А некоторые, наоборот стараются установить свои правила и подчинить им окружающих.
Эмоциональная регуляция деятельности осужденных находятся на границе нормы и патологии, а также часто проявляются болезненные эмоции, которые обусловлены переходными состояниями. У них слабые эмоциональные реакции на окружающее. Они вялы, пассивны, у них трудно вызвать какие-либо эмоции, их часто называют бессердечными. Но так же встречаются осужденные с повышенной эмоциональной возбудимостью и неуравновешенностью. На любое воздействие они отвечают излишне сильной и глубокой, крайне неадекватной эмоциональной реакцией. Это раздражительные, неуживчивые люди, не находящие себе место в среде осужденных. Некоторые осужденные, особенно молодого возраста показывают наигранную возбудимость, что бы показать себя.
Однообразие и бедность условий мест лишения свободы, грубость царящих там нравов, длительное пребывание в них снижает у осужденных эмоциональную отзывчивость, а нередко приводит к искажению чувств.
Психологическая характеристика личности преступника включает особенности её интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств.
На важность воли, как механизма сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженного в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, при совеершении целенаправленных действий и поступков указывают все, кто изучал осужденных (А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, К.Е. Игошев, М.В. Тимашов, А.И. Ушатиков, В.Г. Деев, В.А. Семенов, Н.А. Харина и др.)[12]
У многих снижается уровень волевой активности. Особенности волевого действия у осужденных определяются самим наказанием или опосредуются им. У осужденных процесс преодоления трудностей и достижения целей имеет преимущественно импульсивный характер. В волевом действии часто отсутствует этап планирования, а для завершения действия им не хватает выдержки и настойчивости. В итоге трудности не преодолеваются, а положительные цели либо не достигаются, либо достигаются частично, либо замещаются легкодоступными, в том числе отрицательными. У осужденных появляется неуверенность в своих силах и их действия зависят от случайных обстоятельств.[13]
По волевым особенностям выделяют следующие группы осужденных:
- осужденные с положительнонаправленной сильной (слабой) волей;
- осужденные с отрицательно направленной сильной (слабой) волей;
- осужденные с неустойчиво направленной сильной (слабой) волей. [14]
Имеются классификации, в основе которых лежит динамическая характеристика воли осужденных и волевые качества (Н.А. Харина, 2001; В.А. Семенов, 1992), а более широкие типологии включают в целом волевую активность и ее формы (М.В. Тимашов, 1980; А.И. Ушатиков, 1985). У осужденных часто деформирована направленность волевой активности. В их поведении и деятельности доминирующую роль играют мотивы, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей, стремление во всем видеть только личную выгоду, искаженное понимание ответственности. Недостатки динамической стороны воли выражаются в неразвитой способности к задержке отрицательных мотивов и побуждений, повышенной аффективности и импульсивности поведения. Эти особенности проявляются у осужденных на разных этапах волевого действия – постановки цели, планирования, исполнения.
Выделяют несколько групп осужденных, которые систематически нарушаю режим и отрицают установленные администрацией нормы и порядки.
В первую классификационную группу входят осужденные, которыеобладают отрицательными установками, без уверенно выраженных задатков лидерства. Для представителей данного типа характерно наличие психических отклонений, что осложняется наличием следующих качеств: склонность к употреблению алкоголя, плохо сдерживаемая импульсивность в поведении,неприятие и враждебное отношение к существующим социальным нормам,неспособность регулировать конфликтные ситуации примиряющим образом, цинизм, предубежденное отношение к окружающим.
Данная группа осужденных требует к себе постоянного и пристального внимания со стороны начальника отряда, поскольку общая отрицательная направленность поведения и неспособность прогнозировать последствия своих поступков способствует попаданию их под влияние лидеров отрицательной направленности и совершению криминогенных поступков.
Главным качеством, определяющим поведение этих осужденных, является агрессивность, которая проявляется в отрицательном отношении к другим лицам (они часто вступают в конфликты, затевают драки и т.д.). Высокий уровень агрессивности характеризуется общим негативизмом, постоянной готовностью к острым ситуациям, внутренней предрасположенностью к эмоциональным вспышкам по самому незначительному поводу, недоверчивостью по отношению к окружающим. При проведении индивидуально-ориентированной работы с ними необходима корректность, соблюдение этикета. Провоцирующими факторами могут быть чрезмерная грубость, бестактность, окрик, посягательство на личное достоинство.
Как правило, обострение агрессивности происходит в ситуации принижения престижа личности, при необходимом применении мер наказания. В таких ситуациях лучше обходиться без дополнительных рассуждений, не вступать с ними в затяжные дискуссии, использовать при общении нейтральные или уверенные интонации.
При неожиданной встрече с проявленной агрессивностью (например, став нечаянным свидетелем острой ситуации, необходимо под любым предлогом развести столкнувшихся людей в разные стороны. Если и этим конфликт не удается погасить, нужно провести профилактическую работу по предотвращению рецидива - установить причину конфликта, устранить, если возможно, условия его породившие, то есть попытаться лучше разобраться в ситуации, а не просто наказать виновного. Необходимо отметить, что в общении с более слабыми осужденными они проявляют тенденцию к психологическому прессингу. Исходя из этого, целесообразно назначать их на такие виды деятельности, которые требуют сосредоточенности и исполнительности, кропотливости и ответственности за порученное дело. Целесообразно назначать этих людей на работы, связанные с применением значительных физических усилий.
По каждому факту необходимо тщательное разбирательство и разъяснение ситуации. Поведение необходимо постоянно контролировать и направлять. Следует помнить, что такие осужденные бывают часто равнодушны к таким мерам воздействия, как водворение в ШИЗО, ПКТ и более адекватно воспринимают легкие, но психологически значимые для них виды наказаний.
Довольно часто у осужденных данной классификационной группы проявляется тревожность, как относительно устойчивая специфическая характеристика личности, определяющая особенность ее реагирования на различные ситуации.
Тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, провоцирует вспыльчивость и конфликтность.
В воспитательном плане рекомендуется ставить задачи осторожно и стараться избегать предъявления категоричных требований. Поощрять таких осужденных следует только за явно видимые и стабильные результаты. Меры наказания следует применять после длительной беседы, убедив его в своей неправоте и необходимости такого воздействия. Наказание должно соответствовать тяжести совершенного проступка.
Выдвигать на ответственные должности этих лиц в органы самоуправления не рекомендуется. При возникновении в среде осужденных отрицательных вспышек, тревожную личность необходимо изолировать от окружающих. Беседуя с данной категорией осужденных, не следует вступать с ними в пререкания. После сделанного замечания лучше уйти в тень и дать самостоятельно им обдумать свое поведение. При переводе с одного места работы на другое необходимо проявлять осторожность, поскольку они долго привыкают к новым условиям жизни и деятельности.
Вторую классификационную группу составляют осужденные, обладающие отрицательными социальными установками, сильным типом личности. Характерными чертами представителей этой группы являются: эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению существующих социальных норм, преступность, низкая социальная отзывчивость, предубежденное отрицательное отношение к окружающим.
Они, как правило, редко совершают грубые нарушения режима содержания, живут несколько обособленно, сопротивляются влиянию неформальных лидеров как положительной, так и отрицательной направленности.
Обладая богатым социальным опытом и предприимчивостью, хорошо развитыми навыками общения, умеют вести себя надлежащим образом. Достаточно честолюбивы, стремятся к комфорту и материальному благополучию, хорошо контролируют эмоции, объективно оценивают себя и окружающих. Поведение их в целом носит последовательный и продуманный характер, как правило, стараются избегать конфликтов.
При проведении воспитательных мероприятий главное условие - не выпускать их из-под своего контроля, чаще перемещать с одного места работы на другое. Тем не менее, определить степень их исправления, исходя из содержательных признаков, весьма проблематично. В индивидуальном плане важно не допустить их негативного влияния на ближайшее окружение.
Третья классификационная группа включает осужденных, обладающих отрицательными установками, сильным типом личности с объективными задатками лидерских качеств, стремлением к занятию высокого социально психологического статуса в неформальных кругах. Доминирующими чертами представителей данного типа являются:озабоченность проблемой собственного авторитета, устойчивая склонность к нарушению существующих социальных норм, преступность, повышенная возбудимость, импульсивность, низкая социальная отзывчивость.
Для них типична следующая модель поведения: стремление к организаторской деятельности, высокий уровень мотивации, направленной на достижение четких целей, выраженное стремление манипулировать другими, независимость суждений, решительность, склонность к риску.
С психологической точки зрения таких лиц вряд ли целесообразно совсем лишать сферы влияния, иначе возможен их переход в статус устойчивого неформального авторитета. Исходя из этого, желательно весьма осторожно делегировать им функции руководства формально-организованными группами (бригадами, органами самоуправления и др.) в различных видах деятельности, чтобы их личное влияние на окружающих было не столь продолжительным.
Следует, по мере возможности, заинтересовать их такими видами деятельности, которые могут изменить их ценностные ориентации. Попытаться установить доверительные отношения, чтобы поддерживать его авторитет в желаемом направлении. Если не удается это сделать, то необходимо сместить акцент на тех людей, которые составляют окружение этого человека.
Поиск подходов к ним - разрушение боязни, развитие чувства собственного достоинства. Постепенно теряя опору, он может оказаться в одиночестве, и тогда возникнут благоприятные предпосылки для приобщения его к социальной деятельности под постоянным контролем со стороны администрации.
Как правило, лидеры отрицательной направленности не стремятся сами нарушать режим содержания, а предпочитают противоправные действия осуществлять чужими руками. В этой связи говорить о личностно-ориентированном подходе при их исправлении проблематично. Более реально и предпочтительно использовать присущие им индивидуальные черты, главные из которых - способность оказывать влияние на других осужденных. При изучении личности в первую очередь необходимо выявить ведущие мотивы поведения, так как в них выражается индивидуальная сущность и основные тенденции. Оценивая поведение в целом, надо сообразовываться с конкретной социальной ситуацией и, прежде всего, с особенностями той группировки, которую он возглавляет.
Все осужденные, отрицательной направленности требуют к себе пристального внимания. Но у них различна эмоциональная, волевая сфера, интеллектуальная. Одни осужденные совершают правонарушения по причине низкого уровня волевого контроля, другие по причине высокого уровня эмоциональной возбудимости, третьи имеют низкий интеллектуальный уровень, четвертые имеют четкие привитые лидером отрицательные установки. Поэтому ко всем осужденным необходим индивидуальный подход.